Рабочая программа по литературе для учащихся 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

Донгак Наталья Андреевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_literatura_6_klass.docx70.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Чадаана

    Рассмотрена                              Согласована           Утверждена

на заседании МО                    зам. дир. по УВР        приказом №___

учителей русского                  от ____августа  2019 г.        от___августа 2019г.

языка и литературы        _________ /Куулар С.С./

Протокол №1 от

___августа 2019 г.

        

Рабочая программа

по русской литературе для 6 класса

учителя русского языка и литературы

Донгак Натальи Андреевны

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :

1. 1. Закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.

   2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г)

3. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от  19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

4.  «Программа по литературе .5-11 классы»..(базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина («Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы. (Профильный уровень). Под  редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: «Просвещение», 2007).

5. Типового положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 1г Чадана.

  Важнейшее значение  в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности  с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского лит-ого языка.

      Цели  изучение литературы:

- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой лит-ры, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства худ-ой формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение общеучебными и УУД;

- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

 Задачи:

- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;

- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию  общественно полезной деятельности;

- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;

-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;

-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;

    В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие личности на основе  принципов толерантности, диалога  культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деятельности;

- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

Место и роль предмета  в учебном плане

Количество часов по учебному плану на 2019-2020 учебный год – 105 ч. ( 3 часа в неделю). Из них на развитие речи (сочинения) – 5 ч., контрольные работы – 5 ч.  

 

Результаты изучения предмета .

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
  • осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

  • Учащиеся должны знать:
  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, предания, пословицы, поговорки как жанры УНТ,  древнерусская литература, летопись, ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры (в том числе трехсложные и тонические), аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, баллада (развитие представлений),басня, ода, поэма, повесть, сказка и сказ, портрет, пейзаж, литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, композиция литературного произведения,  автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы,  роды литературы, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения.
  • Учащиеся должны понимать:
  • (осознанно воспринимать) текст фольклорного или литературного произведения;
  • связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности;
  • духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
  • эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведениях;
  • Учащиеся должны уметь:
  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов, отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • выявлять основную нравственную проблематику произведения; выявлять авторскую позицию в произведении;
  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
  • пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;
  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка загадка, басня, рассказ);
  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
  • высказывать свое отношение к изучаемым произведениям, аргументировать свою точку зрения;
  • составлять характеристику и сравнительную характеристику героев;
  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
  • создавать развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению; создавать сочинение-рассуждение по изучаемому произведению;
  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
  • использовать произведения малых фольклорных жанров в своей речи;
  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;
  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • использовать информацию, найденную в Интернете, для создания собственных текстов

Основное содержание учебного предмета

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

 Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления).

Из русской литературы ХVIII века.

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

 Из русской литературы ХIХ века.

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимнее утро». Приметы зимнего пейзажа. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести.( из двух повестей изучается одна- по выбору учителя).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений.

Федор Иванович Тютчев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.

 Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..».  Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

 Из русской литературы ХХ века.

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

Александр Степанович Грин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Михаил Михайлович Пришвин.

 Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений суть Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участив судьбе героев. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» . Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь  с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов.  

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия).

Фазиль Искандер.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы

Писатели улыбаются.

Василий Макарович Шукшин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Из литературы народов России.

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

 Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 

Гомер. Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель  де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате обучения учащиеся должны знать/ понимать:

- чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- социальные нормы, правила поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- участвовать в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-  осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 века, литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимать связи литературных произведений  с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определять в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;

- формировать собственное отношение к произведениям, их оценку;

- авторскую позицию и своё отношение к ней;

- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Оценка устных ответов учащихся

        Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

  • Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  • Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
  • Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  • Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
  • Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

            Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 

Оценка сочинений

Сочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

         С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

        Содержание сочинения  оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;        
  • полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

       При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

      Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

 

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

1. Фактические ошибки отсутствуют.

2. Содержание излагается последовательно.

3. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

4. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание

работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

1. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографические и

2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения от темы.

1. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

2. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

3. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

4. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»

1.Работа не соответствует теме.

1. Допущено много фактических неточностей.

2. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

3. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок,

а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Художественное произведение. Содержание и форма.

1

2.

Обрядовый фольклор.

1

3.

Пословицы и поговорки.

1

4.

Загадки.

1

5.

Контрольная работа №1 по теме «Устное народное творчество».

1

6-7

Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел в летописи. Развитие представлений о русских летописях.

2

8.

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделья.

1

9.

Басни И.А.Крылова. «Листы и Корни», «Ларчик».

1

10.

И.А.Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект.

1

11.

Р. р. Сочинение «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?».

1

12.

А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

1

13.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы.

1

14.

Стихотворение А.С.Пушкина « И.И.Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

1

15.

Лирика А.С.Пушкина

1

16-17

А.С.Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана  Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка».

2

18.

«Барышня - крестьянка». Образ автора –повествователя.

1

19.

Контрольная работа  по повести А.С.Пушкина «Барышня – крестьянка».

1

20.

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

21.

Дубровский – старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

22-23

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

2

24.

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

25-26

Осуждение произвола и деспотизма  в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

2

27.

Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

28.

Авторское отношение к героям повести «Дубровский».

1

29.

Р.р. Сочинение «Образ Владимира Дубровского».

1

30.

М.Ю.Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи».

1

31.

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

1

32.

Особенности выражения темы одиночества в стих-ях М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Три пальмы».

1

33.

Контрольная работа  по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

1

34.

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

1

35.

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

1

36.

Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»

1

37.

Роль картин природы в рассказе  И.С.Тургенева «Бежин луг»

1

38.

«Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»

1

39.

Ф.И.Тютчев. Литературный портрет поэта.

1

40.

Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в стих-ях Ф.И.Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…»

1

41.

Земная обречённость человека в стих-ии Ф.И.Тютчева «С поля коршун поднялся…»

1

42.

Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

1

43.

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета.

1

44.

Н.А.Некрасов. Стих-ие «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

45.

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стих-ии Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

46.

Своеобразие языка и композиции стих-я «Железная дорога» Н.А.Некрасова

1

47.

Контрольная работа  по произведениям поэтов 19 века.

1

48.

Н.С.Лесков. Литературный портрет писателя.

1

49.

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

1

50.

Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша»

1

51.

Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша Н.С.Лескова

1

52.

Р.р. Сочинение «Может ли человек прожить без Дома?»

1

53.

А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе.

1

54.

Речь героев рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1

55.

Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали.

1

56.

Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущуния в стих-ях о родной природе.

1

57.

Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!...», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики.

1

58.

А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Проект

1

59.

Контрольная работа  по стих-ям поэтов 19 века.

1

60.

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

1

61.

Образ главного героя в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

1

62.

Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»

1

63.

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

1

64.

«Неизвестный цветок» А.П.Платонова. Прекрасное вокруг нас.

1

65.

«Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова

1

66.

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса».

1

67.

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса».

1

68.

Отношение автора к героям повести А.С.Грина «Алые паруса».

1

69.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стих-ях о войне

1

70.

Д.С.Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.

1

71.

Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

72.

Яркость и самобытность героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе.

1

73.

Контрольная работа  по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

74.

Отражение трудностей военного времени в  рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

75.

Душевная щедрость учительницы в    рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

1

76.

Нравственная проблематика рассказа  В.Г.Распутина «Уроки французского». Проект

1

77.

А.А.Блок.  « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

1

78-79

С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.

А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

2

80.

Человек и природа в тихой лирике Н.М.Рубцова.

1

81.

Р.р. Сочинение «Что меня волнует больше: .красота природы или красота, сотворенная человеком?»

1

82.

Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказах «Чудик», «Критики».

1

83.

Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина

1

84.

Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

85.

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

86-87.

Р.р. Сочинение по произведениям В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, Ф.А.Искандера (по выбору).

2

88.

Габдулла Тукай. Стихотворенияя «Родная деревня», «Книга».  Любовь к  родине.

1

89.

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…». Тема бессмертия народа.

1

90.

Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».

1

91.

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

1

92

Геродот. «Легенда об Арионе»

2

93-94.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические  эпические поэмы.

2

95-96.

М.Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот».

«Дон Кихот»»: нравственный смысл романа.

2

97-98

Мастерство М.Сервантеса – романиста. «Дон Кихот».

1

99-100

Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка».

1

101-102

«Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести предательства.

1

103-104

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке.

2

105

Итоговый урок – праздник «Путешествие по стране Литературии

6 класса».

2

Перечень учебно-методического комплекса.

1.Коровина В.Я. и др. «Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч.» - М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я., Збарский И.С.» Литература: Методические советы: 6 класс.» - М.: Просвещение, 2006.

3.Коровина В.Я. и др. « Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:  6класс.» - М.: Просвещение, 2008.

4.Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класса.

5.Н.В. Егорова. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс.» М. «Вако»,2007

6. О.А. Ерёмина. «Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература. 6 класс»». М.: «Экзамен», 2008

Интернет-ресурсы:

Художественная литература:

 http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

 http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

 http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

 http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

 http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

        

Справочно-информационные и методические материалы:

 http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

 http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

 http://center.fio.ru  – Мастерская «В помощь учителю. Литература»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...