М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Мищенко Екатерина Владимировна

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая                                                                                                                                                                                

        основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель урока: осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

Задачи урока: 

Образовательная:

  • развивать умения работы с текстом.

Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных,  коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • развитие умения опираться на изученный материал

Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к истории своей страны;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     - формирование умения работы с текстом.

      Метапредметные:

    - формирование ценностного отношения к великому прошлому России, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе.

      - Личностные:

      воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин С.Герасимова «М.И.Кутузов под Бородином», А.Тубо «Бородинская битва», раздаточный материал, карточки.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

II. Мотивация учебной деятельности (2мин.)

III.Знакомство с автором (5 мин)

IV. Актуализация знаний (1 мин).

V. Постановка цели урока (2 мин).

VI. Физкультминтука (1 мин).

         VII. Первичное закрепление (5 мин).

VIII. Словарная работа (7 мин).

IX. Работа с учебником (8 мин).

X. Подведение итогов урока (5 мин).

XI. Рефлексия (3 мин).

XII. Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин).

Ход урока.

I.Организационный момент (2 мин).

II. Мотивация учебной деятельности (2 мин) (на экране фото пожилого человека с орденами).

  -Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

  -А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости    всего народа?

  Безусловно, одним из ответов на этот вопрос будет упоминание о великих исторических событиях. Темой разговора сегодня как раз будет одно из таких событий - Бородинское сражение 1812 года, о том, как оно запечатлено в стихотворении М.Ю.Лермонтова.

III.Знакомство с автором (5 мин).

На каждой парте лежат конверты (файлы). Необходимо самостоятельно прочитать статью № 1 о биографии М.Ю. Лермонтова. На экране портреты членов семьи Лермонтова.

- Что вы узнали о Марии Михайловне Арсеньевой?

- Что вы прочитали об отце Михаила Юрьевича Юрии Петровиче? О бабушке, Елизавете Алексеевне?

- Ребят, скажите, а почему Лермонтову с детства так было знакомо одиночество?  (на доске портрет Лермонтова).

Сегодня мы поговорим об одном стихотворении Лермонтова, а для начала  отправимся в картинную галерею Эрмитажа. (на экране портреты М.И. Кутузова, Наполеона Бонопарта, П.И. Багратиона, Барклая-де-Толли)

- Что вы можете сказать об этих людях?

-Да, действительно. Это военные люди. Так о чем будет стихотворение? Верно, о войне.

- Русский народ имеет многовековую историю, и ему неоднократно приходилось отражать атаки противника. И в начале 19 века над страной вновь нависла угроза. Французский император Наполеон Бонопарт двинул на  Россию свою армию. И это война в очередной раз показала образцы патриотизма и воинской доблести (на экране картина Бородинского сражения). Бородинское сражение – одна из главных битв этой войны.

- Как в истории называется эта война? (Отечественная война 1812 года).

IV. Актуализация знаний (1 мин).

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

На доске тема – «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».

V. Постановка цели урока (2 мин).

- Раз  мы уже с вами определили, о чем будет произведение, подумайте, а что же мы будем делать сегодня на уроке?

- Ребят, а чтобы нам быть сегодня очень внимательными, мы проведем сеI. VI. Физкультминтука (1 мин).  Закончите следующие строчки словами – рифмами. Закройте глаза. Представим себе, что это стихотворение о страшной … (войне). Сожмите кулачки. Оно об одном очень страшном сражении. Возьмем себя в руки и прочь… (поражение, сомнение). Теперь встаньте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы встали и, мира создав территорию, продолжим урок, обратимся к… (истории).

VII. Первичное закрепление (5 мин).

Чтение исторической справки. Хорошо, садитесь. Открываем конверт. Читаем приложение № 2 (один ученик вслух читает историческую справку).

- Бородинское сражение состоялось в 1812 году, а Лермонтов написал свое стихотворение в 1837 году.  Сколько лет прошло с момента этой битвы?  (25 лет)

К 25-летию со дня Бородинского сражения было написано Лермонтовым это стихотворение. Давайте прослушаем это стихотворение.

Чтение стихотворения. (Начало стихотворения читает учитель.  (с 18 сек.) Со слов «Да, были люди в наше время…» аудиозапись стихотворения в исполнении Александра Водяного до слов «Все промелькнули перед нами, Все побывали тут…» (3 мин 21 сек). Далее и  до конца читает учитель).

- Ребят, кто же является героем стихотворения?

- Что мы почувствовали, когда прослушивали это стихотворение?

- Почему автор пишет: « Недаром помнит вся Россия про день Бородина»?

VIII. Словарная работа (7 мин). Во время прослушивания вам встретилось много  незнакомых слов. Давайте откроем наши конверты, найдем приложение под номером 3 и поработаем в парах.

Задание. Соедините стрелками слова из первого столбика с правильным определением.

Проверка задания. Пара, которая выполнит задание раньше остальных, встанет и прокомментирует свой ответ (на экране иллюстрации данных слов).

IX. Работа с учебником (8 мин).

- Как построено стихотворение? (при помощи диалога).

- Кто является рассказчиком? (рассказ ведется от лица старого солдата)

--Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?

(гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).

Работа по группам(+ 4 ученика работают индивидуально по карточкам)

1 группа. Кто главный герой? Что о нём можно рассказать?

2 группа. Найдите пейзаж в стихотворении (описание Бородинского поля). Опишите, какие картины вы представляете?

3 группа. Как поэт изображает французскую армию? Почему о ней сказано так мало?

4 группа. Прочитайте обращение полковника к солдатам. Какая основная мысль заключена в этом обращении?

5 группа. Как вы понимаете строки?

«…Ну ж был денек!...»

Что это был за день? Найдите в тексте этот фрагмент. Прочитайте его. (Пока ученик выразительно читает этот фрагмент, включается видеозапись Бородинского сражения из к/ф «Война и мир» с 1 мин 10 сек).

6 группа. Прочитайте обращение полковника к солдатам. Какая основная мысль заключена в этом обращении?

Проверка задания по группам.

X. Подведение итогов урока (5 мин).

- Как повлияло на исход войны 1812 года Бородинское сражение? (Бородинское сражение – генеральное сражение, которое повлияло на исход войны, которая закончилась победой русских войск и изгнанием французов с русской земли). 

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль  стихотворения?

(Русские люди не жалеют ничего для победы над врагом. Стихотворение проникнуто чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат, офицеров. Стихотворение создаёт торжественное настроение.

Мы узнаём о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной).

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведение актуально, потому что тема защиты Родины - всегда актуальна тема).

Слово учителя: Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

XI. Рефлексия (3 мин). На экране незаконченные высказывания. Дети по очереди их продолжают.

  1. сегодня я узнал(а)…
  2. было интересно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял(а), что…
  5. я почувствовал, что…
  6. меня удивило…

XII. Выставление оценок. Домашнее задание (4 мин).

1)Выразительное чтение наизусть стихотворение «Бородино» (отрывок) со слов «Ну ж был денек!..» и до конца.

2)По выбору:

 Нарисовать эпизод из стихотворения, выбрать к нему отрывок, записать его на обратной стороне листа.

Или ответить письменно на вопрос (стр. 155, вопрос 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Презентация "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино".

Презентация к уроку литературы по теме "М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино"....

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему,  может являться  предметом гордост...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонотов. "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчи...

Урок литературы в 5 классе. М.Ю. Лермонотов . "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Данный урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ориентирован на обучающихся 5 класса.Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о бе...