Роман "Преступление и наказание"
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Тугунаева Ирина Валерьевна

В помощь учителю русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prestuplenie_i_nakazanie.pptx2.4 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теория Раскольникова. История бунта. «…»

Слайд 2

Эпиграф: Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего ,что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы. Дмитрий Мережковский

Слайд 3

Основной цвет романа - желтый: Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности . Раскольников Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». Соня Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». Порфирий Петрович Мебель из «желтого отполированного дерева». Свидригайлов Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. Старуха-процентщица Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева.

Слайд 4

Родион Раскольников. Молодой человек, исключенный из студентов университета

Слайд 5

«Он был задавлен бедностью…» «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома». «Каморка-гроб», «каморка-шкаф». «Когда стены и потолки на тебя давят…» «А вобщем-то весь квартал был таков» «Там-то, в углу, в этом ужасном шкафу, и созревало всё это вот уже более месяца…»

Слайд 6

Переступить! « Пре - ступление и наказание» «Свобода и власть! А главное – власть! Над всей дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!» «И поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?»

Слайд 7

Преступление – 1 . Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. (в ред. Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ ) УК РФ Статья 14. Понятие преступления Наказание - 1 . Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. 2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений . УК РФ Статья 43. Понятие и цели наказания

Слайд 8

Теория Родиона Раскольникова «Разрешение крови по совести» Люди по закону природы делятся на обыкновенных и необыкновенных, на «тварей дрожащих» и «право имеющих» Необыкновенные люди имеют право преступать закон (даже проливать кровь!) для добрых целей , а «иногда - во имя идеи, спасительной для человечества»

Слайд 9

Истоки теории Раскольникова. Наполеонизм. «Я задал себе один раз такой вопрос, что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы... просто-напросто одна какая-нибудь старушонка... И если бы уже не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал без всякой задумчивости. Ну и я ... вышел из задумчивости... задушил... по примеру авторитета».

Слайд 10

«Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» Порфирий Петрович : «Тут книжные мечты-с, тут теоретически раздраженное сердце…» Разумихин : «Ведь это разрешение крови по совести , это... страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать, законное… »

Слайд 11

Исторические «авторитеты» Раскольникова - Наполеон, Ликург, Магомет, Солон, даже безобидные Кеплер и Ньютон, в мире насилия переосмыслены как деспоты и преступники, но… «…из этого, впрочем, вовсе не следует, чтобы Ньютон имел право убивать кого вздумается, встречных и поперечных , или воровать каждый день на базаре».

Слайд 12

«Я же не человека, я вошь убил. Мерзкую, противную вошь…» «Дверь приотворилась на крошечную щелочку: жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием…» «Это была крошечная, сухая старушонка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазами… Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом»

Слайд 13

- «Как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» (Студент) «Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки?»

Слайд 14

Проба на принадлежность к разряду необыкновенных «Ведь я тогда к старухе попробовать ходил…» «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!... »

Слайд 15

Теория Раскольникова Основная формула теории Раскольникова: За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен. «Да ведь тут арифметика!»

Слайд 16

Теория Раскольникова Обыкновенные люди «Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». Живут в послушании. Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». «Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изме­нить своей участи. Необыкновенные люди «Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». Переступают закон во имя лучшего. Если ради своей идеи таким людям необходимо бу­дет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разре­шение перешагнуть через кровь». Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон - «необыкно­венные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Слайд 18

Антигуманный смысл теории Родиона Раскольникова Цели, которые ставил перед собой Раскольников 1.Переступить в разряд «необыкновенных» 2.Провести «пробу» - способен ли он «пролить кровь по совести»? … Результат «Убить-то я убил, а переступить – не переступил» «Я ведь себя убил…» … Цепная реакция зла

Слайд 19

«Возлюби, прежде всего, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано». ( Петр Петрович Лужин)

Слайд 20

Причины преступления социальные Крайняя степень нищеты героя. Болезненное и раздраженное со­стояние героя. Всеобщая несправедливость жизни. Знакомство с Мармеладовым и рас­сказ Мармеладова о своей семье. Письмо матери с сообщением о пред­полагаемом замужестве сестры Дуни. Встреча на бульваре с обманутой девушкой. нравственные Желание проверить теорию. Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников). Боль за униженных бедных, великая любовь к людям.

Слайд 21

Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней: ...ну да, чтоб ограбить... ...если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил... теперь... счастлив был! Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета... и на новую независимую дорогу стать...

Слайд 22

«Двойники» Раскольникова Петр Петрович Лужин Теория «Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел...» Аркадий Иванович Свидригайлов Теория «Человеку все позволено»

Слайд 24

Рефлексия 2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». 6. «Не убивай». Не лишать жизни любое существо. Откажись от причинения смерти любому живому существу, ведь даже муравей может быть в прошлой жизни твоим родственником. Все живущее достойно жизни, так как является составной части круговорота сансары, рождаясь и перерождаясь в различных формах и обличиях. Не красть. Не кради ничего, ведь отняв что-либо у ближнего, ты наносишь вред собственной карме. В череде перерождений ты рискуешь оказаться в роли обворованного или стать чем-либо крайне неприятным . Не возвеличивать себя и не унижать других. Не проявлять алчность и скупость. Жадный человек хочет материальных ценностей, которые не нужны просветленному. Не проявлять злобу и не пытаться навредить кому-либо. Злоба — это противоположность тому, к чему должен стремиться настоящий буддист — доброте, открытости и доброжелательному отношению ко всем и всему на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Евангельской притчи о Лазаре из романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

В материале представлена Евангельская притча о Лазаре с иллюстрациями и аннотацией к ней....

Поощрение и наказание в семье

Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....

Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Учителя литературы и православной культуры могут рассматривать случаи, когда в произведении приоткрывается христианская первооснова личности и всего творчества писателя, когда с событием художественны...

Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...