Христианский контекст романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". В чём трагедия Раскольникова?
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Учебно- методический материал представляет собой рассуждение по представленной проблеме. Может быть использован как обучающимися 10-го класса, так и учителями литературы для подготовки к урокам, посвящённым творчеству писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трагедия Раскольникова15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методические материалы по роману Ф.М.Достоевского.

Автор –– Хробостова Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя школа № 618 Приморского района                                    г. Санкт- Петербурга

Христианский контекст романа Ф.М. Достоевского                            «Преступление и наказание».

В чём глубинный смысл трагедии Раскольникова?

 Бог создал человека по образу и подобию своему. Подарил ему вечную жизнь, дал ему разум, чувства. Но искусил его лукавый Змей. И тогда Господь наказал человека смертью, отпустил на Землю, чтобы там в молитвах и муках искупал он вину свою. И теперь знают все, «что после падения Адама образовалась язва – грех, не частная, и не на одном каком-нибудь члене, но на всём существе: объяла тело, объяла душу, овладела всеми свойствами, всеми силами человека. Великая язва – смерть душевная, неисправима ветхость , происшедшая после потери Божественного подобия! Она разлилась на весь род человеческий, соделалась достоянием злосчастным каждого человека.» И горе тому, кто не желал смириться с присутствием Бога, противился своей человеческой сущности, возомнив себя выше всех людей.

   Таким несчастным оказался главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Его жизнь писатель рисует тёмными, мрачными красками: старые нищие кварталы, облитые помоями улицы, дворы-колодцы, комнаты, похожие на шкаф или гроб. Духота, вонь, грязь, голод; беспросветная бедность, толкающая людей на безнравственные поступки и даже на преступления. А для человека с обострённым , болезненным самолюбием такая жизнь становится настоящим испытанием. Так сознание собственной исключительности и беспомощность, зависимость от близких людей приводят героя к созданию парадоксальной теории, противоречащей Божественному началу жизни. Отвергая Бога над собой, герой решил, что может сам стать выше людей, если, согласно теории наполеонизма , сумеет переступить через человека, допуская  «кровь по совести». Эта теория диктует: «Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!»

  Всем своим произведением Ф.М. Достоевский доказывает, что «если к высокой цели ведут дурные средства, то, значит, цель дурная и считать её высокой – самообман», который непременно закончится разочарованием в своих мыслях и поступках. А это уже трагедия!

  Ложная идея Раскольникова о том, что миром правит насилие, оказалась бессмысленной, ведь мир на Земле держится только любовью, которую показал нам Христос. Человек не имеет права распоряжаться чужой жизнью. Христос принёс себя в жертву всему человечеству, а Раскольников, жертвуя чужой жизнью, сам поставил себя судьёй: «кому жить, кому не жить». И если Христос живёт и умирает во имя людей, то Раскольников

 в первую очередь «покушается» для себя. Он совершает «пробу», чтобы доказать себе, что он сверхчеловек, богочеловек, тем самым отрицая существование Бога, отрекаясь от любви.

   Единственной, кто может его принять, понять, помочь найти дорогу к праведной жизни, к Богу, оказалась Соня Мармеладова. Она несёт в себе религиозное начало. То, чего не было в Раскольникове. С первых минут знакомства она разглядела в Раскольникове несчастного человека. Соня поняла, что именно на неё возлагается тяжёлая миссия указать ему путь через страдания к раскаянию, о котором мы можем догадываться только в самом конце романа. Раскольников мучается ещё и потому, что долго не мог поверить в несостоятельность своей теории, в необходимость раскаяния, сомневался, оглядываясь на Свидригайлова, и только после его самоубийства решил пойти и рассказать о своём преступлении. Героя постигла катастрофа: теория рассыпалась, а в душе он никак не мог смириться с тем, что он не сверхчеловек. Раскольников должен был понять, что именно Соня указывает ему тот путь, который может облегчить муки потерявшегося в жизни человека. Она-то сама, как Христос, жертвует собою ради близких, ради детей Катерины Ивановны и ради Раскольникова.

  Главный герой эгоистичен. На первом месте у него только своё горе и свои страдания. Он ушёл в себя, «как ножницами отрезал» себя от всех людей. И Соня говорит ему: «Ну как же, как же без человека-то прожить! Что с тобой теперь будет!» Раскольников утратил смысл жизни, помешался рассудком, жил как в бреду. Но благодаря «бесконечной любви», которую несла в себе Соня, он воскрес, Бог принял его и дал ему шанс искупить свой великий грех. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»

   И мы понимаем глубинный смысл трагедии Раскольникова. Он прежде всего заключается в отсутствии веры в Бога, в желании возвысить себя над людьми, в стремлении обособиться, потому что мечта всей жизни потерпела крах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Профессиональная этика учителя в контексте знакомства и усвоения ценностей христианской культуры.

Взгляд учителя физики на проблему формирования , знакомства и усвоения ценностей христианской культуры....

Урок систематизации знаний «Особенности композиции романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс

Цели. Деятельностная: научить школьников структуризации полученного знания по содержанию и проблематике романа Достоевского, развивать умение перехода от частного к общему, повторить изученный способ ...

Статья "Христианские мотивы в русской литературе"( модуль в контексте ОДНКНР)

В сттатье представлен опыт обращения к вечным темам на уроках русской литературы, а также работа с обучающимися в области исследоательских технологий...

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ "ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ" Ф.ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ВСЕГО РОМАНА

Ф.М.Достоевский.  "Преступление и наказание".  Изучении произведения. Первая глава. Анализ....

Интерпретация отдельных страниц романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" с точки зрения христианской культуры.

В данном материале представлена исследовательская работа учащихся 11 класса, столкнувшихся в учебниках литературы и в интернете с интепретацией произведения, противоречащей замыслу автора. Последними ...