Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Томарева Ирина Викторовна

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А что, по-вашему,  может являться  предметом гордости   всего народа? Можно ли гордиться тем, что живете в стране, в которой жили такие талантливые люди, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; победами русского народа в войнах?

-Ребята, а чем памятен для нашей страны 1812 год, какое знаменательное событие произошло?

 

Ярким примером этого события является  стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. «Бородино»

 

Задание: Прочитайте эпиграф нашего урока

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

 

Тема нашего урока: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Обратите внимание на слова «патриотический», «пафос».Перед вами значение этих слов:

 

  • Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
  • Пафос – подъем, воодушевление.

-Сегодня речь пойдет  о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос:«Почему вся Россия помнит про день Бородина».

Давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения и постараемся ответить на вопрос: «Почему Лермонтова так интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение?».

 

II. Знакомство с биографией автора.

Обучающийся  рассказывает об известных фактах биографии М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова.   Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных. Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева сама занялась его воспитанием. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеева была замечательной бабушкой.

            Мальчик получил отличное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал. Интересовался историей, особо привлекало его Бородинское сражение, потому что брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.

            Но больше всего увлекался литературой, творчеством Пушкина, начал рано писать стихи.

 В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1829 году (ему было тогда 12 лет) у него уже набралась целая тетрадь стихов. Она называлась “Мелкие стихотворения. Москва. 1829 г”

            В1830 году Михаил Юрьевич поступает в Московский университет, где проучился два года.

            Затем      военная служба,  он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

            Через два года Лермонтов был переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. 

В1837 году состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год.

На Кавказе в 1837 году он написал стихотворение «Бородино» и посвятил большое количество картин Кавказу. На Кавказе же в 1841 году он был убит на дуэли.

- Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? (Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки был участником Бородинского сражения и много рассказывал о нем)

-В каком году он написал стихотворение «Бородино»?

-За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.

Но прежде чем говорить о нем, давайте познакомимся с историческими событиями 1812 года. Выступающий  расскажет нам об этих событиях.

 

III. Историческая основа стихотворения «Бородино»

Ученик рассказывает о Бородинском сражении. Рассказ сопровождается показом презентации 2.

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

 - Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)

Перед тем, как слушать стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» сначала мы проверим, как вы справились с домашней работой, нашли ли вы и запомнили значение слов – военных терминов.

 

 

 

 

IV. Словарная работа. (Проверка домашнего задания)

(Учащиеся выписывали  значение слов - военных терминов, которые устарели т.е. сейчас не употребляются в речи.)

Задание: Соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).

Редут – укрепление на поле боя;

Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

Бивак – стоянка войск под открытым небом;

Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;

Булат – оружие булатной стали, сабля;

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы

Эти  слова встретятся в стихотворении, которое мы сейчас прослушаем в исполнении мастера художественного слова. Ваша задача следить по учебнику.

 

VI. Прослушивание стихотворения в записи.

 

VII. Работа с  классом по тексту стихотворения «Бородино».

1. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Давайте остановимся более подробно на том, как отразились исторические факты в стихотворении. Мы с вами сейчас поработаем в группах.

2. Групповая работа.

 

 

Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.

                                                                                                                                         Таблица 1.

 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

 

И вот нашли большое поле…

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

 

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”.

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

 

Проверка задания. Вывод. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).

 

3). Анализ произведения

-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

 Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям?

(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?» 

-Как называется такая форма построения текста? (диалог).

-Кто герои его рассказа, чтение 2 строфы. (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя).

-С каким чувством старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя).

Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.

- От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста). Он ведет повествование от 1 лица.

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.

 -Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)

- Какова основная мысль стихотворения?

-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?

(Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)

Ребята, давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).

 Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?

 Много лет прошло со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не жалевших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).

 Подведением итога будет выполнение теста.

 

VIII. Работа с тестом.  (1вариант)

1 вариант

А1. Какому историческому событию посвящено стихотворение «Бородино»?

1) Отечественной войне 1812 года
2) Крымской войне
3) войне на Кавказе
4) восстанию Пугачева

А2. Где находится Бородино?

1) под Парижем
2) под Киевом
3) под Москвой
4) под Петербургом

А3. С кем сражались русские во время Бородинской битвы?

1) с французами
2) с турками
3) с чеченцами
4) с немцами

А4. Почему, по мнению рассказчика, в стихотворении «Бородино» русские войска сначала начали отступать?

1) из-за зимних морозов
2) соскучились по дому
3) струсили
4) по Божьей воле

А5. Каким старинным поэтическим словом рассказчик, старый солдат, называет воинов?

 

 

 

Ответы на тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Бородино». Тема патриотизма для 5 класса
1 вариант
А1-1
А2-3
А3-1
А4-4
А5. Богатыри
 

 

 

 

IX. Домашнее задание

 

Выучить отрывок из стихотворения «Бородино».

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Цель урока:

Знакомство обучающихся  с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».

Задачи:

  • обучающие:

-   учить выражать свои мысли и чувства на уроке.

  • развивающие:

- формировать устойчивый интерес к предмету;

- развивать умение анализировать текст, работать в группах, индивидуально;

- формировать навыки коммуникативного характера.

  • воспитательные:

- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать гордость за свою Родину.

Тип урока:

 урок формирования новых знаний.

 

Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации к стихотворению «Бородино», раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в группах, тесты)

План урока:

1.Вступительная беседа

2.Слово о поэте.

3.Историческая справка о Бородинском сражении.

4.Словарная работа.

5.Прослушивание стихотворения и просмотр видеофильма.

6.Работа в группах.

7. Беседа

8.Тест.

9.Домашнее задание.

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

 что, по-вашему,  может являться  предметом гордости   всего народа? Можно ли гордиться тем, что живете в стране, в которой жили такие талантливые люди, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; победами русского народа в войнах?

-Ребята, а чем памятен для нашей страны 1812 год, какое знаменательное событие произошло?

Ярким примером этого события является  стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. «Бородино» 

 

Задание: Прочитайте эпиграф нашего урока

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема нашего урока: Историческая основа и патриотический пафос стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Бородино»  

Обратите внимание на слова «патриотический», «пафос».Перед вами значение этих слов:

  • Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
  • Пафос – подъем, воодушевление.

-Сегодня речь пойдет  о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос:«Почему вся Россия помнит про день Бородина».

Давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения и постараемся ответить на вопрос: «Почему Лермонтова так интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение?».

II. Знакомство с биографией автора.

Обучающийся  рассказывает об известных фактах биографии М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова.   Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных. Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева сама занялась его воспитанием. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеева была замечательной бабушкой.

         Мальчик получил отличное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками, хорошо рисовал. Интересовался историей, особо привлекало его Бородинское сражение, потому что брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.

         Но больше всего увлекался литературой, творчеством Пушкина, начал рано писать стихи.

 В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1829 году (ему было тогда 12 лет) у него уже набралась целая тетрадь стихов. Она называлась “Мелкие стихотворения. Москва. 1829 г”

         В1830 году Михаил Юрьевич поступает в Московский университет, где проучился два года.

         Затем      военная служба,  он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

         Через два года Лермонтов был переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. 

В1837 году состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год.

На Кавказе в 1837 году он написал стихотворение «Бородино» и посвятил большое количество картин Кавказу. На Кавказе же в 1841 году он был убит на дуэли.

- Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? (Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки был участником Бородинского сражения и много рассказывал о нем)

-В каком году он написал стихотворение «Бородино»?

-За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.

Но прежде чем говорить о нем, давайте познакомимся с историческими событиями 1812 года. Выступающий  расскажет нам об этих событиях.

III. Историческая основа стихотворения «Бородино»

Ученик рассказывает о Бородинском сражении. Рассказ сопровождается показом презентации 2.

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

 - Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)

Перед тем, как слушать стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» сначала мы проверим, как вы справились с домашней работой, нашли ли вы и запомнили значение слов – военных терминов.

 

IV. Словарная работа. (Проверка домашнего задания)

(Учащиеся выписывали  значение слов - военных терминов, которые устарели т.е. сейчас не употребляются в речи.)

Задание: Соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).

Редут – укрепление на поле боя;

Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

Бивак – стоянка войск под открытым небом;

Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;

Булат – оружие булатной стали, сабля;

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы

Эти  слова встретятся в стихотворении, которое мы сейчас прослушаем в исполнении мастера художественного слова. Ваша задача следить по учебнику.

VI. Прослушивание стихотворения в записи.

VII. Работа с  классом по тексту стихотворения «Бородино».

1. Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Давайте остановимся более подробно на том, как отразились исторические факты в стихотворении. Мы с вами сейчас поработаем в группах.

2. Групповая работа.

Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.

          Таблица 1.

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

 

И вот нашли большое поле…

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”.

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Проверка задания. Вывод. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Ребята, попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой).

3). Анализ произведения

-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

 Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям?

(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?» 

-Как называется такая форма построения текста? (диалог).

то герои его рассказа, чтение 2 строфы. (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя).

-С каким чувством старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя).

Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.

- От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста). Он ведет повествование от 1 лица.

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»). «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.

 -Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)

- Какова основная мысль стихотворения?

-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?

(Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)

Ребята, давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).

 Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?

 Много лет прошло со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не жалевших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).

 Подведением итога будет выполнение теста.

VIII. Работа с тестом.  (1вариант)

1 вариант

А1. Какому историческому событию посвящено стихотворение «Бородино»?

1) Отечественной войне 1812 года
2) Крымской войне
3) войне на Кавказе
4) восстанию Пугачева

А2. Где находится Бородино?

1) под Парижем
2) под Киевом
3) под Москвой
4) под Петербургом

А3. С кем сражались русские во время Бородинской битвы?

1) с французами
2) с турками
3) с чеченцами
4) с немцами

А4. Почему, по мнению рассказчика, в стихотворении «Бородино» русские войска сначала начали отступать?

1) из-за зимних морозов
2) соскучились по дому
3) струсили
4) по Божьей воле

А5. Каким старинным поэтическим словом рассказчик, старый солдат, называет воинов?

Ответы на тест по литературе М.Ю. Лермонтов «Бородино». Тема патриотизма для 5 класса
1 вариант
А1-1
А2-3
А3-1
А4-4
А5. Богатыри

IX. Домашнее задание

Выучить отрывок из стихотворения «Бородино».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Презентация "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино".

Презентация к уроку литературы по теме "М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино"....

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения"....

Презентация к уроку литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонотов. "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчи...

Урок литературы в 5 классе. М.Ю. Лермонотов . "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Данный урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ориентирован на обучающихся 5 класса.Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о бе...