Авторитеты истинные и ложные
консультация (7, 8, 9, 10 класс) на тему

Кобринская Ольга Павловна

Советы для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtoritety_istinnye_i_lozhnye.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Немного о семейном воспитании

                                                       Воспитание детей представляется

                                                          сложным делом только до тех пор,

                                                           пока мы хотим, не воспитывая себя,

                                                         воспитать своих детей или кого бы

                                                                   то ни было. Если же поймешь, что

                                                    воспитывать других мы можем

                                                          только через себя, то упраздняется

                                                     вопрос о воспитании и остается

                                                            один вопрос: как надо самому жить?
                            Лев Толстой

 

Совместная работа школы и родителей обусловлена многофакторным характером процесса формирования личности школьника. На воспитание детей оказывает влияние социальная среда: интернет, радио, телевидение, печать, литература и искусство, вся окружающая действительность. Социальная среда как бы подпитывает и указывает, каким должен быть человек  общества 21 века. Она прямо и косвенно формирует личность.

       Непосредственное влияние на воспитание подрастающего поколения оказывает микросреда: родители, сверстники и все, с кем соприкасается ребенок, в повседневной жизни. Особая роль в образовании и воспитании детей принадлежит образовательному учреждению, где осуществляется систематическая и педагогически обоснованная работа по обучению, развитию и воспитанию учащихся, но в школу ребенок приходит из семьи, где на протяжении длительного времени он осваивал нормы поведения и взаимоотношений. И потому влияние родителей на воспитание детей  огромно. От них дети наследуют биологические особенности, полностью зависят материально, в силу социальной преемственности часто воспринимают как положительные, так и отрицательные черты, нормы и правила поведения.

В каждой семье создается определенный микроклимат, и дети должны следовать установленным правилам, которые не всегда соответствуют общепринятым в обществе нормам. Нередки случаи, когда в силу занятости или безразличия родители совсем  не занимаются воспитанием детей. Приводят их в школу – и  на этом их воспитание чаще всего и заканчивается. Дескать, «сдали вам детей, а воспитание - дело школы, за это учителям деньги платят».

Сложности в воспитании подрастающего поколения вызваны переходом общества на рыночные отношения, возникающими экономическими кризисами, и требуют воспитания не белоручек и лентяев, а граждан, способных зарабатывать своим трудом для обеспечения самих себя и семьи всем необходимым. Школа и семья — естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит, во многом решить проблему воспитания подраста- ющего поколения. Для педагогов  и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование.

Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, активны и жизнедеятельны.  Для этого родителям и  классному руководителю нужно следить за здоровьем детей, быть внимательным к ним, совместно с медицинскими работниками регулярно проводить медицинские осмотры и при необходимости принимать безотлагательные меры по устранению отклонений в их здоровье.

Необходимо повышать ответственность родителей за воспитание детей, учить их искусству воспитания в семье, общению с детьми, помогать организовывать досуг, выполнять домашние задания, трудиться и готовиться к труду в условиях рыночных отношений, проявлять заботу о младших и старших, формировать у детей гражданские качества.

Семья — это социальная ячейка общества, в которой осуществляются материальные, хозяйственно-экономические и нравственно-психологические отношения. Это малочисленный коллектив, члены которого связаны между собой общностью жизненных интересов, совместной деятельностью и бытовыми условиями. От благополучия в семье во многом зависит воспитание детей.

А. С. Макаренко считал нормальными условиями семейного воспитания детей наличие полной семьи, авторитет родителей, единство взглядов обоих  родителей на воспитание детей, уважительное отношение ее членов между собой. В лекции "О родительском авторитете" А. С. Макаренко резко критиковал ложные авторитеты некоторых родителей. Отдельные мамы и папы и в настоящее время пытаются любыми способами утвердиться в глазах своих детей и воспитывать их с использованием ложных авторитетов. Рассмотрим  некоторые из них.

Авторитет подавления, по выражению А. С. Макаренко, самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким «авторитетом» страдают отцы. Если отец дома всегда сердит, за каждый пустяк разражается криком, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это и есть авторитет подавления.

Авторитет расстояния встречается у родителей, которые серьезно убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства.

Авторитет чванства - особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. Некоторые родители считают, что они самые заслуженные, самые важные и показывают на каждом шагу свое превосходство перед детьми.

Авторитет педантизма сводится к тому, что родители требуют от детей внимательно слушать каждое их слово и отдают распоряжения холодным тоном. Каждое их распоряжение -  для детей закон. Родители больше всего боятся показать свою неправоту. По их мнению, родители всегда правы.

Авторитет резонерства встречается в тех случаях, когда родители буквально подавляют детей бесконечными назиданиями и поучениями. Хотят быть доброжелательными и непогрешимыми.

Авторитет любви - самый распространенный, по А. С. Макаренко, вид ложной любви. Постоянные поцелуи, нежные слова в адрес детей. Отсюда ложь, лицемерие, обман. Родители выражают свою любовь даже тогда, когда они негодуют и сердятся, и даже сердятся с любовью.

Авторитет доброты - самый неумный вид ложного авторитета. Уступчивость родителей, всепрощение, вседозволенность. При этом родители, как правило, боятся конфликтов с детьми. Все это приводит к попустительству и краху авторитета родителей.

Авторитет дружбы наблюдается у многих родителей, когда их взаимоотношения на равных, дружеские. Однако приходит время, когда не родители воспитывают детей, а наоборот, дети воспитывают родителей.

     Авторитет подкупа - самый безнравственный авторитет, по мнению А. С. Макаренко. Подобный ложный авторитет создают и сейчас многие родители, фактически покупая послушание детей (за хорошую учебу - деньги, сладости, одежду, велосипед, мобильный телефон и т. д.) Такой «авторитет» в конечном счете, приводит к тому, что дети будут требовать  от родителей плату  за каждую выполненную работу, помощь, в том числе и от больных и немощных.  В связи с этим уместно привести стихотворение Сурена Мурадяна «Беда не за горами» (перевод с армянского Бориса Гайдовича).

Сыночек, урок приготовишь, — конфета,

Почистишь ботинки - арбузик за это,

Умоешься - часики детке куплю,

Не будешь сестричку таскать за косичку –

Вручаем немедленно певчую птичку...

Подарки, подарки грядут без конца.

Отдельно - от мамы, бабули, отца.

Наследник «за так» не ступает ни шагу:

А что мне дадут,

Коль в кроватку я лягу?

Неужто, не чувствует взрослый народ,

Что будущий взяточник в доме растет?

В опыте воспитания детей в семье можно увидеть  и другие ложные авторитеты, типа «рубаха-парень» - это, в большей степени, относится к отцам, авторитет красоты, веселости, учености и т.д. Некоторые родители не пользуются никаким авторитетом. К таким относятся любители выпить, алкоголики, родители, ведущие аморальный образ жизни и  т. п.

Естественно возникает вопрос: как создать в семье подлинный авторитет родителей? Главным основанием родительского авторитета может быть настоящая общечеловеческая, нормальная жизнь и здоровый быт, активный образ жизни, честность везде - дома, на работе, в обществе, четкая гражданская позиция родителей, их повседневный положительный пример. Таких родителей немало, у них дети растут добрыми, прилежными, честными, трудолюбивыми. Когда таких родителей просишь  поделиться опытом воспитания детей, они чаще всего отвечают: мы в семье никак не воспитываем детей, живем обычной семейной жизнью, и воспитание происходит как-то само собой. Настоящий авторитет обязательно приведет к авторитету помощи детям. Она может выражаться в виде шутки, совета, намёка, а иногда и распоряжения. Но чаще всего дети сами находят свое место в семье и берут пример с родителей.

Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Поэтому родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей идет не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своей работе, соседям, государству. От родителей передаются как положительные качества, так и отрицательное их поведение. Все это становится достоянием детей и нередко перенимается и копируется - хотят родители этого или не хотят. Поэтому здоровая домашняя обстановка - это и есть наглядные уроки воспитания детей.

Родители должны заботиться о  воспитании у детей трудолюбия и о подготовке их к выбору будущей профессии. Многие родители не осознают значения этой проблемы и пребывают в растерянности, когда их дети заканчивают школу. Поэтому уже с ранних лет нужно приучать детей трудиться, развивать у них определенные способности к квалифицированному труду.

Для того чтобы дети воспитывались трудолюбивыми, бережливыми и заботливыми, честными и порядочными хочу порекомендовать руководствоваться следующими правилами:

  • вести образцовый и здоровый образ жизни, быть примером для детей;
  • привлекать детей, в меру их возможностей, к ведению домашнего бюджета;
  • приучать детей не завидовать сверстникам, родители которых имеют большие возможности;
  • не хвастаться перед другими детьми заслугами своих родителей;
  • проверять сдачу при покупках до тех пор, пока дети не научатся разумно расходовать карманные деньги;
  • трудиться вместе с детьми, передавая им жизненный  опыт ведения домашнего хозяйства;
  • не навязывать детям непосильный труд, не держать их «на побегушках», а поручать им самостоятельный труд, учитывая  интересы ребенка;

-     требуйте от ребенка только то, в чем вы можете служить им примером; когда они подрастут и смогут понимать вас глубже, скажите им просто – у меня этого нет, я этого не достиг, но я хочу, чтобы у тебя это получилось;

 -  у наших предков в чести было «держание в строгости», нам тоже не мешало бы это изредка вспоминать;

-    не начинайте снова там, где вы уже раз начинали, расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место; ребенок растет, отсекая вам вчерашние пути влияния на него;

-    используйте в практике семейного воспитания «зависимость Парето»: за первые 20%  лимита времени человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% результата; следовательно, воспитание «вдогонку» малоэффективно;

-    с непослушными детьми чаще применяйте «приём попадания впросак»; ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда  он  выглядит глупо или некрасиво, причем понимает, что «подставился» сам, торопится выбраться из неё; спровоцируйте несколько подобных ситуаций, и вы увидите, как плодотворно они повлияют на осмысление жизни вашим ребенком.

     В заключение хочу подчеркнуть, если поддерживается систематическая связь школы с родителями, оказывается им надлежащая помощь в воспитании детей, а родители принимают эту помощь, тогда достигается оптимальный уровень в образовании, развитии и воспитании учащихся.

Список литературы:

1.Макаренко А. С.  Книга для родителей: Лекции о воспитании. Соч. Т. 4

2.Маленкова Л.И.   Воспитание в современной школе. Москва 1999

3. Подласый И.П.   Педагогика – новый курс. Кн.2, М., Владос, 2003

4. Смирннов С.А.   Педагогические теории, системы, технологии. М., Академия 2010

5. Соловейчик С.   Педагогика для всех.  М., 1989

6.Степанов Н.К.     Педагогика, Минск, Изд. В.М.Скакун, 1998

7. Харламов  И. Ф., Кобзарь В. О.  Нерешенные проблемы семейного  воспитания //  Педагогика, 2000,  № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"

Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения....

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». ». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Коспект урока . Материал,предусматривающий подробную аналитическую работу с текстом, подготавливающию к написанию сочинения....

Истинные и ложные недостатки тестового контроля

Преимущества тестового контроля  по сравнению с другими способа ми аттестации (устный экзамен, письменная контрольная работа и т. д.) хорошо известны.      К главны...

Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир") Конспект урока литературы

В ходе урока-исследования решались вопросы:Где определяется исход сражения (в штабе или на поле битвы)?Почему русские войска победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?Какова роль ан...

Презентация к уроку в 10 классе "Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н. Толстого (по роману "Война и мир")

Презентация содержит слайды с целями исследования, карту военных действий в 1805 - 1807 гг., таблицу с заданием сравнить Аустерлицкое и Шенграбенское сражения....

«ИСТИННЫЙ» И «ЛОЖНЫЙ» ГУМАНИЗМ ? ИЛИ ГУМАНИЗМ ЛИБО ОН ЕСТЬ, ЛИБО ЕГО НЕТ

На данном уроке с проблемным названием изучается (возможно как в полном варианте, так и отдельными главами) роман А. Фадеева "Разгром". В ходе урока анализируются поднятые автором проблемы гуманизма, ...