Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Рабочая программа для учащихся 6 класса под ред. Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования муниципального образования «Теучежский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая

«Рассмотрено»                           Руководитель МО учителей русского языка и литературы

______________________М.Р.Наниз  

Протокол № от «____»___________2012г.              

«Согласовано»               Заместитель директора по УВР

____________________З.З.Наниз

«_____» _____________2012г.

«Утверждаю»                              Директор МБОУ «СОШ №1 им.Ю.К,Намитокова» а.Понежукая

______________________З.А.Хабаху 

Рабочая программа

по предмету «Русская литература»

Класс -6

2012-2013 учебный год

Ф.И.О. учителя:       Наниз З.З.

Понежукай

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             Рабочая  программа по  литературе  для 6  класса к учебнику Т.Ф.Курдюмовой составлена  на основе федерального компонента  государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.

            Цель программы:  способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.  Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  изображаемому в произведении.

             Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

          В курсе литературы 6 класса  представлены все три рода: эпический,  лирический и частично драматический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.

         Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за каждую четверть): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 6 класса научатся определять:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

научатся:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов  и определять их художественное своеобразие;
  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Место предмета

 На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение. Герой в мире художественного произведения  – 1ч.

Далекое прошлое человечества – 3ч.

Русская литература 19 века – 42ч.

Литература 20 века – 10ч.

Итоговые уроки – 2 ч.

Учебно-методическое обеспечение

1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 класс. В 2ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М., Дрофа, 2010.

2. Программа: Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2011.

3. Егорова Н.В. Литература 6 класс: Поурочные разработки по литературе.- М., «Вако», 2005.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во

 часов

Тип урока

Элементы содержания

Ожидаемые, планируемые

результаты

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

1.

Введение.  Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе

1

Изучение

нового материала.

Беседа. Игра

Понятие о герое художественного произведения. Представления учащихся об отрочестве.

Знание основной проблемы изучения литературы в 6 классе. Умение строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Прочитать статью о балладе

2

Устное народное творчество.

Былины.

1

Беседа по вопросам.

Словарная работа.

Былины – русский народный эпос. Циклы былин. Особенности исполнения былин. Сказитили былин.

Знание особенностей жанра и композиции былин, былинных героев. Умение воспринимать текст былины.

Пересказ содержания

Устное сочинение

«Прославление труда в баснях»

3.

А.Н.Островский «Снегурочка». Пьеса в стихах. Близость пьесы «Снегурочка» к фольклору. НРК Фольклор адыгского народа

1

Комбинир.

Слово об А.Н.Островском. А.Н.Островский как создатель русского национального театра. Развитие понятия о драматическом произведении.

Знание сведений о жизни и творчестве писателя, истории создания пьесы-сказки. Умение воспринимать и пересказывать пьесу-сказку, использовать теоретико-литературные понятия в речи

Тест «Узнай героя»

Выразительное чтение

4

Снегурочка в пьесе-сказке Островского

1

Комбинир.

Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы. Главные черты Снегурочки, ее отличие от людей.

Умение выразительно читать текст по ролям, объяснять значение устаревших слов и выражений

Тест на знание содержания сказки

Отрывок наизусть

5

Герои сказки Островского «Снегурочка»

1

Комбинир.

Группы персонажей.

Умение характеризовать героев и их поступки, группировать персонажей по их происхождению.

Ответы на вопр. Стр.37

Пересказ

6

В.А.Жуковский Баллада «Кубок», «Лесной царь»

1

Комбинир.

Слово о В.А.Жуковском. творческая история баллад. Хар-ка героев. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе

Умение находить  средства художественной выразительности в тексте и определять их роль

Пересказ сюжета баллады

Наизусть

7

Вн.чт.

1

Комбинир.

8-9

Повесть С.Аксакова  «Детские годы Багрова-внука»

2

Комбинир.

Слово о С.Т.Аксакове. Читатель-подросток  в автобиографическом произведении

Умение воспринимать чтение на слух, определять основную мысль текста

Составление цитатного плана

Ответы на вопросы 2-5

10

Очерк С.Аксакова «Буран»

1

Комбинир.

Художественные особенности картины. Человек и стихия в этой зарисовке.

Умение составлять план, пересказывать текст с сохранением стиля

Задание на различные приемы хар-ки героя

Пересказ

11

Р/р Пейзаж в произведениях русской и адыгейской литературы. Создание пейзажа

1

Урок развития речи

Мастерство русских и адыгейских писателей и поэтов в описании природы. Связь пейзажа с жизнью героев произведений.

Знание описаний пейзажей в произведениях. Умение выразительно читать и анализировать прозаические и поэтические тексты, сопоставлять произведения литературы и живописи.

Создание собственного текста-пейзажа

Докончить создание текста-пейзажа

12

Басни Крылова  «Два мальчика», «Волк и Ягненок», Аллегорическое изображение  человеческих взаимоотношений

НРК Басни Х.Ашинова

1

Беседа с элементами чтения, творческая и письменная работа

Слово об И.А.Крылове. художественная и нравственная ценность басен.

Знание сведений о жизни и творчестве баснописца. Умение характеризовать героев и их поступки

Оценка ответов уч-ся за дом задание. Работа с текстом

Выучить наизусть одну басню.

По одной  из пословиц сочинить свою басню

13

Вн.чт. Своеобразие басен Крылова.

1

Урок внеклассного

чтения

Своеобразие басен Крылова. Сюжет, композиция, герои басен Крылова

Знание признаков жанра басни. Умение выразительно читать и анализировать басни; давать речевую характеристику героев

Выборочная проверка тетрадей

Составить инсценировку одного из басен.

14

В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши»

2

Комбинир.

Слово о В.Ф.Одоевском. дневник Маши. Сюжет, композиция и особенности повествования.

Знание особенностей жанра дневника. Умение характеризовать героев и их поступки

Взаимные вопросы по содержанию

Образ Маши

15

Р/р Творческая работа по созданию дневника

1

Урок развития речи

Творческая работа по созданию дневника

Умение создавать собственный дневник

Создание дневника

Создать дневник

16

А.С.Пушкин. Послания близким, друзьям и родным.

НРК Пушкин и Кавказ

1

Изучение нового материала, Беседа о творчестве А.С.Пушкина, чтение

Тема юношеской дружбы в ранней лирике Пушкина и в последующие годы. Понятие о жанре послания.  Послания близким, друзьям и родным

Знание особенностей жанра послания. Умение прослеживать изменения настроения в стихотворении

Фронтальный опрос класса

Выучить стих.

«Узник»

17-18

Контрольный срез и его анализ

2

Контрольный

Тест

Умение правильно отвечать на вопросы

Тестирование

19

Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Мотив одиночества в лирике Н.Куека

1

Урок изучения нового материала

Яркое воплощение одиночества в стихотворениях Лермонтова. Образы-символы в стихотворениях

Знание основных мотивов лирики поэта. Умение выступать с сообщениями на литературную тему, создавать словесные картины к стихотворениям

Конспектирование, оценка изложенного мат-ла

ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ

20

Р/Р Средства художественной выразительности

1

Урок-практикум

Средства художественной выразительности

Умение определять стихотворный размер в лирическом произведении

Коллективный, групповой

21

М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы»

1

Комбинир.

Понятие об эпиграмме. Примеры эпиграмм

Знание теоретико-литературного понятия эпиграммы. Умение воспринимать тексты эпиграмм.

Вопросы на содержание, определение средств выразительности

Пересказ

22

И.С. Тургенев» Бежин луг»

1

Урок изчения нового мат. Беседа

Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг» - один из самых популярных рассказов сборника

Знание биографии автора, сюжета и героев рассказа, способов создания образов природы. Умение объяснять значение устаревших слов и выражений

Выборочная проверка тетрадей

Содержание понравившего эпизода

23  

Мальчики из Бежина луга

1

Урок совершенствования  знаний

Поэтический мир народных поверий в рассказах мальчиков. Народные верования и предания.

 Умение дать хар-ку мальчикам, объяснять значение диалектных и просторечных слов

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Устное описание понравившегося мальчика, иллюстрация на любой эпизод

24

Пейзаж в очерке Тургенева «Бежин луг»

1

Комбинир.

Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе, их роль

Умение находить описания природы, определять способы создания образов

Задания по тексту

Иллюстрация к пейзажу

25

Р/Р Сочинение «Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

1

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения

Умение составлять план и подбирать материал по теме сочинения

Коллективный, индивидуальный

26-27.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети», «Школьник»

2

Урок изучения нового материала

Тема детства в лирике Н.А.Некрасова

Умение выступать с сообщениями на литературную тему, находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Фронтальный опрос класса

Выучить отрывок, Выявить авторского отношения к мальчикам.

28

Л.Н.Толстой «Отрочество»

НРК Толстой в Адыгее

1

Урок изучения нового материала

Повесть «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя.

Знание сюжета и героев повести. Умение определять этапы описания грозы, сопоставлять литературные произведения друг с другом

Пересказ, ответы на вопросы

Подготовить устный рассказ

«Я привык что- нибудь сладкое»

29

Герой автобиографической повести Толстого

1

Усовершенствование знаний

Герой автобиографической повести Толстого

Умение выступать с сообщениями на литературную тему

Фронтальный опрос класса

выучить наизусть отрывок

30

Ф.М.Достоевский «Мальчики»

1

Комбинир.

Сострадание писателя к обиженным и оскорбленным.

Умение выразительно читать и выборочно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки

Фронтальный опрос класса

Пересказ

31

Р/р Эпизод в художественном произведении

1

Урок развития речи

Эпизод в художественном произведении

Умение пересказывать эпизод худ.произведения

Коллективный, групповой

32-33

Контрольный срез и его анализ

2

Контрольный

Тест

Умение правильно отвечать на вопросы

Тестирование

34

А.П.Чехов

«Толстый и тонкий», «Хамелеон»

1

Урок изучения нового материала

Юношеские рассказы Чехова. Средства создания комического в рассказе

Знание сюжета и героев рассказа. Умение определять элементы сюжета, строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Выборочная проверка тетрадей

Подготовить выступление «Речь фельдшера»

35

Вн.чт. Рассказы Чехова

1

Урок внеклассного чтения

Юношеские рассказы Чехова. Средства создания комического в рассказе

Умение определять элементы сюжета, строить развернутые высказывания на основе прочитанного

Конспектиро-вание, оценка изложенного мат-ла

Подготовить сценарий по одному рассказу

36

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Комбинир.

Автобиографический характер повести. Мечты и попытки их реализовать.

Умение определять границы эпизода, знание фактов биографии писателя

Беседа

Образ Темы

37

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Комбинир.

Становление характера подростка

Знание содержажия автобиографической повести. Умение прослеживать изменения в поведении героя и объяснять причины этих изменений

Составление конспекта на слух

Диалог в прозе

38

Р/р Сочинение «Сильные и слабые стороны в характере Темы»

1

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения

Умение составлять план и подбирать материал по теме сочинения

Коллективный, индивидуальный

Докончить сочинение

39

Т.Х.Уайт  «Свеча на ветру»

1

Комбинир.

Вопрос о роли внешности, роли Красоты в судьбе человека.

Знание биографии писателя, умение пересказывать произведение

Беседа

Роль Красоты в жизни человека

40-41

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

2

Комбинир.

«Приключения Гекльберри Финна» как вторая часть автобиографического повествования

Знание биографии писателя, сюжета и героев повести. Умение характеризовать героев и их поступки, отличать сатирическое изображение героя от юмористического

Викторина

Природа на страницах повести

42

Ж.Верн «Таинственный остров»

1

Комбинир.

Создание писателем нового типа героя – рыцаря науки.

Умение определять признаки «робинзонады» в произведении

Беседа по вопросам

Образ Герберта

43

Герои романа  Ж.Верна «Таинственный остров»

1

Комбинир.

Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста

Умение находить цитаты к характеристике героев. Сопоставлять роман с иллюстрациями к нему.

Выборочный пересказ

Роль дружбы в романе

44

О.Уайльд «Кентервильское привидение»

1

Комбинир.

Рассказ «Кентервильское привидение» как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе

Умение находить иронию как прием юмора и сатиры

Ответы на вопросы

Образ юных героев

45

Герои рассказа  О.Уайльда «Кентервильское привидение»

1

Комбинир.

Герои рассказа. Невозмутимость старших Отисов

Умение находить пародию как прием юмора и сатиры

Выборочный пересказ

Пародия в произведении

46

Вн.чт. О.Генри «Дары волхвов», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Урок внеклассного чтения

. О.Генри «Дары волхвов», А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Умение пересказывать близко к тексту

Пересказ

47-48

Русская лит.XXвека

А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» НРК

Адыгейская литература 20 века

2

Комбинир.

Герой рассказа «Смерть африканского охотника» и его любимые книги. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность.

Умение давать развернутый ответ на вопрос; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте.

Ответы на вопросы по тексту

Смысл заголовка

49-50

М.Горький «Детство»

НРК Адыгейские писатели о Горьком

2

Комбинир.

Автобиографическая трилогия.

Умение выделять авторскую позицию, внутренний мир подростка

Вопросы по произведению

Пересказ

51-52

Контрольный срез и его анализ

2

Контрольный

Тест

Умение правильно отвечать на вопросы

Письменный

53

А.С.Грин «Гнев отца»

1

Комбинир.

Историческая личность героя рассказа

Умение определять значение слова в рассказе, пересказывать сюжет рассказа

Пересказ

Комизм сюжета

54-55

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»

2

Комбинир.

«Повесть о жизни» - цикл автобиографических повестей Паустовского

Умение определять роль пейзажа в прозе, характеризовать героев и их поступки

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы 1-3 учебника

56

Ф.А.Искандер  «Детство Чика»

1

Комбинир.

Герой цикла рассказов по имени Чик. Смысл названия рассказа

Умение рассказывать о своих впечатлениях от третьего и первого лица, умение рассказывать о сюжете. Умение выступать с докладом

Вопросы по произведению

Пересказ

57

Р/р Герой и автор

1

Урок развития речи

Герой и автор

Умение характеризовать героя произведения, определять отношение автора к герою. Формирование навыков письменной речи

Мини-сочинение по теме урока

Докончить мини-сочинение

58

Родная природа в стихах русских поэтов И.А.Бунин «Детство», «Первый соловей»

НРК Природа в поэзии адыг.поэтов

1

Урок изучения нов. мат.

Поэтические образы природы в стихотворениях русских и адыгейских поэтов

Знание сведений о жизни и творчестве поэта.

Умение выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять произведения литературы и живописи

Фронтальный опрос класса

Хар-ка работника

Нефёда

59

А.А.Блок «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом»

1

Комбинир.

Поэтические образы природы в стихотворениях  поэта

Знание сведений о жизни и творчестве поэта.

Умение выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять произведения литературы и живописи

Конкурс чтецов, ответы на вопросы

Наизусть

60

К.Д.Бальмонт

 «Золотая рыбка»

1

Урок изучения нового материала

Поэтические образы природы в стихотворениях  поэта

Знание сведений о жизни и творчестве поэта.

Умение выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять произведения литературы и живописи

Конкурс чтецов, ответы на вопросы

Выразит. чтение, устное изображение картин стих. «Золотая рыбка»

61

Б.Л.Пастернак «Июль»

1

Урок поэзии

Поэтические образы природы в стихотворениях поэта

Знание сведений о жизни и творчестве поэта.

Умение выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, сопоставлять произведения литературы и живописи

Фронтальный опрос класса

Выучить наизусть стих.

62

Р/Р Анализ стихотворения о природе

1

Урок развития речи

Анализ стихотворения о природе

Научить делать анализ лирического произведения

Коллективный, групповой

63

Великая Отечественная война в литературе К.М.Симонов  «Сын артиллериста»

НРК Х.Андрухаев и его стихи

1

Комбинир.

Великая Отечественная война и ее отражение в искусстве. Быстрота отклика искусства на события жизни

Знание стихотворений о Вов. Умение выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Выборочная проверка тетрадей, оценка по выступлению

Сочинение «Быстро повзрослевшие подростки»

64

Песни о Великой Отечественной войне. М.Лисянский «Моя Москва»

1

Комбинир.

Песни военных лет, их популярность в годы Вов.

Знание песен о Вов. Умение выразительно читать стихотворения, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль

Фронтальный опрос класса-

Выраз. чтение

Подготовить сообщение о поэте.

Выучить наизусть «Моя Москва»

65

Вн.чт. Стихи  и песни русских и адыгейских поэтов о ВОв

1

Урок внеклассного чтения

Великая Отечественная война и ее отражение в искусстве. Быстрота отклика искусства на события жизни

Умение определять основную мысль незнакомого стихотворения

Викторина

Подготовиться к читательской конференции

66

Читательская конференция

1

Комбинир.

Читательская конференция

Умение обобщать прочитанное

Выступления детей

Подготовиться к срезу

67-68

Итоговый контрольный срез и его анализ

2

Контрольный

Авторы. Сюжеты и герои произведений, изученных в 6 классе. Проверка знаний и умений учащихся. Выявление уровня их литературного развития.

Знание авторов. Сюжетов и героев произведений, изученных в 6 классе. Умение отвечать на вопросы по прочитанным произведениям

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...