«Белые пятна в биографии яркой личности Шекспира»
статья по литературе на тему

Калина Виктория Геннадьевна

Великие писатели и поэты – о них в памяти поколений сохраняются биографические подробности, ярко характеризующие того или другого: Гомер был слеп и «семь городов» вели спор о праве считаться его родиной, Байрон был хром, но старался никому не уступать в первенстве по боксу, в плавании, в фехтовании и в верховой езде. А Шекспира, казалось, и не было. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shekspir.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ№7, село Чкаловское, Приморский край

«Белые пятна в биографии яркой личности Шекспира»

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

Февраль, 2018

«...из всех великих людей он самый загадочный.

 Единственное, что мы знаем о нем, —

это то, что он жил и страдал»

Д. Джойс. Улисс

 

     Великие писатели и поэты – о них в памяти поколений сохраняются биографические подробности, ярко характеризующие того или другого: Гомер был слеп и «семь городов» вели спор о праве считаться его родиной, Байрон был хром, но старался никому не уступать в первенстве по боксу, в плавании, в фехтовании и в верховой езде. А Шекспира, казалось, и не было. Может за него писал кто-то другой?

     «Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Уильям Шекспир», — отмечал британский историк Хью Тревор Роупер. Действительно, вопросом: «А был ли Шекспир?» ученые задаются уже не одно столетие. Имя британского драматурга называют псевдонимом, под которым скрывался другой автор или даже целая группа лиц. Основанием для подобных утверждений служит почти полное отсутствие подлинных документов, связанных с Шекспиром.

     «Шекспировский вопрос» давно отнесён к историческим недоразумениям. Никто не сомневался в его авторстве. А.С. Пушкин говорил: «Это был гениальный мужичок». Но написать объемлющие вселенную пьесы сложно даже для гения.

     Чтобы найти ответы на эти вопросы шекспироведы проделали колоссальную работу. Спустя столетия многое прояснилось. Досконально изучено всё, что связано с театром шекспировских времён: устройство сцены и зрительного зала, актёры и драматурги. Известно много отзывов о Шекспире, принадлежащих его современникам. Достоверно установлено, что в ту эпоху бродячие актёры играли шекспировские пьесы в Чехии (тогда в Богемии). Удалось отыскать даже некоего «Шакспера», который был секретарём или домашним учителем. Исследовательская работа продолжается, на свет извлекаются всё новые и новые факты, но белых пятен в изучении Шекспира ещё очень много. Например, о первых пяти годах Шекспира в театре ничего не известно до сих пор.

     Новые сведения в основном оказываются уже ранее известными, но они становятся документально подтверждёнными. «Родился, женился, стал переделывать чужие пьесы, писать свои, потом написал завещание и умер» - такая скудность сведений и вызывала массу сомнений. Теперь же известно в какой обстановке появился на свет Шекспир, в какой среде воспитывался и какова была домашняя жизнь. Ещё в семнадцатом веке стало известно об учительстве Шекспира.

     Почему «человек из Стрэтфорда» (слова Шекспира из протокола лондонского суда) двинулся в далёкий Лондон? Мог ли один и тот же человек скупать недвижимость и создавать грандиозные трагедии? Ныне известно, что дорога была трудной, и в Лондон он прибыл не один.

     Ранее считалось, что Шекспир был экспертом во множестве областей, но после тщательного изучения оказалось, что это знания самоучки и они не точные и основательные, а скорее обширные.

    Что касается его великого творчества, то оно остается тайной. Однозначно, у его сознания невероятный масштаб. Ему достался великий природный дар, как Ломоносову и Чехову, пришедшим на высоты культуры из полуграмотной провинциальной среды. Бернард Шоу говорил: «Шекспир вызывает у меня особую неприязнь тогда, когда я сравниваю по размаху его ум с моим собственным». Разве мог такой человек не выбиться в люди? Однако, по словам современников Шекспира известно, что у него был не менее гениальный друг-сверстник и немало очень талантливых «немых безвестных» того времени канули в Лету, не оставив никаких следов. Где искать их следы?  Творчество Шекспира – это множество условий, которые очень редко соединяются так успешно.

     Шекспир, один из титанов Возрождения, родился в год смерти Микеланджело и умер в год суда над Галилеем, одновременно с Сервантесом. Время Шекспира – это время перемен, время подъёма – «золотой век». Творческие люди впитывали духовную энергию «величайшего прогрессивного переворота из всех пережитых до того времени человечеством». С пути человечества были убраны многовековые препятствия, что позволило достигнуть грандиозных результатов. «Буду держаться так, как если бы человек был своим собственным творцом», - вызов одного из шекспировских персонажей. Кроме того, это век кровавых противоречий, которые в дальнейшем только усиливались. Эти страницы истории Англии отражены в шекспировских трагедиях. Но в его произведениях нет свей той устрашающей картины, переживающей крестьянством, к которому Шекспир принадлежал. Это связано с расслоением крестьянства, а его семья оказалась на подъёме – отсюда и пафос в его творчестве.    

     Предки Шекспира относились к крестьянству, а вот отец его был уже горожанином. О грамотности членов семьи ничего не известно, но отец занимал должность бургомистра. В ранние годы жизни Шекспира актёры посещали город по меньшей мере двадцать четыре раза. Некоторые из них в дальнейшем играли вместе с Шекспиром его пьесы в театре. Театр был основан соседями Шекспира, к которым он позже присоединился вместе со своим братом.

     Драматург Бен Джонсон, современник Шекспира, отзывался о его грамотности так: «Шекспир знал мало по-латыни и ещё меньше по-гречески», что соответствовало правде. Школа, в которой Шекспир учился, была не из лучших. В дальнейшем он получил знания по литературе, географии, истории от учителей с университетскими дипломами.

     Писатели той эпохи были нищими, но положение Шекспира было намного выгоднее – он сочинял, играл на сцене и был совладельцем театра.

     Стрэтфорд Шекспир покинул, когда у него уже была семья, и след его теряется на несколько лет.

     «…Завелась одна ворона-выскочка, разукрашенная нашими перьями. Это человек с сердцем тигра в обличье актёра, и он думает, что способен громыхать сценическим стихом, будто лучший из нас, а он всего-навсего пройдоха, всюду сующийся и возомнивший себя единственным в стране Потрясателем-подмостков», - первые упоминания о Шекспире в Лондоне. Что эти слова сказаны о Шекспире сомнений практически нет. «Шейк-спир» означает потрясатель копья, а «человек с сердцем тигра» - переиначенная строка его пьесы: «О, сердце тигра в женской оболочке!»

     С появлением Шекспира английская драма заиграла новыми красками. 1590 - 1613 годы, по словам современников, время «истинно удачной и плодотворной деятельности мастера Шекспира». За это время было создано тридцать семь пьес, четыре поэмы, сто пятьдесят четыре сонета и ещё двум-трём пьесам приписывают соавторство Шекспира. Но имя Шекспира мало кому было известно, а вот о театре «Глобус», в котором ставились его пьесы, о «Гамлете, «Отелло» и «Короле Лире» знали многие.

     Шекспир умел привлекать в свой театр как неискушённую публику, так и очень искушённую. Его пьесы пришлись по вкусу и широкой публике и королевскому двору, он был единственным в своём роде. Его труппа имело королевское покровительство.

     На шекспировский уровень литература поднялась в следующий раз только в девятнадцатом столетии в России.  «Как гроза, в пути объемля жизнь и случай, смерть и страсть, ты пройдешь умы и земли, чтоб преданьем в вечность впасть»? - Б. Пастернак.

     Идея всего творчества Шекспира связана со временем, в каждом произведении имеется мысль о ходе времени как процессе, в котором участвуют все слои той эпохи.     В хрониках Шекспира время неуклонно идёт вперёд, в комедиях возвращается в настоящее, в трагедиях поворачивается вспять.

    Он, в полном смысле, не сочинял почти ни одной пьесы, потому что заимствовал не только сюжеты и персонажи, казалось и текст не придумывал, а лишь перерабатывал. Это объясняет, как провинциал-недоучка за несколько лет создал материал, достаточный для целой коллегии умов.

     В исторических пьесах его современники надеялись увидеть свою причастность к былому, ставшему прологом настоящего. В его пьесах, как в исторических, так и в комедиях, последним словом является порядок, но везде предполагается порядок в королевстве.

      Трагедии Шекспира – постижение тенденций времени. Он был судьёй своей эпохи и оставался верен принципам, которые проповедовал с подмостков, считая, что цель театра «была и есть – держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели её черты, спеси – её же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток».

     В России знакомство с творчеством Шекспира приходится на восемнадцатый век. Наши великие писатели, актёры, переводчики откликнулись на его творчество, сотворив особое явление. Сам англичане считают, что в России Шекспир нашёл вторую родину. «для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошёл в нашу плоть и кровь», - И.С. Тургенев

     Вряд ли можно говорить о том, что шекспировский вопрос разрешится в ближайшее время. Возможно, мы получим новые доказательства авторства Шекспира. Это могут быть подлинные рукописи, наконец объявившиеся, или же факты, которые могли бы восстановить картину жизни драматурга. Уильям Шекспир все еще остается загадкой для нас, следовательно, все еще актуален и шекспировский вопрос. Быть или не быть Уильяму автором гениальных пьес, известных на весь мир? Этот вопрос, вероятно, будет подниматься еще долго. Он лишь подогревает интерес к творчеству драматурга.

   

     

Список использованной литературы:

  1. Холлидей Ф., «Шекспир и его мир» – Пер. с англ.; Предисловие Харитонова В. – М.: Радуга, 1986, стр. 22–29.
  2. Илья Менделевич Гилилов, «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», Москва: издательство "Артист. Режиссер. Театр", 1997г., 474 с.
  3. Смирнов А.А., «Шекспир» - Ленинград-Москва: Искусство, 1963 - с.192

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История театра Шекспира «Глобус». Творчество и биография В. Шекспира.

7 класс Английский язык, Мировая художественная культураКонспект открытого урокаАвторы разработки: В. В. Кирилловская, И. В. Ковальская...

Правила воспитания яркой личности

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию пять правил для того, чтобы воспитать яркую личность!...

Реферат исследовательской работы ученицы 7 "а" класса Романенко Юли "Судьба солдата ВОВ Прохорова Кузьмы Никитовича и "белые пятна" в истории Абанского района"

АннотацияРоманенко Юлияпоселок Абан, Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение Абанская основная общеобразовательная школа №1, 7 «а» класс«Судьба солдата Прохорова Куз...

Урок-экскурсия "Белые пятна войны. Панфиловцы"

Страшная война прошлась по каждой семье нашего государства. О ней много написано, рассказано, прочитано, но до сих пор то и дело всплывают новые материалы, факты. историю вновь и вновь переписывают. Е...

Личность Шекспира

Личность Шекспира...

Эффекты «яркого пятна» и «актуальности» на уроках математики в 5 классе.

Если мы хотим привлечь внимание ученика к изучаемой теме нужно выделить необходимое понятие или объект. Для этого существует специальный прием условно называемый «яркое пятно» или «а...

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Приём "Яркое пятно".

Фрагмент урока проблемно-диалогического обучения....