Конспект урока в 6 классе «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Тема: «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».

Класс: 6.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению».

Класс: 6.

Цель: формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни;

  • дать представление о Великой Отечественной войне в стихотворениях тех лет,

развивать  образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка);

  • воспитывать  патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.

Ход урока:

1. Вступительное слово: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая продолжалась более четырех лет. Это неприятное событие оставило неизгладимый след в памяти людей, в памяти страны, в истории нашей Родины. Невозможно забыть эти огромные потери, эти разрушенные города, это горе, которое пережили практически все люди. Но даже в такие тяжелые времена люди не отчаивались, а продолжали радоваться тем немногочисленным мгновениям между боями: сочиняли стихи, пели песни, танцевали, чтобы хоть немного отдалиться от этих ужасных моментов войны. В своих стихах солдаты отражали все свои переживания: свой быт, тоску по родным, горечь об утрате товарищей, трудности боевой жизни. Итак, сегодня мы поговорим о поэзии военных лет. Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Я бы хотела, чтобы вы никогда не забывали уроков той войны; не забывали, сколько жизней было положено на то, чтобы мы с вами могли сегодня радоваться новому дню. Подвиг этих людей бессмертен!

- Как вы думаете, что такое подвиг, и почему он бессмертен? (Ответы учащихся).

И вот сегодня мы поговорим о подвиге людей, которые боролись за нашу жизнь и свободу. Мы пройдемся по страницам военной истории, только сделаем мы это с помощью поэзии.

2. Стихи в годы войны. В годы ВОВ поэзия переживала особый подъем. Именно в стихах выразилась сила патриотического воодушевления. Именно стихи способны были быстро реагировать на постоянно меняющиеся события военных дней. Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечных коробках, они мелькали на броне танка, бросались дождем листовок из самолетного люка, занимали радиоэфир и газеты. И все это для того, чтобы воодушевить людей, поддержать их, поднять на борьбу. Роль поэзии была огромна! Во многом потому, что сами поэты были участниками войны. Они сражались на фронтах, выступали в качестве военных корреспондентов, совершали подвиги и погибали. Вот почему стихи имели такую власть над теми, кто их читал.

Уже на третий день войны было написано стихотворение «Священная война». Оно мгновенно было переложено на музыку и стало своеобразным гимном ВОВ. Первыми слушателями этой песни были солдаты, отправляющиеся на фронт с Белорусского вокзала. Именно эта песня поднимала войска на борьбу, давала силы тем, кто работал в тылу (прослушивание песни).

3.Поэты, погибшие на войне. Многие на войне были ранены, многие потеряли своих родных и товарищей, лишь немногим повезло пройти эту войну без потерь. Но много было и тех, кто не вернулся.

Мы сегодня можем вспомнить поэтов, погибших на полях Великой Отечественной войны. Мы не должны забывать подвиг Муссы Джалиля, замученного в фашистских застенках. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Борис Котов, Герой Советского Союза, погиб при форсировании Днепра. Под Ленинградом навеки остался Всеволод Багрицкий, под Смоленском – Борис Богатков, Николай Майоров, под Сталинградом – Михаил Кульчицкий. Геройски пали Павел Коган, Георгий Суворов, Дмитрий Вакаров… В честь них эта минута молчания… (минута молчания)

4. Поэты о своих близких во время войны. Война продолжалась. В редкие мгновения покоя солдаты могли позволить себе отдых и вспоминали о своих близких. Самые теплые, самые нежные слова посвящали они своим матерям, женам, возлюбленным. Одним из ярких примеров является стихотворение Алексея Суркова «Бьется в тесной печурке огонь». Оно также было переложено на музыку и стало одной из самых красивых песен времен войны.

(чтение стихотворения наизусть и прослушивание песни)

-Что вам запомнилось в этом стихотворении?

-Какие картины вы видите, слушая эти строки?

-Какие эмоции хотел донести до нас автор этих строк?

-Правильно ли передается смысл стихотворения интонациями в песне?

-Что для вас прозвучало более выразительно: стихотворение или песня?

5. Александр Твардовский. Вообще стихи и песни составляли важную часть жизни солдата. Пожалуй, едва ли не единственным развлечением в это трудное время были концерты. Они проводились в госпиталях, и даже на привалах звучали лихие напевы, играла гармонь. Подобную картину описал в своей поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский, наш земляк (доклад учащегося о жизни А.Т. Твардовского).

О всех тяготах войны рассказывает нам Александр Трифонович Твардовский в стихотворении «Когда пройдешь путем колонн».

(учащийся читает стихотворение наизусть)

Когда пройдешь путем колонн

В жару, и в дождь, и в снег,

Тогда поймешь,

Как сладок сон,

Как радостен ночлег.

 - Чего не хватало солдатам в военное время: о чем мечтали, о чем вспоминали?

- Можно ли сказать, что это стихотворение автор писал исходя из жизненного опыта?

- Какие эмоции испытывает читатель при прочтении?

- Какие слова из стихотворения их вызывают?

6. Константин Симонов. Солдаты очень любили стихи. Они вырезали их из газет, переписывали вручную и отправляли в письмах. Эти письма-треугольники так ждали не только на фронте, но и в тылу. Самым известным было стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Именно его бойцы хранили в карманах своих гимнастерок. Ведь это очень важно – знать, что тебя кто-то ждет.

(учащийся читает стихотворение наизусть)

* * *

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

-Почему бойцам так нравилось это стихотворение?

-Какие слова стихотворения являются ключевыми для понимания смысла?

-Что для солдата важнее: знать, что его кто-то ждет, или надеяться, что близкие живы?

8. Итог урока. Мы с вами познакомились с некоторыми стихотворениями о Великой Отечественной войне. Все они были проникнуты не только любовью к Родине и к своим близким, но и жгучею ненавистью к врагу. Конечно, рассказать обо всех поэтах и их творчестве невозможно, поэтому я попросила вас подготовить выразительное чтение понравившегося вам стихотворения и ответить на вопрос, почему оно вам понравилось.

Домашнее задание. Написать эссе «Поэты во время Великой Отечественной войны» (на примере одного из поэтов) или провести анализ наиболее понравившегося стихотворения о войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"

Обучение выразительному чтению является необхо­димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивае...

Обучение выразительному чтению

Настоящий курс предназначен для учащихся 5 -х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).        Чтение я...

Конспект урока английского языка "Органы чувств" (3 класс)

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка для логически завершенного дня в 3 классе по теме "Органы чувств"...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Патриотические чувства автора в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Урок по технологии РКМЧП. Задачи урока: раскрыть патриотические чувства автора, его восхищение подвигом народа в войне 1812 года;помочь глубже проникнуть в содержание стихотворения, понять и пере...