Повышение мотивации в учебе
консультация

Чепелева Ирина Николаевна

Как повысить мотивацию ребенка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Беседа с родителями «Повышение мотивации в учебе»

Слайд 2

Радость познания

Слайд 3

Мотивы внутренние внешние социальные познавательные Мотивы, направленные на избегание неудач Мотивы, направленные на достижение успеха

Слайд 4

плохо развитые познавательные способности неумение учиться Причины низкого уровня мотивации Поведение родителей Дефицит внимания со стороны взрослого

Слайд 5

Рекомендации родителям Интересуйтесь детьми Учитесь вместе с ними Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1, корпус 2 городского округа Электросталь Московской области»

Беседа с родителями на тему: «Повышение мотивации в учебе»

Подготовил учитель-дефектолог Чепелева И.Н

.

2021г

Беседа с родителями: «Повышение мотивации в учебе»

Цель: формировать внутренние мотивы учения

(познавательные, инициативные, творческие), возникающие в процессе

учебной деятельности и зависящие от содержания и форм обучения.

Задачи:

- формирование  у  детей  интереса к учебе;

- формирование  важнейших  навыков,  способствующих  успешной  реализации учебных задач;

- показ родителям значимости их отношения к процессу обучения ребенка;

- объединение усилий учителя и родителей.

Оборудование: компьютер, презентация.

Ход беседы:

Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку учиться, как сформировать учебную мотивацию.

Ребёнок должен чувствовать радость познания. Для этого ему необходимо приобрести умение учиться, научиться дружить, обрести уверенность в своих способностях и возможностях. А для детей с особыми потребностями особенно важен уровень достижений, ситуация успешности, условия, при которых повышается заинтересованность в получении знаний.

Учебная мотивация детей с ОП снижена прежде всего из-за состояния здоровья. Серьезные заболевания, частые пропуски занятий по причине болезни, безусловно, влияют на процесс обучения и усвоения учебного материала. Кроме того, трудности при работе с обучающимися с ОП обусловлены противоречиями между повышением требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанными с уменьшением нормативной учебной нагрузки. В этих сложных условиях основной задачей является специально организованная комплексная работа школы и обеспечение методического, дидактического и психологического сопровождения процесса обучения.

Различают мотивы:

социальные, познавательные, внутренние, внешние, мотивы, направленные на избегание неудач, направленные на достижение успеха.

Социальные мотивы связаны с различными видами социального

взаимодействия с окружающими людьми. К ним относятся: стремление

получать новые знания, чтобы быть полезным людям, желание выполнить

свой долг, стремление занять лидирующую позицию среди сверстников;

получить одобрение окружающих, заслужить авторитет, самоутвердиться.

Познавательные мотивы проявляет интерес к новым знаниям, стремится

к самообразованию, самосовершенствованию, выбирает различные способы

добывания новых знаний.

Внутренние мотивы— интерес к своим знаниям, любознательность,

стремление повысить культурный и профессиональный уровень, потребность

в активной и новой информации, т. е. все, что побуждает человека к учению

как к своей цели.

Внешние мотивы проявляются в том, что учебная деятельность

осуществляется в силу долга, желания получить хорошую отметку, заслужить особый статус среди сверстников, либо просто из-за давления родных.

Мотивы, направленные на избегание неудач проявляются в отсутствии у

учащихся уверенности в себе, убеждении, что нет способности учиться.

Мотивы, направленные на достижение успеха проявляются в наличии у

учащегося цели, к реализации которой он стремится, выбирая самые разные

средства и способы ее достижения.

Чтобы положительные мотивы были не только осознанными, но и реально действующими, нужно вести работу по их формированию.

Причины низкого уровня мотивации.

Причина – неумение учиться.

Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.

Причина –плохо развитые познавательные способности.

Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может, игровая деятельность, нестандартные задания.

Причина - поведение родителей. Ведь всем известно, что ребенок с малолетства начинает подражать родителям. К тому же очень важно отношение родителей к учебе. Если ребенок слышит от них фразы “а ну ее, эту учебу”, “мучиться будешь, а не учиться” и т.п., то вряд ли он заинтересуется тем, что не нравится даже его родителям, которым его “абы пристроить”.

Действия взрослого – поменять отношение к учению в целом.

Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.

Причина – дефицит внимания со стороны взрослого.

Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком. Давайте попробуем это сделать сейчас: составьте ваш обычный распорядок дня, сколько раз вы упомянули в нем вашего ребенка, подумайте какие виды вашей деятельности можно заменить на общение с ребенком.

Если родители сумеют вовремя сфокусировать его внимание на понравившемся ему деле. Еще очень важно для ребенка поощрение в учебе. Иногда бывает так, что раздражение родителя во время подготовке к школе психологически действует на ребенка сильнее, чем другая мотивация. Интерес к школе будет потерян, а боязнь и отвращение к школе будет привито.

Очень эффективным для детей с ОП является обучение с элементами игровой деятельности, разноцветные дидактические материалы, постоянные поощрения.

Родители по-разному стараются заставить своего ребенка учиться, читать книжки, делать уроки.

Психологи утверждают, что метод воспитания ребенка ремнем является самым неприемлемым в данном случае. Есть разные способы другой мотивации, например, “сделал – свободен”.

Научитесь слышать своего ребенка, проявляйте интерес к любой его деятельности и только тогда вы поймете, что действительно ему интересно, важно и значимо! И именно в этот момент ребенок сможет услышать вас!

Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что интересного было на занятиях?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.

Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Читайте вместе с детьми книги по ролям.

Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).

Не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.

Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.

Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.

Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?

У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.

Рекомендации по подготовке домашнего задания

У ребенка выработается и затем сохранится хороший настрой на приготовление домашних заданий, если Вы:

— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; что никто не имеет права оторвать школьника от его дела, включив телевизор;

— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

— в случае если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера", "Ты сегодня так старался!").

Уроки надо выполнять в одно и то же время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов.

Организация выполнения домашних заданий

Обеспечить условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.

Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков.

Вопросы формирования и развития школьной мотивации являются важнейшими при рассмотрении проблемы обучения и воспитания детей. Эти вопросы можно решить только в ходе включения ребенка в активные виды деятельности и социальных взаимодействий. Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Технологии уровневой дифференциации. Система работы с учащимися, имеющими пониженный уровень мотивации к учебе."

Текст выступления на семинаре на тему "Технологии уровневой дифференциации. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень знаний в школе." и презентация к выступлению....

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Рабочая программа по повышению мотивации к учебе младших школьников

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки самими школьниками эффективного стиля познавательной учебной деятельности....

Повышение мотивации школьников к учебе через похвалу

рекомендации для классных руководителей и родителей...

План работы по повышению мотивации к учебе

План работы по повышению мотивации к учебе ...

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...