Бинарный урок - игра "Сказки А. С. Пушкина" (литература +ИЗО) 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Войт Наталья Геннадьевна

Урок - игра "Сказки А. С. Пушкина"для 5 класса( ИЗО +литература)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока - игры78.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 10»

Петропавловск – Камчатского городского округа

Бинарный урок – игра

 «Сказки А.С. Пушкина»

литература + изобразительное искусство

5 класс

 Авторы: Войт Наталья Геннадьевна

Пегурова Светлана Алексеевна

2018г.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Основная цель урока - повторение и обобщение знаний учащихся по творчеству  А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Образовательная:

Обобщить и дополнить знания о сказках А.С. Пушкина

  1.  Развивающая:

Способствовать развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей обучающихся, умению работать в группах

  1. Воспитывающая:

Создать условия для повышения интереса обучающихся к учебному процессу и творчеству А.С. Пушкина

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать название  сказок А.С. Пушкина. 
  2.  Умение школьников ориентироваться в содержании сказок.
  3. Обобщить и  дополнить знания учащихся о сказках А.С. Пушкина.

Метапредметные:

  1. Формирование  навыков  взаимопомощи, сотрудничества в группах.
  2. Развитие творческого воображения и актерских способностей детей.

Личностные: 

  1. Развитие умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
  2. Формирование  интереса к предмету.
  3. Развитие умения слушать и понимать других.

Оборудование урока: 

  • Компьютер
  • мультимедийный проектор
  • наглядный материал

Формы организации деятельности:

  • работа в группах;
  • индивидуальная самостоятельная работа

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Опережающее задание к уроку: инсценировка эпизодов из сказок, выразительное чтение наизусть стихотворения

Основные понятия: Сказка, эмблема, иллюстрация, репродукция.

Ход урока

Этап урока 1. Организационно – мотивационный момент.

Мотивация учащихся.

Приветствие, проверка готовности к уроку. (1 минута)

Этап урока 2. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.

  1. Вступительное слово учителя. (10 минут)

Ребята, прежде чем начать урок, давайте посмотрим, что для нас приготовили ваши одноклассники (инсценировка эпизодов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о Золотом петушке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»)

- Что вы сейчас посмотрели? (Сказки)

- Кто их автор? (А.С. Пушкин)

- Какова же тема нашего урока? Правильно. Сказки А. С. Пушкина. (Повесить ватман с темой урока на доску)

- Какие цели вы можете на сегодня для себя поставить?

     2. Чтение ученицей стихотворения наизусть (задание дано заранее)

          (2 минуты)

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый  принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

 

 3. Повесить ватман с эпиграфом на доску. Чтение эпиграфа. (2 минуты)

                                     

                                                    В эти дни, когда живут игрушки,

                                                      Реки светлым мёдом налиты,

                                                  В первый раз ко мне приходит Пушкин

                                                                 В сказках золотых.

                                                                                            П. Шубин

    - Согласны ли вы с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся.

Задание 1. (3 минуты)

Класс делится (по принципу жребия) на 3 команды. Участники выбирают капитанов  и придумывают название команд:

- Белка

- Золотая рыбка

- Золотой петушок

  Задание 2. (10 минут)

Ребята, вы разделены на три команды: «Белочка», «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

Вам сейчас надо придумать эмблему вашей команды и нарисовать её.

Что такое эмблема? На доску клеится ватман со значением этого слова.

                                                   Словарная работа:

  Эмблема – это символ,  условное обозначение идеи в рисунке с определенным смыслом.

Изображая эмблему, обратите внимание на цветовое решение в вашей работе. Какими цветами будете раскрашивать? Холодными или теплыми?

(Пока участники выполняют работу, учитель даёт листочек с заданиями для гостей.)

Задания на урок для гостей:

- нарисовать иллюстрацию;

- снять видео урока;

- сделать фотографии урока;

- написать статью о проведённом мероприятии в «Средней школе № 10»;

- сочинить небольшой стишок о сказках;

- подсчитывать баллы каждой из команд.

Задание 3. (6 минут)

Викторина «Давайте вспомним!»

Командам нужно ответить на 5 вопросов. Кто первый из трёх команд поднимет руку, тот и отвечает. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

  1. В каком году родился А.С. Пушкин? (1799 г.)
  2. В каком городе он родился? (Москва)
  3. Кто помог А.С. Пушкину в написании сказок? (Няня –  Яковлева Арина Родионовна)
  4. Если автор этих сказок А.С. Пушкин, то все они называются…

(литературными)

  1.  Какие сюжеты лежат в основе сказок А.С. Пушкина? (фольклорные)

Задание 4. Игра «Ромашка». (8 минут)

  1. Участники должны вспомнить, сколько всего сказок написал А. С. Пушкин? (Семь)
  2. Дать полное название сказки, взять лепесток и присоединить его к серединке ромашки  на доске и. т. д. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.

Задание 5. (6 минут)

Разгадайте кроссворд, который называется «Герои сказок А.С. Пушкина».

Нужно его разгадать, используя выделенные буквы.

Вопросы:

1. Князь, владыка острова Буян.

2. Дядька тридцати трех богатырей.

3. Коварная сватья баба.

4. Царь - обладатель золотого петушка.

5. Королевич, который искал мертвую царевну.

6. Работник попа. 

7. Царь, которому царица родила богатыря.

        

Задание 6. (22 минуты)

Просмотр иллюстраций сказок в презентации, знакомство с художниками и беседа по ним. ( Приложение)

Что такое иллюстрация, репродукция? На доску клеится ватман со значением этих слов.

                                         Словарная работа:

    Иллюстрация (от латинского) – освещение, наглядное изображение,                                                                     это рисунок, иллюстрирующий и поясняющий текст.

                                            Репродукция-

воспроизведение картин, рисунков путем фотографии или типографским способом.

Участники рисуют иллюстрации к сказкам (на выбор).

Этап урока 4. Итог урока.

1. А теперь ответьте на следующие вопросы:

- Достигли ли вы на уроке поставленных целей?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что вы нового узнали сегодня на уроке? (3 минуты)

2. Подсчитываем баллы. Распределяем по количеству баллов 1, 2, 3 место.

( Команде, которая заняла 1 место, за урок ставятся «5», а командам, которые заняли 2,3 место, за урок ставятся «4».)

Награждение команд. (5минут)

 Этап урока 5. Домашнее задание (по выбору):

  1. Написать мини – эссе «Почему я люблю сказки А. С. Пушкина»
  2. Сочинить небольшой стишок о сказках. (2 минуты)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Ахматова А .А. Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. - С. 18—51.

2. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, 41089 словарных статей. - М.: Азь, 1994. - 750 с.

4.  Пелисов Г.А. О фольклорных основах сказок А.С. Пушкина / Г.А. Пелисов. - Советская этнография, 1950. - 65 с

5. Читаем, учимся, играем.-2006.-8

6. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg

7. lib.ru Библиотека Мошкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по информатике и физике в 9 классе

Бинарный урок по физике и информатике.Практическая работа«Изучение абсолютно упругих соударений с помощью компьютерной модели».Разработка учителя физики Федоровой Татьяны геннадьевны,учителя инф...

Бинарный урок по химии и ИЗО в 9 классе "Офорт"

Бинарный урок по химии и ИЗО, который можно провести как обобщающий урок изучения темы 9 класса "Металлы"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"

Использование  здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....

Презентация к бинарному уроку по физике и биологии в 8 классе "Глаз и зрение"

В презентации представлен материал по теме "Глаз. Зрение". Рассмотрены особенности  глаза как органа зрения человека и как удивительного оптического прибора, созданного природой. Есть ссылки...

Бинарный урок истории и математики в 6-б классе "Школа в Древней Греции"

Урок рассчитан на 90 минут учебного времени. Связь математики и истории видна на протяжении всего урока. В математике  повторяются темы - пропорция, масштаб, проценты, модуль числа при решении за...

Бинарный урок английского языка и математики в 3м классе «Путешествие с Лари»

Цель урока: закрепление случаев умножения и деления, основанных на знаниях законов умножения и деления; закрепление изученных чисел на английском языке 1-100....

Технологическая карта проведения бинарного урока «Русский язык». Модель «Учитель-Специалист». 2 класс

УМК «Школа России», учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горелов (М.: «Просвещение», 2011). Номер урока: Урок № 91 Тип урока: закрепление полученных знаний, продолжительность – 45 минут. Фор...