Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике в 6 классе
рабочая программа по математике (6 класс)

Короткова Татьяна Александровна

Программа курса внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

         C:\Users\Учитель\Desktop\кружок 6 кл.jpg                                           

 

  1. Пояснительная записка

Рабочая  программа “Увлекательный мир математики” для 6 класса  составлена на основании                 ний следующих  нормативно – правовых документов:

1.Федеральногогосударственного образовательногостандартаосновногообщегообразования (Утвержден приказомМинистерства образования  и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2. Виленкин Н.Я. и др. Факультативный курс. Избранные вопросы математики (7-9 класс). М.:Просвещение, 2018 – 192с.

3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»

4. Положение о рабочей программе  МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №13»

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

- в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных  сфер человеческой деятельности;

- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование  механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

                          2.Планируемые результаты освоения программы

  • научить правильно применять математическую терминологию;
  • подготовить учащихся к участию в олимпиадах;
  • совершенствовать навыки счёта, применения формул, различных приемов;
  • научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • формировать навыки самостоятельной работы;
  • воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • формировать приемы умственных операций  школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • воспитывать уважительное отношение между  членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • развивать у детей вариативность мышления, воображение, фантазии, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
  • созданию условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;
  • выявлению одаренных детей;
  • развитию интереса к математике.

В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

 Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Одной из особенностей творческой личности является устойчивое умение (превращенное в привычку) искать наилучшее решение проблемы. Это относится и к любым задачам.

Множество неординарных, нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах, посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решениями и без них, в ряде случаев разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс поиска решения задачи, как правило, не отражается, и у читателя возникает вопрос: как «додуматься» до решения задачи? Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решению нестандартных задач: каковы составляющие мыслительного процесса от «прочтения» задачи до ее решения?

Научить решать нестандартные задачи — интересная, но и достаточно непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике, методике и психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотносится с творчеством личности, поэтому чем больше учтено существенных элементов, входящих в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.

Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащим в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их особенности. Так, с прослеживанием связи творческого процесса и процесса решения нестандартной задачи рассматриваются такие компоненты творчества, как научные знания, творческое мышление, а также такие качества, без которых немыслимо творчество как анализ, синтез и умение предвидеть (прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще не познанную ситуацию).

Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся с 5-го по 10-й классы, включая систематизацию самих нестандартных задач.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получают дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, к их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, к способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
  • развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

3. Содержание учебного курса

Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе основной образовательной программы ориентирована на существующую информационно- образовательную среду школы. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.

                                              4. Тематическое планирование.6 класс

Арифметика

Признаки делимости на 9 и 11

Числовые ребусы

Проценты

Десятичная система счисления

Разложение на простые множители

Неравенства в арифметике

Арифметические конструкции

Геометрия

Задачи на перекладывание и построение фигур

Задачи на построение с идеей симметрии

Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона

Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением

Логика

Логические таблицы

Взвешивания

Популярные и классические логические задачи

Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2)конструирование «ящиков»;

 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и остатками;5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске)

Раскраски: 1) шахматная раскраска;

2) замощения; 3)виды раскрасок

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника

Четность: 1) делимость на 2; 2) чередования; 3) парность

Алгебра

Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи на экстремум

Квадрат суммы

Выделение полного квадрата

Разложение многочленов на множители: 1) группировкой; 2) по

формулам сокращенного умножения

Анализ

Разные задачи на движение

Задачи на совместную работу

Теория множеств

Булевы операции на множествах

Формула включений и исключений

Комбинаторика

Правило произведения

Выборки с повторениями и без

Правило дополнения

Правило кратного подсчета

Размещения и сочетания

Графы

Четность и сумма ребер

Эйлеровы графы

Ориентированные графы

                                         

5.Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Кол-во часов

Дата

план

факт

Арифметика

Признаки делимости на 9 и 11

2

Числовые ребусы

2

Проценты

2

Десятичная система счисления

2

Разложение на простые множители

2

Неравенства в арифметике

2

Арифметические конструкции

2

Геометрия

Задачи на перекладывание и построение фигур

2

Задачи на построение с идеей симметрии

2

Неравенство треугольника. Против большего угла лежит большая сторона

2

Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением

2

Логика

Логические таблицы

2

Взвешивания

2

Популярные и классические логические задачи

2

Принцип Дирихле: 1) доказательство от противного; 2)конструирование «ящиков»;

 3) с дополнительными ограничениями; 4) в связи с делимостью и остатками;5) разбиение на ячейки (например, на шахматной доске)

2

Раскраски: 1) шахматная раскраска;

2) замощения; 3)виды раскрасок

2

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника

2

Четность: 1) делимость на 2; 2) чередования; 3) парность

2

Алгебра

Разность квадратов: 1) устный счет; 2) задачи на экстремум

2

Квадрат суммы

2

Выделение полного квадрата

2

Разложение многочленов на множители:

 1) группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения

2

Анализ

Разные задачи на движение

2

Задачи на совместную работу

2

Теория множества

Булевы операции на множествах

2

Формула включений и исключений

2

Комбинаторика

Правило произведения

2

Выборки с повторениями и без

2

Правило дополнения

2

Правило кратного подсчета

2

Размещения и сочетания

2

Графы

Четность и сумма ребер

2

Эйлеровы графы

2

Ориентированные графы

2

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;
  • чертежные инструменты.

Наглядные пособия по курсу:

  • презентации по темам курса;
  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
  • раздаточный материал для освоения разделов  курса;
  • настольные игры, в т. ч. и компьютерные по тематике курса.

Справочные материалы по курсу:

  для учителя:

  1. Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру». –  С-Пб: 2010
  2. Гарднер М. Математические досуги. – М.: Мир, 1974
  3. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение 1981
  4. Крысин А.Я. и др. Поисковые задачи по математике (5-6 кл.). – М.: Просвещение, 2000
  5. Лоповок Л.М. Математика на досуге. –  М.: Просвещение,1981
  6. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. – М.:Учпедгиз,1961
  7. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников. – М.: Просвещение, 1990
  8. Свечников А.А., Сорокин П.И. Числа, фигуры, задачи для внеклассной работы. – М.: Просвещение, 1977
  9. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009
  10. Трошин В.В.Занимательные дидактические материалы по математике. Выпуск №2. –  М.: Глобус, 2010
  11. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. – М.: Просвещение, 1970
  12. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М.: Айрис-пресс, 2005
  13. Шарыгин И.Ф.Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся. – М.: МИРОС,2010.
  14. Дрозина В. В., Дильман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

   для учащихся:

  1. Братусь Т.А. и др. Все задачи «Кенгуру». –  С-Пб:2010
  2. Трошин В.В.Занимательные дидактические материалы по математике. Выпуск №2. –  М.: Глобус, 2010
  3. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009
  4. Шарыгин И.Ф.Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся. – М.: МИРОС, 2010.

7. Планируемые результаты изучения учебного курса

Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике "За страницами учебника математики"

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обу­чение более успешным, включить учащихся в активную по­знавательную деятельность, способствует формированию УУД. Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 9 «А» класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая математика" общеинтеллектуальное направление ориентирована на учащихся 9 класса и разработана в соответствии с Федеральным государственным образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая математика», общеинтеллектуальное направление, ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 11 к...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 9 класса ...