Презентация к уроку литературы в 5 классе "М.Ю. Лермонотов. "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Гладкая Наталья Викторовна

Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, чувство собственного достоинства за умение праотцов геройски сражаться с захватчиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon m.lermontov.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. .

Слайд 2

В 1837 г. исполнилось 25 лет со времени Отечественной войны 1812 г. Уже с 1836 г. стали появляться записки, рассказы и воспоминания ее участников. Лермонтов в 1830 г. написал «Поле Бородина», теперь он возвращается к нему и радикально переделывает: вместо монолога — диалог, рассказ старого служаки, поданный в реалистическом, разговорном, народно-поговорочном стиле. Переделанное стихотворение он называет «Бородино».Оно выходит в «Современнике» в 1 8 37 году.

Слайд 4

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь на 3(15).10.1814 в Москве, умер 15(27).7.1841 у подножия горы Машук, в 4 верстах от Пятигорска; в апреле 1842 его прах был перевезен в фамильный склеп в Тарханы В 1828 — 1841 гг., за неполные 13 лет литературной работы, Лермонтов создал лирические стихи, поэмы («Тамбовская казначейша», «Мцыри», «Демон» и др.), пьесы («Маскарад», «Два брата» и др.), прозаические произведения («Герой нашего времени» ) и др..

Слайд 5

Стихотворение «Бородино» посвящено историческим событиям 1812 года. Судьбу народов России в этой войне с Наполеоном решило Бородинское сражение, которое произошло 26 августа (7сентября) 1812 года

Слайд 6

Бородинская битва 26 августа (7 сентября) 1812 года на Бородинском поле сошлись 132 тысячи воинов и 624 орудия русских и 135 тысяч воинов и 587 орудий французов

Слайд 7

М.И.Кутузов Место рождения Санкт-Петербург Место смерти Бунцлах Силезия Принадлежность Россия Годы службы 1759—1813 Звание генерал-фельдмаршал Командовал армией Сражения/войны Штурм Измаила, Битва под Аустерлицем, Бородинское сражение

Слайд 8

Словарная работа Объяснение терминов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны — дано в сносках учебника. Недаром — не без причины, не случайно. Нынешнее племя — современники. Доля — судьба. Досадно — жаль, обидно. Ворчали Старики — выражали недовольство (служба в армии длилась 25 лет). Чужие изорвать мундиры — уничтожить врага в штыковой атаке. Ушка на макушке — повышенное внимание. Ликовать — выражать восторг. Лихость — удаль. Поведать — рассказать. Постоять головою — отдать жизнь в бою. Поле грозной сечи — поле боя.

Слайд 9

«Да, были люди в наше время»

Слайд 10

«Мы долго молча отступали»

Слайд 11

«И вот нашли большое поле»

Слайд 12

«Построили редут»

Слайд 13

«Забил заряд я в пушку туго»

Слайд 14

«Уж мы пойдем ломить стеною»

Слайд 15

«Два дня мы были в перестрелке»

Слайд 16

«И вот на поле грозной сечи ночная пала тень»

Слайд 17

«Прилег вздремнуть я у лафета»

Слайд 18

«Но тих был наш бивак открытый»

Слайд 19

«Кто кивер чистил весь избитый»

Слайд 20

«Сверкнул за строем строй»

Слайд 21

«И молвил он…»

Слайд 22

«Сквозь дым летучий»

Слайд 23

«Французы двинулись как тучи»

Слайд 24

«Драгуны с конскими хвостами»

Слайд 25

«Носились знамена как тени»

Слайд 26

«В дыму огонь блестел»

Слайд 27

«Наш рукопашный бой»

Слайд 28

«И застучали барабаны»

Слайд 29

«И отступили басурманы»

Слайд 30

«Тогда считать мы стали раны»

Слайд 31

-Да, были люди в наше время, Не то ,что нынешнее племя: Богатыри- не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! - Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя, Богатыри -не вы! Плохая им досталась доля: Не многие вернулись с поля… Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта предметного учебного занятия по литературе «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» (5 класс)

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использован...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. (Урок литературы в 5 классе).

Данная тема является программной в курсе литературы 5 класса. Предлагается подробный конспект урока, который дополняется дидактическим материалом. Интересным видом работы на уроке является заполнение ...

Презентация "М. Ю. Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино".

Презентация к уроку литературы по теме "М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения "Бородино"....

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино". Историчекая основа и патриотический пафос стихотворения"....

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Ход урока.I. Организационный момент.Мотивация учебной деятельности.Ребята, как вы считаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?-А что, по-вашему,  может являться  предметом гордост...

Урок литературы в 5 классе. М.Ю. Лермонотов . "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Данный урок литературы по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" ориентирован на обучающихся 5 класса.Цель: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о бе...