Сценарий урока литературы в 11 классе "Музыкальные экскурсы великой русской литературы"
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс) на тему

Синягина Светлана Альбертовна

Урок-исследование в 11 классе проводится  после изучения темы «Творчество А.И.Куприна» в мыследеятельностной технологии, носит интегрированный характер. Класс делится на 4 группы, каждая из которых работает над своим заданием. Этапы урока: поисково-исследовательский, презентационный, рефлексивный - предполагают глубокое погружение выпускников в художественные тексты: «Метель» А.С. Пушкина,«Слепой музыкант» В.Г.Короленко,  «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого, «Гранатовый браслет» А.И.Куприна. Работая с маршрутным листом и отвечая на поставленные вопросы, ученики учатся слушать друг друга и слышать, соотносят свое мнение с мнением участников коммуникации и приходят к интересным выводам. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Синягина С.А.,

(г.Тутаев Ярославской обл., РФ, МОУ СШ №6, e-mail: svet2112-67@mail.ru)

Сценарий урока  в 11 классе

«Музыкальные экскурсы великой русской литературы»

Тип урока: урок-исследование

Технология урока: мыследеятельностная

Организация работы в классе: групповая

Конечный результат урока: сочинение на заданную тему

Место урока в учебной программе: проводится как урок внеклассного чтения после изучения темы «Творчество А.И.Куприна».

Цель: создать условия для развития читательского кругозора и формирования читательской компетентности выпускников на примере произведений русских писателей.

Задачи:

- расширять читательский потенциал обучающихся через поисковую работу по заданному направлению;

- способствовать развитию  эстетического восприятия художественного текста;

- развивать  навыки исследовательской работы и анализа литературного произведения;

- закрепить навыки  коллективного взаимодействия, публичного выступления, умения распределять поручения и обмениваться информацией.

Этапы урока:

  1. Поисково-исследовательский  (предварительный): (организация работы в группах:  распределение «ролей» в каждой группе  (биограф, библиограф, литературовед, музыковед, журналист, художник-оформитель); чтение произведения писателя (каждой группе – своё); получение группового и индивидуального заданий за одну –две недели до урока.
  2. Презентационный (представление групповых исследований на уроке)
  3. Рефлексивный (домашнее сочинение-рассуждение «Какую роль играет музыка в художественном произведении?» (произведение на выбор обучающихся).

Варианты         произведений для анализа в группах (на выбор учителя и обучающихся):

  1. «Метель» А.С. Пушкин
  2. «Слепой музыкант» В.Г.Короленко
  3. «Крейцерова соната» Л.Н.Толстой
  4. «Гранатовый браслет» А.И.Куприн

        Схема сценария урока

Этапы

Групповое задание

Вид исследовательской деятельности

Предварительная подготовка к уроку

(в течение недели до урока)

1.Групповое: подготовить презентацию (в любом виде) на тему «Музыка в художественном произведении»

2. Индивидуальное: биографу: найти сведения о музыке в судьбе писателя; библиографу: найти, в каких произведениях писатель использовал музыкальную тему; литературоведу: выбор музыкального материалы из произведения, обобщение в группе; музыковеду: подбор музыкальных произведений, связанных с пониманием текста, журналист, художнику-оформителю: составить схему-модель, презентацию (на выбор), обобщающую исследование группы.

Поиск сведений о писателе в разных источниках, создание «буккроссинга» по музыкальной тематике писателя, анализ художественного текста, организация предварительной работы в группе с целью обмена информацией и ее классификации и систематизации в презентации (электронной, графической и т.д. по желанию); представление своего исследования.

Презентационный

(урок, 90 минут)

1.Вступительное слово учителя о роли музыки в литературе.5 мин.

2.Презентация (на выбор), обобщающая исследование группы, по 12 мин. На каждое выступление.

3.Вопросы группам. 3 мин. После каждого выступления.

4. Рефлексия. 10 мин.

Пострефлексия

Написать домашнее сочинение-рассуждение «Какую роль играет музыка в художественном произведении?» (произведение на выбор обучающихся).

                Задания группам        

(4 группы формируются по желанию одну-две недели до проведения урока, каждой предоставляется один текст для глубокого изучения и анализа)

1 группа. Работа с текстом повести «Метель» А.С. Пушкина.

Групповое: перечитать текст, по итогам индивидуальной работы каждого участника подготовить презентацию (в любом виде) на тему «Музыка в художественном произведении», которая должна отразить следующие направления работы с текстом: выходные данные произведения, биографический и исторический контекст, подборку материала на тему «Музыка в произведении» (эпиграф, название, «музыкальный фон» произведения, музыкальный подтекст и ассоциации, связанные с музыкой). Подготовить свое выступление, быть готовыми задавать вопросы группам и отвечать на вопросы оппонентов.

2. Индивидуальные (распределяются внутри группы):  найти сведения о музыке в судьбе писателя; сопоставить его с вальсом Г.В.Свиридова; найти, в каких произведениях писатель использовал музыкальную тему; сопоставить со стихотворением «Бесы» А.С.Пушкина; выбрать музыкальные материалы из произведения, в которых есть упоминания о музыке или музыкальных произведениях, постараться «услышать» музыку слов (найти приемы аллитерации, ассонанса), подобрать текстовый материал, отражающий заданное направление; подбор музыкальных произведений, связанных с пониманием текста,  составить схему-модель, презентацию (на выбор), обобщающую исследование группы.

2 группа. Работа с текстом повести «Слепой музыкант» В.Г.Короленко

Групповое: перечитать текст, по итогам индивидуальной работы каждого участника подготовить презентацию (в любом виде) на тему «Музыка в художественном произведении»,  которая должна отразить следующие направления работы с текстом: выходные данные произведения, биографический и исторический контекст, подборку материала на тему «Музыка в произведении» (эпиграф, название, «музыкальный фон» произведения, музыкальный подтекст и ассоциации, связанные с музыкой). Подготовить свое выступление, быть готовыми задавать вопросы группам и отвечать на вопросы оппонентов.

2. Индивидуальные (распределяются внутри группы):   найти сведения о музыке в судьбе писателя, о предыстории повести;  найти, в каких произведениях писатель использовал музыкальную тему; в чем она выразилась в повести; выявить смысл заглавия повести;  выбор музыкального материала из произведения (как прямого, так и косвенного влияния музыки на читателя: подбор музыкальных произведений, связанных с пониманием текста, вывод о музыке как связующем звене в судьбе героев;  составить схему-модель, презентацию (на выбор), обобщающую исследование группы.

3 группа. Работа с текстом повести  «Крейцерова соната» Л.Н.Толстого

Групповое: перечитать текст, по итогам индивидуальной работы каждого участника подготовить презентацию (в любом виде) на тему «Музыка в художественном произведении», которая  должна отразить следующие направления работы с текстом: выходные данные произведения, биографический и исторический контекст, подборку материала на тему «Музыка в произведении» (эпиграф, название, «музыкальный фон» произведения, музыкальный подтекст и ассоциации, связанные с музыкой). Подготовить свое выступление, быть готовыми задавать вопросы группам и отвечать на вопросы оппонентов.

2.  Индивидуальные (распределяются внутри группы):  найти сведения о музыке в судьбе писателя, предысторию повести;  найти, в каких еще произведениях писатель использовал музыкальную тему; какое значение соната имела в судьбе писателя; почему он обращается к ней;  выбор музыкального материала из произведения, его анализ; объяснение смысла названия повести; подбор музыкальных произведений, связанных с пониманием текста; сопоставление;   составить схему-модель, презентацию (на выбор), обобщающую исследование группы.

4 группа. Работа с текстом  рассказа  «Гранатовый браслет» А.И.Куприна

 Групповое: перечитать текст, по итогам индивидуальной работы каждого участника подготовить презентацию (в любом виде) на тему «Музыка в художественном произведении», которая должна отразить следующие направления работы с текстом: выходные данные произведения, биографический и исторический контекст, подборку материала на тему «Музыка в произведении» (эпиграф, название, «музыкальный фон» произведения, музыкальный подтекст и ассоциации, связанные с музыкой). Подготовить свое выступление, быть готовыми задавать вопросы группам и отвечать на вопросы оппонентов.

2. Индивидуальные (распределяются внутри группы):  найти сведения о музыке Бетховена в судьбе писателя;  выявить роль эпиграфа к рассказу; музыкального материала из произведения;  подбор музыкальных произведений, связанных с пониманием текста; составить схему-модель, презентацию (на выбор), обобщающую исследование группы.

Памятка-маршрутный лист  для работы в группе (выдается до урока всем группам)

  1. Прочитайте или перечитайте текст произведения.
  2. Распределите роли в группе и познакомьтесь с заданием (коллективным и индивидуальными). Выберите координатора, который будет решать технические вопросы (назначение времени и места для обсуждения в группе и т.д.)
  3. Обсудите режим работы: время на индивидуальные поисковые задания (3-6 дней), время группового анализа найденного материала (1-3 раза), обсуждение в группе итогов работы (в последний день перед уроком) и составление презентации.
  4. Зафиксируйте в своих блокнотах результат поисковой работы каждого участника исследования.
  5. Продумайте, в каком виде представить свой проект (схема, презентация, устное выступление и т.д.), кто и как будет его «защищать».
  6. Внимательно слушайте выступления других групп, будьте готовы к дискуссии по окончании урока.

Вступительное слово к уроку.

Зачем мы читаем книгу? А слушаем музыку? Только ли для того, чтобы получить информацию или провести время с пользой? Если о книге ещё можно поспорить, то музыка-то, скажете вы,  уж точно не для этого. То, что происходит в нашей душе (радость, огорчение, спокойствие или смятение),- всё может разделить с нами музыка. Эти два вида искусства: искусство слова и искусство музыки - так тесно взаимосвязаны, что порой отделить одно от другого нельзя. Читаешь повесть и будто слышишь музыку, - слушаешь музыку и понимаешь, что читаешь саму жизнь: так ярки образы, которые проплывают перед нами.

Музыка, созданная композитором на основе художественного произведения, музыка, звучащая на страницах повести или рассказа, роль музыки в понимании внутреннего мира героя произведения, - вот те ключевые моменты, с которыми столкнулись вы, исследуя текст. Что изменилось в вас, как в читателях, после такого исследования? Изменился ли взгляд на изучаемое произведение? А может, герои раскрылись по-другому? Постарайтесь сегодня донести результаты своего открытия до слушателей.

Частичный содержательный материал для работы на уроке

«Метель» А.С. Пушкин

История создания повести

«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года.

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

Музыка Г.Свиридова

Образный мир пушкинской поэзии и прозы неоднократно привлекал композитора Свиридова и вдохновлял его на создание прекрасной музыки. Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1964) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, и картины природы. В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту, музыка которой приобрела широчайшую известность. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. 

Образы в музыке и в повести (сопоставление)

Музыка сначала рисует вьюгу, метель, и кажется, будто она хочет остановить героя, предостеречь от безрассудного поступка. Затем мы видим бескрайнюю снежную равнину, дорогу, длинную, нескончаемую; слышится стук копыт, перезвон бубенцов под дугой, как будто кто-то едет на тройке лошадей и напевает спокойную мелодию. В конце части интонации «метели» вновь врываются в звучание всего оркестра, но вот всё стихает, «тройка» исчезает, растворяется вдали. Можно предположить, что Свиридов во вступлении нарисовал не только метель, но и показал страх и волнение человека. Когда начинает звучать напевная мелодия, в музыке чувствуется, что за её спокойным  течением есть какое-то напряжение, сомнения. Итак, и музыка, и повесть дали нам почувствовать, что герои совершают неправильные поступки.

Через образ метели автор пытается как бы остановить и предупредить героев.

Образ метели в повести

Метель является олицетворением злых сил, вмешавшихся в человеческую жизнь. И вмешательство это весьма трагично. Владимир погиб на войне. Марья Гавриловна не может выйти замуж, так как у нее есть муж, которого она даже не знает. Офицер, который вначале считал все веселой шуткой, понимает, как опасно бывает шутить с судьбой, ведь он связан пожизненными узами с незнакомым ему человеком.

Метель становится не олицетворением зла, разрушившего счастье героев, или добра, соединившего любящие сердца, пусть и через много лет. Скорее всего, это просто судьба, которая вершит человеческие дела и держит в своих руках нашу жизнь.

Образ метели в сюите

Композитор исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением.

«Слепой музыкант» В.Г.Короленко

Смысл заголовка – тематический.

Слепой от рождения мальчик становится настоящим музыкантом. Но в этом ему помогают взрослые: мать, любящая его, дядя Максим, стремящийся научить ребенка не жалеть себя, а стать полноценным человеком, и Иохим, который становится для Петруся первым учителем музыки.

Как музыка появляется на страницах повести?

Конюх Иохим пробудил в маленьком Петре любовь к музыке, способность слышать красоту мелодии и звуков. Иохим был влюблен в девушку, которая отказала ему во взаимности, оттого его музыка наполнена истинными чувствами и красотой. Эта полнота звуков и завораживает маленького Петра, заставляет его бегать в конюшню и слушать совершенную игру конюха. Иохим – первый учитель Петра по музыке. Именно в его конюшне мальчик научился понимать и ценить настоящее искусство.

 Чувству музыки развивается в мальчике. Но только дудка становится для него музыкальным инструментом, передающим душевные переживания, ведь эта музыка идет из сердца, из души. «А между тем из конюшни каждый вечер звучали мелодические призывы, и мальчик кидался туда, даже не спрашивая уже позволения матери. Специфический запах конюшни смешивался с ароматом сухой травы и острым запахом сыромятных ремней. Лошади тихо жевали, шурша добываемыми из-за решетки клочьями сена; когда дударь останавливался для передышки, в конюшню явственно доносился шепот зеленых буков из сада. Петрик сидел как очарованный и слушал».

Музыка, звучащая со страниц повести (отрывки из повести для анализа)

Отрывки из повести:

«Он еще внимательнее ловил голоса окружающей природы и, сливая смутные ощущения с привычными родными мотивами, по временам умел обобщить их свободной импровизацией, в которой трудно было отличить, где кончается народный, привычный уху мотив и где начинается личное творчество. Он и сам не мог отделить в своих песнях этих двух элементов: так цельно слились в нем они оба. Он быстро заучивал все, что передавала ему мать, учившая его игре на фортепиано, но любил также и Иохимову дудку. Фортепиано было богаче, звучнее и полнее, но оно стояло в комнате, тогда как дудку можно было брать с собой в поле, и ее переливы так нераздельно сливались с тихими вздохами степи, что порой Петрусь сам не мог отдать себе отчета, ветер ли навевает издалека смутные думы или это он сам извлекает их из своей свирели».

«Мотив давно уже изменился. Оставив итальянскую пьесу, Петр отдался своему воображению. Тут было все, что теснилось в его воспоминании, когда он за минуту перед тем, молча и опустив голову, прислушивался к впечатлениям из пережитого прошлого. Тут были голоса природы, шум ветра, шепот леса, плеск реки и смутный говор, смолкающий в безвестной дали. Все это сплеталось и звенело на фоне того особенного глубокого и расширяющего сердце ощущения, которое вызывается в душе таинственным говором природы и которому так трудно подыскать настоящее определение... Тоска?.. Но отчего же она так приятна?.. Радость?.. Но зачем же она так глубоко, так бесконечно грустна?»

Музыка природы, переданная словами

Восприятие природы слепым ребенком: звенящая капель,

нежно журчащая вода, черемуха, шелестящая листвой,

трели соловьиной песни, грохот, шум, скрип телег, шуршание колеса, людской говор ярмарки, стук веток о стекло, окрики журавлей.

Значение музыки в повести

Писатель показывает, как позволяет герою обрести душевный мир народная музыка, которой он овладел в совершенстве. Народная музыка помогает понять музыку человеческой души и музыку природы, и  вскоре он овладел  высотами и классической музыки.

Он обретает силу в музыке, которая может воздействовать на людей, рассказать им то главное о жизни, что так трудно понял сам.

Повесть заканчивается концертом, где мы видим Петра уверенного, сильного, и в этом заслуга музыки тоже.

«Крейцерова соната» Л.Н.Толстой

Предыстория повести

Источники: Биограф Толстого П.И. Бирюков писал, что поводом для написания «Крейцеровой сонаты» послужило исполнение в доме Толстых весной 1887 г. сонаты Бетховена, которая на этот раз произвела на Толстого особенно сильное впечатление. 

По словам С.А. Толстой, «мысль создать настоящий рассказ была ему (Толстому) внушена» летом 1887 г. актером В.Н.Андреевым-Бурлаком, который рассказал, что «раз, на железной дороге один господин сообщил ему свое несчастие от измены жены, и этим-то сюжетом и воспользовался Левочка».

Как музыка «входит» в повесть?

Сюжет: семейная драма (ссоры и скандалы в семье Позднышева, увлечение уроками музыки жены, ревность мужа к учителю, страшная расправа с женой, позднее понимание сотворенного). Музыка звучит в исполнении героев повести (жены и учителя Трухачевского)

Музыка Бетховена в повести.

В воскресенье собрались гости, и жена с Трухачевским играли перед всеми «Крейцерову сонату» Бетховена. И вдруг Позднышев понял, какая страшная вещь – музыка. Он был убежден, что «Крейцерову сонату» можно играть только при известных, значительных, важных обстоятельствах и никак – при женщинах в декольте, чтобы затем обсуждать последнюю сплетню. 

Соната – это камерный музыкальный жанр, чаще всего исполняемый фортепианно-скрипичным дуэтом. В повести таким дуэтом выступают скрипач Трухачевский и жена Позднышева Лиза, исполняющая партию на рояле. Музыкальные инструменты ассоциативно параллельны героям повести: скрипка Трухачевского непосредственно воздействует на эмоциональное состояние Лизы; рояль её руках чутко отзывается на игру скрипки. Музыка в «Крейцеровой сонате» Л.Бетховена является одним из сюжетообразующих элементов. Музыкальные мотивы двигают действие повести, приближая его к кульминации и к развязке.

Музыка и композиция повести

Сама композиция повести построена по принципу первой части сонатного цикла. Он состоит из четырёх частей: экспозиции (завязки), разработки (конфликта), репризы (формирование вывода) и коды (итога). Экспозиция – диалог пассажиров о проблемах семьи, брака и вступление в беседу Позднышева с ними и объяснение им своей позиции; разработка – рассказ-исповедь Позднышева одному из пассажиров о своей жизни; репризы – рассуждения Позднышева о том, что привело его к «критическому эпизоду» - убийству жены; кода – итоговый вывод Позднышева о неверном отношении к любви, к женщине, браку и семье в современном ему обществе.

Другие музыкальные произведения в повести

Помимо Крейцеровой сонаты Бетховена Лиза и Трухачевский играли «сонатки Моцарта» и «Элегию» Эрнста. Эти сочинения являются музыкальным контекстом для исполнения бетховенского произведения, оттеняют и дополняют его.

На уровне повествования в произведении музыка проявляется в звукописи, пронизывающей  ткань повести. Звуки музыки, так и шумы железной дороги: однообразное гудение поезда, его погромыхивание на стыках рельс, дребезжание стёкол в вагонах.

В «Крейцеровой сонате» в разных модификациях всё время повторяется звук «у». Он слышится и в стоне Позднышева, которым периодически прерывается его рассказ-исповедь, и в его речи, и в монотонном гудении поезда и в словах «музыка», «любовь» и «убийство» -  ключевых в  произведении.

Значение музыки в повести

Музыка в «Крейцеровой сонате» является не только одним из ключевых элементов поэтики, композиции  повести, но и очень важным философско-идеологическим центром  в сознании главного героя. Музыка становится эмоциональной причиной развязки повести.

Отзывы о повести

После прочтения повести А.П. Чехов писал А.Н. Плещееву: «…едва ли можно найти что-нибудь равносильное по важности замысла и красоте исполнения. Не говоря уж о художественных достоинствах, которые местами поразительны, спасибо повести за одно то, что она до крайности возбуждает мысль. Читая ее, едва удерживаешься, чтобы не крикнуть: «Это правда!» или «Это нелепо!».

«Гранатовый браслет» А.И.Куприн

Предыстория рассказа

А. Куприну была рассказана анекдотическая история, произошедшая с родовитой семьёй князя Дмитрия Николаевича Любимова и пересказанная его сыном: « В течение нескольких лет к ней почти каждый день приходили письма от неизвестного адресата, который в своих посланиях открывал свои чувства к ней. Понимая, что их неравенство в социальном положении не оставляет ему никакой надежды на ответное чувство, он писал, что не в его силах прекратить напоминать о себе. Письма долго сохранялись в семье… Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Неизвестный то сердился на мою мать, то благодарил её, хоть она никак не реагировала на его послания. В семье к письмам относились как к курьёзу, как к забавному анекдоту, и мой отец …нередко язвительно вышучивал их. Со временем интерес к ним пропал…

Так длилось до тех пор, пока от влюблённого телеграфиста (в одном из писем он признался, что служит на телеграфе и имеет “странную” фамилию) не был получен в подарок гранатовый браслет. Наша семья признала это за оскорбление…Отец потом рассказывал мне, что визит к Жёлтому потряс его. Телеграфист жил в убогой мансарде на шестом этаже. Там пахло мышами, кошками, керосином и стиркой. Отца поразила разница между нищим жильём мелкого чиновника и комфортной обстановкой нашего дома. Как осмелился неимущий пасынок общества преподнести дорогой подарок великосветской даме? Жёлтый в это время как раз составлял очередное послание. Во время объяснения отец больше молчал, а дядя, который был молод, горяч и высокомерен, был без нужды резким. Жёлтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим всё и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно”.

Эпиграф - название сонаты Бетховена, соединяет начало и финал рассказа

L. van Beethoven. 2 Son. (ор. 2, N 2).
Largo Appassionatu

Первое упоминание в тексте о словах эпиграфа

Это конец главы 12, в которой Вера прощается с покончившим с собой Желтковым: когда она уходила, то хозяйка квартиры обратилась к ней льстивым польским тоном:
- Пани, я вижу, что вы не как все другие, не из любопытства только. Покойный пан Желтков перед смертью сказал мне: "Если случится, что я умру и придет поглядеть на меня какая-нибудь дама, то скажите ей, что у Бетховена самое лучшее произведение... " - он даже нарочно записал мне это. Вот поглядите.. .
- Покажите, - сказала Вера Николаевна и вдруг заплакала. - Извините меня, это впечатление смерти так тяжело, что я не могу удержаться.
И она прочла слова, написанные знакомым почерком:
"L. van Beethoven. Son. N 2, op. 2. Largo Appassionato".

Где героиня вновь слушает эту сонату?

В финале рассказа. Это внутренний монолог о любви, ее запоздалое признание звучит как слова молитвы «Отче наш…» ( Да святится имя твое…), вторит музыкальному произведению, показывая, как сбывается пророчество телеграфиста.

Музыка в тексте рассказа

Музыкальное сопровождение впервые появляется в день именин Веры Николаевны (играет Женни Рейтер), затем — в финале произведения (играет опять же Женни Рейтер!) Полифония, многоголосие музыкального плана создается шумом моря и водопада («Это там, выше водопада. Попали сначала в облако, было очень сыро и плохо видно, а мы все поднимались вверх по крутой тропинке между соснами») , и собственно упоминанием музыки, и описанием ее в письме Желткову.

Как музыка помогает  княгине Вере Николаевне Шеиной осознать, в чем была она виновата перед телеграфистом Желтковым?

Музыку Бетховена слушает совсем не та равнодушная, спокойная княгиня, какой она была в начале рассказа, и внутренний монолог Веры о любви, ее запоздалое признание звучат как стихотворения в прозе, каждый семантически цельный отрывок завершается строкой «Да святится имя твое» (из молитвы Господней).

Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, героиня словно пробуждается к жизни.

Последние слова рассказа – слова Веры: «Нет, нет – он меня простил теперь. Все хорошо».

О роли музыки в рассказе

Главная тема «Гранатового браслета» — тема любви, или тема «любовь — расставанье». Драматизм рассказа достигается тем, что любовь, как показывает автор, не может быть счастливой, поскольку судьбы героев не совпадают во времени и пространстве (она — замужняя женщина, он — безнадежно влюбленный телеграфист) .
Именно поэтому в финале произведения слова молитвы «Отче наш» вторят музыке сонаты Бетховена. («…И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это было как будто бы куплеты, которые кончались словами: Да святится имя твое…». В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью. Синтез искусств обретает черты синтеза литургического.

Заключительное слово.

Музыка сегодня помогла нам увидеть по-новому известное произведение, глубже понять замысел автора. Что такое музыка? - задаю вам снова вопрос. Как она меняет представление о герое, помогает понять его чувства? Название произведения («Слепой музыкант», «Крейцерова соната») отражает не только тематическую направленность повести, как у В.Короленко, но и передает ключевой смысловой центр, как у Л.Н.Толстого. Музыка позволяет раскрыть внутренний мир героев (Желткова и Веры), в рассказе А.Куприна и порождается самим автором через описание стихии, меняющей жизнь людей (в повести А.С.Пушкина).

Музыкальная тема сообщает любому художественному тексту  философскую полноту, насыщает его новыми смысловыми оттенками. Нужно уметь слышать музыку, звучащую на страницах русских классиков, в подтексте произведения и за страницами прозы. Вот тогда книга приносит читателю настоящее наслаждение: и интеллектуальное, и эстетическое.

Литература

  1. Исаева Е. Как граф Толстой слышал Бетховена или почему всё-таки «Крейцерова соната» // Израиль XXI век, №32 (март 2012) http:///Kreizerova_sonata. Htm
  2. Конопьянова Г.Г. Роль стихии в повести А.С. Пушкина «Метель» (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://festival.1september.ru/
  3. Короленко В.Г. Собр. Соч. в 5 т. Том 2.-М.: Молодая гвардия, 1960. -410 с.
  4. Куприн А.А. Повести. Рассказы. – М.: Олимп. Издательство АСТ, 1996 – 638 с.-(Школа классики).
  5. Музыка в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». (Электронный ресурс) -  Режим доступа: http://pandia.ru/
  6. Проблема семейных отношений в повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» и в наши дни. (Электронный ресурс) - Режим доступа: .http://infourok.ru/
  7. Произведения о музыке и музыкантах. (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://meta-music.ru/
  8. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х т. Т.3. Проза. -М.: Художественная литература, 1987.-527 с.
  9. Терен Д. Мотив музыки в Крейцеровой сонате Л. Н. Толстого // Slavica tergestina 6 (1998) (Электронный ресурс) - Режим доступа: http://www. openstarts. units. it/dspace/bitstream/10077/2254/1/04.p
  10. Шарун О.Б. Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации. (Электронный ресурс) - Режим доступа:  http://nsportal.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Сценарий конкурса "Великой русской литературе кланяюсь"

Судьба народная, важнейшие события, острые проблемы и трудные вопросы времени, мир природы и человека отозвались в стихах Пушкина и Лермонтова, Некрасова и Тютчева, Есенина и Блока, Евтушенко и Рубцов...

Презентация к вводному уроку литературы в 9 классе "История русской литературы"

Уроки-лекции сложны для девятиклассников.  Данная презентация поможет им лучше освоить новый вид работы - конспектирование лекции....

"Пётр Великий" русской литературы

Цель: знакомство с новой формой по обобщению материала (буклет), умение применять знания в конкретной предметной творческой деятельности...

Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.

В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....