Викторина для старшеклассников "Творчество Пушкина в контексте эпохи"
методическая разработка по литературе (9, 10 класс) на тему

Демкина Марина Владимировна

Материал включает описание викторины "Своя игра" и  может использоваться при изучении темы "Творчество А.С.Пушкина " в 9 классе средней школы,а также при проведении предметной недели гуманитарного цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_tvorchestvo_pushkina_v_kontekste_epohi.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

“Творчество А.С. Пушкина в контексте эпохи”

-Конкурс знатоков « Своя игра»  может проводиться традиционным способом, а также посредством работы с компьютером.

 -Выбираются 2-3 команды участников  по   ( из одного или разных классов) На игре могут присутствовать  зрители – одноклассники играющих.

-Перед игрой классы получают домашнее задание  (приложение 1 ).

 -Команды размещаются за несколькими игровыми столами. Все участники получают  карточки для ответов и ручки.

-Игра проводится в  3 этапа.

План викторины :

Первый этап

Командный конкурс

(оценивается работа команды суммарным количеством заработанных баллов)

Ведущий  игры  оглашает  вопросы, которые он или представители команд  выбирают по жребию.

(Приложение 2)

На размышление командам дается  одна минута (или 20 секунд на каждый блиц-вопрос). На стол жюри поступают карточки с ответами разных команд. Очки присуждаются  команде, первой давшей правильный ответ.

Второй этап

Конкурс капитанов

1.Викторина «Выбери правильный ответ»

(приложение 3).

Участники  заполняют бланки вопросов и ответов (или выполняют тест на компьютере)

При оценивании работы учитывается количество правильных ответов, скорость выполнения заданий. Невыполненные задания выносятся на общее обсуждение. Отвечающий приносит дополнительные баллы своей команде. Дополнительными баллами также оценивается помощь зала (зрителей от  одного из классов)

2. Во время работы капитанов проводится  конкурс «Домашнее задание»

Каждая из команд озвучивает творческое задание

(приложение 1, №3).

Третий этап

Суперигра

Проводится по вопросам и заданиям команд участников.

Приложение 1

Домашнее задание к викторине «Своя игра»

1.Сформировать команду из 5-6 учащихся.

2. Ознакомиться с вопросами викторины (предоставляются заранее).

Поработать с литературой.

3.Подготовить творческие паузы:

- драматическую (инсценирование, связанное с темой игры),

-музыкальную ( рассказ о музыкальной и танцевальной моде с демонстрацией (показом) и прослушиванием музыкальных фрагментов,

-юмористическая  (комическая сценка-шутка, связанная с темой игры)

4.Подготовить вопрос  для суперигры команде соперников.

Форма вопроса-  видеовопрос, вопрос-презентация и т. п.

Приложение 2

Вопросы первого тура

1. Какое стихотворение А.С. Пушкина, обращенное к одному императору, описывает другого государя?

“Стансы”, 1826. Стихотворение описывает императора Петра I, обращено к императору Николаю I.

5. Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” не случайно был назван энциклопедией русской жизни. Из него можно узнать даже о кушаньях и напитках пушкинских времен. Причем Пушкин описывает их с необыкновенной точностью. Страсбургский пирог в шутку назван “нетленным”, лимбургский сыр – “живым”, а определение к вину имеет “космический” смысл – “вино кометы”. Объясните все три определения.

Страсбургский пирог – это паштет из гусиной печени, который привозили в консервированном виде. Отсюда – “нетленный”.

Лимбургский сыр очень мягок и при разрезании растекается. Возможно, Пушкин имел в виду, что он покрыт слоем “живой пыли”, образуемой микробами. И то и другое дает возможность назвать его “живым”.

“Вино кометы” – вино 1811 года, когда на небе стояла комета, предвестница несчастий.

2. Описывая проснувшийся Санкт-Петербург, Пушкин упоминает такую деталь: “На биржу тянется извозчик”.

О какой бирже идет речь?

Биржа – уличная стоянка извозчиков.

3. Описывая Москву, Пушкин упоминает львов “на воротах”. В комментарии Ю.М. Лотмана указано, что этих львов нельзя путать с мраморными львами, которые ставились на крыльцах особняков. О каких же львах речь?

Львы – геральдические животные, поддерживающие герб владельца дома.

4.Две столицы, Москва и Петербург, во времена Пушкина отличались и образом жизни, и составом населения. Объясните, где можно было встретить “охтинку с кувшином”, а где “бухарцев”? Кто это такие – охтинка и бухарцы?

Охтинка – жительница Охты, окраинного района в Петербурге. Охта была заселена финнами, снабжавшими жителей столицы молочными продуктами.

Бухарцами называли в Москве продавцов восточных товаров, привозимых из Средней Азии.

5.Какой город и почему был “барабаном пробужден”, а какой просыпался от раннего звона колоколов?

Сигналы утренней побудки в казармах гвардейских полков, расположенных в разных концах Петербурга, подавались барабанной дробью. Звук этот, разносясь в утренней тишине по пустынным улицам, будил трудовое население города.

Москву будил “ранний звон колоколов”.

6. В каком произведении А.С.Пушкина описан город, основанный "под морем" "волей роковой"?

7. Назовите двух художников первой половины XIX века, писавших портреты Н.Н.Гончаровой.

8. Имя отца Татьяны и Ольги Лариных в произведении А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

9. О ком написал А.С.Пушкин: "Вы, барышни мои, с открытыми плечами, с висками гладкими и томными очами"?

10.Какое произведение было написано раньше: «Горе от ума» Грибоедова или «Евгений Онегин» Пушкина? Какими словами из текста это можно подтвердить.

( раньше было написано «Горе от ума». Подтверждающие слова: «Он возвратился и попал как Чацкий с корабля на бал»)

11.Какие произведения Пушкина экранизированы?

( «Станционный смотритель», «Метель», «Выстрел», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и др.)

12.С кем Пушкин в 1836 году провоцирует три подряд дуэльные истории и чем они закончились? (В. А. Соллогуб, С. С. Хлюстин и Н. Г. Репнин. Все истории закончились примирением)

13.

"Полу-милорд, полу-купец,

    Полу-мудрец, полу-невежда

Полу-подлец но есть надежда

Что будет полным наконец."

- На кого написана знаменитая эпиграмма?

( На генерал-губернатора Новороссии графа Михаила Семеновича Воронцова, в канцелярии которого Пушкин служил в 1823-24 г.г. Взаимоотношения их были враждебными и закончились высылкой Пушкина из Одессы в Михайловское. Полу-милорд - намек на английское воспитание генерала и его англоманию. Полу-купец - намек на то, что Воронцов был материально заинтересован в операциях Одесского порта)

14.Какая строчка стихотворения Л. Филатова заканчивает каждый из смысловых блоков, кому посвящено стихотворение?

Он был красив, как сто чертей,

Имел любовниц всех мастей,

Любил животных и детей

И был со всеми мил.

Да полно, так ли уж права

Была жестокая молва,

Швырнув во след ему слова:

………………………………

– Он Пушкина убил

(Дантес)

15.В 1819 году Пушкин носил на пальце кольцо с изображением светильника. Почему?

 (Он был членом романтического кружка «Зеленая лампа»)

16.Пушкин утверждает, что памятник Петру работы Фальконе не всегда стоял на своем месте: почему? – он преследовал главного героя поэмы «Медный всадник».

Александрийский столб известен своей величиной, что выше его? – посмертная слава-«памятник» Пушкина.

17.Провинциальный помещик, "дядя-старик" Евгения Онегина, запершись в деревне, вечерами со своей служанкой …надев очки…О какой азартной игре идет речь?

(Играть изволил в дурачки)

18.А.С.Пушкин так высказывается о литературных пристрастиях  Евгения Онегина: «…бранил Гомера, Феокрита,

//Зато читал …………………»

- Труды какого автора читал Онегин?

(Адама Смита)

19.  Когда обе стороны сделают по выстрелу, то, если не будет результата, поединок возобновляется на прежних условиях: противники ставятся на то же расстояние в двадцать шагов; сохраняются те же барьеры и те же правила.

           Секунданты являются непременными посредниками во всяком объяснении между противниками на месте боя.

-Откуда взяты эти строки?

(условия дуэли между Ж.Дантесом и А.Пушкиным)

20.Смеркалось; на столе ,блистая,

Шипел вечерний самовар,

……………….. нагревая

Под ним клубился легкий пар.

-Какой предмет сервировки стола нагревал самовар?

(китайский чайник)

21.Два замечательных портретиста того времени, Орест Адамович ……………. и Василий Андреевич ……………. оставили нам прижизненные портреты Пушкина. Лучшие творения художников попадали в коллекции вельмож, оседали в запасниках Академии художеств. Их мало кто видел.

-Назовите фамилии художников

(Кипренский, Тропинин)

22.Татьяну привезли "в Москву на ярмарку невест", то есть в Благородное собрание, где собиралось несколько тысяч человек, где происходили балы, встречи молодых людей, где устраивались их судьбы. Судьба самого Пушкина тоже устроилась в Москве. Это Благородное собрание располагалось на Большой Дмитровке  Там Татьяна встретила………………………………………………Судьба ее решилась. Она вышла замуж.

(встретила своего будущего мужа, генерала 1812-го года)

23.                                                     Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала,

И выражалася с трудом

На языке своем родном,

Итак, писала по-французски...

-С чем связано то, что дворянские барышни плохо изъяснялись по-русски?

24.Это Невский проспект, набережная Невы, Миллионная (ныне улица Халтурина), возможно, набережная Фонтанки (вряд ли гувернер водил Евгения в Летний сад издалека), Летний сад, Малая Морская (ныне улица Гоголя) – «Лондонская гостиница», Театральная площадь.

-О каком городе упоминается в этих строках? (Петербург)

25.Какая роль отводится этому городу в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

26. 

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг, прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьёт, то разовьёт,

И быстрой ножкой ножку бьёт.

-  Кому Пушкин посвятил знаменитые строки в "Евгении Онегине".

(Истомина была русской артисткой. С 1816г., по окончании Петербургского театрального училища, выступала в труппе Большого театра)

27.Гете, Шиллер, Ричардсон, Петрарка……

-Какое отношение имеют  эти фамилии к роману А.С. Пушкина?

(Эти фамилии зарубежных авторов упоминаются на страницах романа)

28.С.Пушкин так высказывается о литературных пристрастиях  Евгения Онегина: «…бранил Гомера, Феокрита,

//Зато читал …………………»

- Труды какого автора читал Онегин?

(Адама Смита)

29.

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

-Кого из известных людей  пушкинского времени упоминает А.С.Пушкин?

  (Пушкин упоминает конкретные имена популярных в то  людей время: актрисы ( Семенова ), драматурга ( Озеров ), писателя и театрального деятеля ( Катенин ), писателя-переводчика ( Княжнин ), известной балерины ( Истомина ) и других)

 

 30.     В начале 19 века в употребление  вошли женские альбомы и доставили приятное и полезное занятие нашим молодым людям. .... В XIX в. сложилась форма девичьих альбомов с загнутыми уголками-секретами, где скрывалась надпись: «Кто прочтет секрет без спроса, тот останется без носа»; с надписями на последней странице: «Кто любит более тебя, пусть пишет далее меня».

-Почему  дамские альбомы доставляли приятное и полезное занятие  молодым людям ?

31. Все хорошо помнят строки «Евгения Онегина»: «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом, / Что все подружки измарали / С конца, с начала и кругом». Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII Слово «альбом», латинское по происхождению, в русский обиход вошло из французского языка, где оно означает «памятная книга».

-Кто  и зачем создавал альбомы?

32.Прежде всего - наряд. «Кити облачила меня в белую атласную юбку, поверх нее надела креповое платье с великолепной турецкой отделкой. Шлейф платья был закреплен наверху... но вместо ленты через плечо шла такая же, как на платье, отделка с блестящей золотой кистью».

-Куда собиралась  дама 19 века?    

( так  писала о своем первом бале, который был устроен 31 декабря 1805 г. у московского генерал-губернатора, англичанка Марта Вильмот, гостившая у княгини Дашковой)

33. Петербург для Онегина является "Своим" пространством. Петербург - "ветошь маскарада", светский и придворный "Омут". Здесь и салон Татьяны - оазис высокой культуры, духовного аристократизма, это "пушкинский мир". Петербург в романе имеет определённую географию. Здесь и Сенная улица, и Невский проспект, и бульвар, и мост, Миллионная (ныне улица Халтурина),  набережная Фонтанки, Летний сад, Малая Морская - "Лондонская" гостиница, Театральная площадь.

-А где жил Онегин?

(Онегин жил  на Фонтанке)

Приложение 3

Вопросы второго тура

Перечислите все, что составляло обстановку комнаты лицеиста.

Узкая железная кровать с бумазейным одеялом,книжный шкаф, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод, кресло-качалка.

2. Названия лицейских рукописных журналов были:

“Для удовольствия и .......”, “Юные .......”, “...... перо”, “....... мудрец”.

Вставьте недостающие слова.

Пользы, пловцы, неопытное, лицейский.

3. Найдите соответствия (поставьте стрелки) между фамилиями преподавателей и дисциплинами, преподаваемыми ими:

Кошанский – нравственные науки
Куницын – история
Кайданов – словесность
Карцев – французский язык
де Будри – математика

Ответ:

Кошанский – словесность
Куницын – нравственные науки
Кайданов – история
Карцев – математика
де Будри – французский язык

4.Вставьте слова-топонимы в следующие отрывки из романа “Евгений Онегин”:

Вот окружен своей дубравой,
...... замок. Мрачно он
Недавнею гордился славой.

Пошел! Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по ......
Возок несется чрез ухабы.

В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У ....... в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился.

(Петровский, (по) Тверской, (у) Харитонья).

5. О ком из близких людей Пушкин писал:

“Ты был целителем моих душевных сил”;
“Мой брат родной по музе, по судьбам”;
“Он был лучшим из нас”.

О П.Я. Чаадаеве, В.К. Кюхельбеккере, А.А. Дельвиге.

6.Кому из своих друзей-декабристов А.С.Пушкин послал стихотворение в Сибирь?
"Мой первый друг,
Мой друг бесценный!"

(И. Пущину, А.Чаадаеву, С.Волконскому)

7.В 1835 году А.С.Пушкин писал
"… вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных"
О каком "уголке земли" говорит поэт?

(Михайловское, Болдино, Тригорское)


8. Встреча двух поэтов - Пушкина и Державина - изображена на картине "Пушкин на лицейском экзамене". Кто автор картины?

(В. Тропинин, Н. Ге, И. Репин).


9. "Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!"
Откуда эти строки?

("Е.Онегин", "Элегия", "Прощание".)


10. Кем был создан знаменитый памятник А.С.Пушкину, который находится в Москве на площади А.С.Пушкина?
(Скульпторм М. Аникушкиным, А. Опекушиным, О. Котовым)


11. О каком из портретов А.С.Пушкин сказал
"Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит".

(О портрете О. Кипренского, П. Соколова, В. Тропинина).


12. Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения А.С.Пушкина "Я помню чудное мгновенье…"

(И.Глинка, П.Чайковский, М.Мусоргский).

13. Какую оперу на сюжет произведения А.С.Пушкина создал П.Чайковский?
("Мазепа". "Пир во время чумы", "Руслан и Людмила").


14. Как известно, на листах рукописей А.С.Пушкина встречаются женские профили. В каком головном уборе чаще всего поэт изображал своих героинь?

(Шляпка, шаль, чепец).

15. Кто изображен А.С.Пушкиным в следующих строках?
"… промотал он в вихре моды
свои грядущие доходы.
Себя казать, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь."


(Граф Нулин, Евгений Онегин, Иван Езерский).

16. Кто из героев А.С.Пушкина, когда был не в духе, насвистывал: "Гром победы раздавайся"?


(Помещик Дмитрий Ларин -"Евгений Онегин", Алексей Швабрин - "Капитанская дочка",
помещик Троекуров - "Дубровский").


17. Кто из героев А.С.Пушкина делал змея из географической карты?
(Владимир Ленский - "Евгений Онегин",
Петр Гринев - "Капитанская дочка",

Владимир Дубровский - "Дубровский").

18. Какой породы был жеребец у Онегина?

(Ахалтекинской, донской, арабской).

19. Как в дальнейшем сложилась жизнь Ольги Лариной после гибели Ленского?

(Ушла в монастырь, вышла замуж, уехала путешествовать).


20. Кто из действующих лиц романа "Евгений Онегин" похож на Мадонну Ван Дейка?
" В чертах … жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне."

(Ольга Ларина, Татьяна Ларина, Прасковья Ларина-мать.)


21. Назовите выдающегося историка конца 18 - начала 19 веков, с которым был близко знаком А.С.Пушкин.

(В. Ключевский, Н.Карамзин, С.Соловьев).

22.Назовите отчество Татьяны Лариной (Дмитриевна, Андреевна, Ивановна

23.Как звали мать Татьяны и Ольги Лариной (Лукерья, Анна, Прасковья);

24.Как называется деревня Ленского (Красногорье, Тригорское , Троекурово

25.Какой зверь приснился Татьяне незадолго до дуэли? (волк, заяц, медведь);

26.Какой танец обещала Ольга Евгению Онегину? (котильон, вальс, мазурку);

27.Назовите имя оружейного мастера, чьи дуэльные пистолеты считались лучшими в ту пору. (Жан Ле Паж, Анри Бонапарт, Жак Руссо);

28.Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится …………..вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

-О каком танце идет речь?

(минуэт, вальс, мазурка)

29.Какие еще бальные танцы упоминает Пушкин в своем романе?

(минуэт, вальс, катильон, танго, кадриль, бостон, мазурка)

30.

Но если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю я бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд;

-Какие элементы костюма могли использовать дамы 19 века?

(Ампир, браслеты, вуаль, колье, перчатки , шлейф, веер, ридикюль, корсет, берет,)


31.Сквозь тесный ряд ............

.............................................

И гордых дам она скользит;

Вот села тихо и глядит,

Любуясь шумной теснотою...

(тесный ряд аристократов,военных франтов,милых дам,  дипломатов, кадетов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературные викторины "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Викторины  "Пушкин в Москве" и "Творчество А.С.Пушкина"....

Викторина "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина" (для 8-9 классов)

              175 лет назад трагически погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин....

Викторина по творчеству Пушкина А.С.

Вопросы  на знание произведений поэта и фактов его биографии...

Обобщение опыта по теме "Формирование социально значимых умений старшеклассников через анализ особенностей исторических эпох и личностных характеристик выдающихся деятелей России."

Автор опыта: Кошкина Ольга Владимировна, учитель истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Кунгура  для детей с ОВЗ.База опыта: специальная (коррекционная) общеоб...

интеллект-карта материала научно-методической конференции М.И.Глинка в контексте эпохи к 210 летию со дня рождения

«Известное о неизвестном, неизвестное об известном»Одним из увлечений композитора были путешествия в  различные страны. Находясь за границей он наблюдал за жизнью людей, учился и учил сам, сочиня...