Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 4)
книга

Озерова Ольга Валерьевна

Общие стратегии.

Стратегии для более спокойного приема.

Общие успокаивающие стратегии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izvlekaya_smysl_iz_sensornogo_povedeniya_chast4.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Общие стратегии

џ Если есть выбор, позвольте вашему ребенку самому выбирать, что он хочет принять: ванну или душ. (Диск душа большего диаметра зачастую является более приемлемым вариантом для ребенка, так как он распределяет воду более равномерно.)

џ Попробуйте включить в купание игровую деятельность, например: использовать плавающие игрушки и мыльные пузыри.

 џ В процессе купания говорите со своим ребенком и объясняйте ему каждый шаг, особенно если вы собираетесь к нему прикоснуться мылом или полотенцем.

џ Для того чтобы помочь ребенку понять действие, можно наглядно использовать визуальные средства.

Уход за волосами

џ Плотно усадите ребенка на одно колено и слегка, но прочно, сожмите его туловище между коленями (элемент глубокого надавливания).

џ Положите руки на верхнюю часть головы ребенка и мягко, но продолжительно массируйте, слегка надавливая. Используйте плотное, твердое поглаживание или надавливание (массирование), пока вы расчесываете волосы или моете ребенку голову.

џ Считайте вслух, либо попросите ребенка самого считать вслух, пока вы расчесываете, моете, ополаскиваете или стрижете ему волосы.

џ Поставьте для этой задачи определенные сроки, например: «Давай считать до 10-ти, потом мы сразу остановимся и перестанем стричь твои волосы!», и сделайте энергичный надавливающий массаж сразу после этого (см. выше).

џ Разбейте задачу на небольшие отрезки, и устраните все ненужные шаги или этапы. Практикуйте каждый шаг в отдельности в свободной от стрессов обстановке.

џ Постепенно совмещайте эти шаги и затем выполните задачу в естественной обстановке. Попрактикуйтесь вначале без ножниц, поднимая пряди волос и лишь слегка подергивая их, имитируйте, как будто вы стрижете.

Посещение туалета

џ Ребенок может проявить чувствительность к туалетной бумаге: попробуйте использовать рулоны влажной туалетной бумаги.

џ Проверьте возможность возникновения ненужной зрительной и слуховой стимуляции вокруг и старайтесь свести ее до минимума.

џ При использовании стульчака унитаза, помните, что ребенку могут не понравиться ощущения от сиденья на стульчаке унитаза.

џ Убедитесь, что ребенок чувствует себя в безопасности и имеет крепкую опору.

4. Стратегии для более спокойного приема

Применение мер воздействия по стимуляции рта может иметь положительный эффект на весь организм и поведение ребенка: так, например, крепкое сжатие зубов при кусании

Многие дети с повышенной сенсорной чувствительностью могут испытывать трудности при приеме пищи и при питье. Трудности могут проявляться в чем угодно: в виде проблем с жевательным рефлексом или в виде поведенческих проблем, например, постукивание или срежет зубами. Трудности могут варьироваться от очень ограниченного или выборочного пристрастия ребенка в рационе (какой-то вкус нравится ребенку или, наоборот, не нравится, особенности его вкусовых ощущений/привычек) до того, что он постоянно кладет в рот предметы (как съедобные, так и несъедобные). Некоторые продукты питания или напитки заставляют человека чувствовать себя спокойнее, другие делают нас возбужденными. Мы все разные, но только вы и ваш ребенок лучше знаете, что больше всего подходит именно вам. Примите к сведению данную информацию для планирования более спокойного приема пищи/кормления. Введение некоторых новых мер воздействия до начала приема пищи может помочь вашему ребенку лучше адаптироваться к принятию новых продуктов питания или ощущений (опыта). Если ваш ребенок демонстрирует пристрастие к одному конкретному типу пищи, то, возможно, он подсознательно выбирает ту еду, которая помогает ему взбодриться или, наоборот, успокоиться.. Использование этих идей в нужное время и в нужном месте может помочь ребенку уменьшить привычку кусаться, осознать и "прочувствовать", для чего ему нужен рот, вследствие чего такие действия, как прием пищи и питье, станут протекать легче.

ЭЛЕМЕНТ ГЛУБОКОГО ДАВЛЕНИЯ:

Рот:

џ Плотное давление на нёбо, как правило, успокаивает.

џ Продукты питания должны быть твердыми (особенно жевательная пища).

џ До еды дайте ребенку небольшую зубную щетку из резины, которая обеспечивает глубокое давление на всю ротовую полость и особенно на нёбо ребенка. Вибрирующие зубные щетки могут стать хорошим способом снижения чрезмерной чувствительности в полости рта, только убедитесь, что ребенку это нравится, а если нет, то никогда не заставляйте пользоваться ими насильно.

џ Продукты питания с текстурой, которая предполагает кусание, похрустывание, также иногда полезно принять во внимание и стоит попробовать ввести их в рацион.

ПРОЧУСТВОВАТЬ ВКУС И ТЕКСТУРУ

Пища может стать простым способом прочувствовать с помощью рта сенсорный и тактильный «опыт». Холодная пища может быть полезна для того, чтобы «разбудить» человеческий рот для вкусовых ощущений, прежде чем вы съедите что-либо другое.

Холодная пища (чтобы «пробудиться»)

џ Ледяные «палочки», фруктовый лед, мороженое

џ Замороженные фруктовые соки

џ Замороженные фрукты и овощи

џ Напитки со льдом Жевательная пища (чтобы сконцентрироваться/успокоиться)

џ Сухофрукты

џ Жевательные конфеты

џ Жевательная резинка Хрустящие продукты питания (для пробуждения активности)

џ Сырые овощи џ Фрукты (например, яблоки)

џ Орехи

џ Чипсы или крекеры Острая пища (для возбуждения активности)

ПОПРОБУЕМ СОСАТЬ И НАДУВАТЬ

Такие действия, как сосание и раздувание щек во время игры, могут помочь "разработать" мышцы рта и дать ребенку ощутить позитивный опыт, задействовав рот (не связано с едой).

Сосать:

џ Используя длинную соломинку или несколько соломинок вместе

џ Используя соломинку при питье жидкого йогурта

 џ Используя соломинку при питье фруктового пюре

џ Сосать замороженные кусочки фруктов или фруктовый лед

џ Леденцы на палочке

џ Жесткие конфеты-карамельки

џ Используя бутылки воды с крышечкой, приспособленной для сосания

Надувать: џ Надувать пузыри, используя соломинку, окунув ее в чашку/миску с водой

џ Надувать пузыри, играя с напитками

џ Надувать мыльные пузыри

џ Дуть в духовые музыкальные инструменты (дудочка, труба и пр.)

џ Надувать шарики ртом или со специальной соломкой, дуть «наперегонки» на ватные или шерстяные шарики, или на перья, передвигая их «кто быстрее» по полу и т.д. Тянуть ртом, кусать-покусывать, вытаскивать предметы ртом, скрежетать зубами в игре

5. Общие успокаивающие стратегии

Тревожное поведение, основанное на сенсорных ощущениях, является такой же реакцией организма, как и любой другой тревожный чувствительный отклик.

Предлагаем вашему вниманию некоторые меры, позволяющие успокоить ребенка. Рутинные занятия:

Написав список дел или организовав по порядку конкретные рутинные дела, мы всегда чувствуем себя спокойнее. Так же происходит и с нашим ребенком: какие-то однообразные рутинные дела после школы или перед сном помогут ему успокоиться. Включите один или два успокаивающих метода «быстрой коррекции» в ежедневную рутину.

Визуальная помощь:

Когда ребенок не может выслушать и понять, что говорят другие или не может сосредоточиться, то в качестве подсказки ему может помочь визуальный график или письменный список тех дел, которые нужно выполнить

Проверочный лист – исследуем окружающую обстановку.

Попробуйте исследовать окружающую обстановку своего ребенка и обдумайте, что еще можно сделать для того, чтобы сократить возможный стресс, его источники и помочь получить позитивный опыт. Дом, занятия по время досуга, клубы и т.д., время, проводимое ребенком в одиночестве, а также время, проводимое им с другими, – всё это должно быть тщательно исследовано. Внимательно подумайте обо всем этом, ведь всё выше упомянутое может иметь для ребенка положительное значение. Придется, дорогие родители, на время «стать детективом» чтобы рассмотреть окружающую обстановку с учетом особенностей и предпочтений вашего ребенка.

Сложные виды обстановки/окружающей среды:

Уже одна только окружающая среда ребенка может воздействовать на него положительно или отрицательно. Для всех нас свет может быть слишком ярким, в комнате может быть слишком шумно, а яркие лучи солнца могут казаться слишком ослепительными, влияя на то, как мы себя чувствуем. В помещении/в доме: Упорядоченная разработка (планирование) повседневных занятий и последовательный способ ведения дел может уменьшить воздействие трудностей у ребенка с языком или концентрацией. Правильная организация может дать ребенку ощущение контроля над его занятиями и планированием своего дня.

Сенсорные стратегии:

Шумные, переполненные общественные места:

џ Предоставить ребенку место, где он может занять себя в свободное время. Детям, страдающим расстройствами аутистического спектра, часто нравятся темные и закрытые пространства, это их успокаивает (например, они могут накрывать одеялом стулья и прятаться под них и т.д).

џ Избегайте ненужных зрительных и слуховых раздражителей.

џ Если у ребенка положительная реакция на движение, то можно попробовать качели или игрушку-качалку, в которую можно усадить ребенка и покачать.

џ Выкрасите детскую комнату мягкими пастельными тонами и повесьте плотные занавески на окна, чтобы предотвратить попадание в комнату света, мешающего ребенку.

џ Если это возможно, расположите комнату, в которой ребенок проводит большую часть своего времени, в самом тихом уголке вашего дома.

џ Давайте ребенку задания по дому, которые включают в себя перенос и таскание вещей. Такая «тяжелая» работа может оказать успокаивающий и организующий эффект.

Общие стратегии:

џ Свести к минимуму количество вещей в комнате.

џ Для ребенка может быть трудно находиться всё время в одной комнате с другими людьми. Попробуйте сделать иначе и распланировать время для ребенка таким образом, чтобы он смог побыть в одиночестве. џ Старайтесь структурировать время ребенка и обдумайте вопрос о введении «графика занятий», чтобы уменьшить у него чувство беспокойства.

За пределами помещения/дома:

У ребенка должен быть доступ к игровому оборудованию и дома, и в общественном месте, где есть специальные зоны для игры и отдыха детей, где и ваш ребенок может развлечься. Следующие виды оборудования могут помочь ребенку приобрести сенсорный опыт:

џ Качели, спортивный резиновый мяч для фитнеса, или батут для развития двигательных функций.

џ Небольшие емкости с песком или водой для тактильного опыта, для развития двигательных функций. џ Игрушечные домики или палатки для обеспечения безопасного и успокаивающего пространства.

џ Игровые «кафе» с закрытыми игровыми площадками.

Шумные, переполненные общественные места:

џ По возможности, обдумайте, как дополнительно запланировать специальные мероприятия/события (например: дни рождения, экскурсии и т.д.). Есть ли способ легко и быстро уйти оттуда, если ребенок впадает в стресс? Есть ли особые игрушки/занятия/люди или вид контактов, которые можно использовать, чтобы успокоить ребенка?

џ Продумать время для выполнения повседневной деятельности, протекающей вне дома. Есть ли менее «пиковое», более спокойное время, чтобы пойти на рынок, съездить куда-то на общественном транспорте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»

Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений  социального взаимодействия, социальной коммуникаци...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...