Портфолио учителя химии
материал по теме

Белова Антонида Павловна

Результаты педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_3.docx21.14 КБ
Office presentation icon prilozhenie_no_5.ppt1.43 МБ
Файл prilozhenie_no1.docx36.58 КБ
Файл prilozhenie_no2.docx23.49 КБ
Файл portfolio.docx346.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Кислоты, их состав и названия.

Тип урока: изучение нового материала

 Основная цель урока: сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений. 

Задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению состава и классификации кислот, опираясь на ранее полученные знания о составе веществ. Создать условия для повышения познавательной активности  учащихся в приобретении новых знаний; способствовать развитию процессов мышления: анализа, синтеза, обобщения. Развивать умения учащихся работать в парах, совершенствовать практические умения и навыки. Воспитывать уверенность в своих силах, настойчивость, умение действовать самостоятельно, культуру умственного труда. 

Учащиеся должны знать: «понятие кислота», формулы кислот, их классификацию, признаки действия кислот на индикаторы.

Уметь: выбирать формулы кислот из перечня веществ, классифицировать кислоты, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, растворы кислот: соляной, серной, фосфорной; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, яблоко, лимон, аскорбиновая кислота, клей силикатный, мел.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

а. Объявление цели и задачи урока.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (Соединения химических элементов).

- Какие соединения химических элементов мы изучили? (Оксиды основания).

Выборочная работа.

из данного перечня веществ выберите формулы оксидов и дайте им названия:

H2SO4,   MgO,  NaOH,  N2O5,  Zn(OH)2,  K2O,  HCl,  SiO2,  Ba(OH)2,  H3PO4.

(Учащиеся подчёркивают одной чертой формулы оксидов и один из них читает их и даёт им названия).

- Какие вещества называют основаниями? Назовите их. (Учащиеся продолжают выборочную работу и двумя чертами подчёркивают основания).

- Почему некоторые из формул вы не назвали? (Их нельзя отнести ни к оксидам ни к основаниям, так как не соответствуют им по составу).

III. Усвоение новых знаний.

Учитель: Невзирая на свой возраст, люди любят путешествовать.

Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир кислот.

Девиз нашего путешествия: «Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать». Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике(тетради учеников). И первая из них «Этапы путешествия». По пути следования мы сделаем несколько остановок на станциях: информационная, дегустационная, экспериментальная, практическая. (приложение № 1). И так в добрый путь.

- Что вы хотите узнать о кислотах? (учащиеся дают ответы) 

Учитель: станция информационная.

- Где встречаются кислоты в природе? (учащиеся рассказывают о нахождении кислот в природе.)  (приложение №2)

- Мы познакомились с кислотами: угольной, азотной, соляной, серной, фосфорной. (учащиеся записывают в путевых дневниках формулы кислот и их названия.)

- Так что же такое  кислоты? (формулируют вывод).

Кислоты – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Общая формула кислот HxR. Кислотный остаток может быть как простой (Cl,    S,     Br  )так и сложный (SO4,    CO3,    PO4 )

Работа в парах с  взаимопроверкой. 

- Даны формулы кислот: H2SO4,    H2CO3,    H3PO4,     HCl, ответьте на вопросы

- Какие признаки можно взять за основу деления кислот?

- Чем отличаются данные кислоты по составу друг от друга. (2 мин.)

Учитель: Совершенно верно! Состав кислот различен. Существует несколько классификаций кислот: по происхождению, по числу атомов водорода, по наличию кислорода, по растворимости (приложение № 3).

Пассажирам разложить карточки с формулами кислот перед собой и приготовиться отвечать на вопросы. (на карточке записаны формулы с одной стороны HCl с другой HNO3 и так далее. По сигналу учителя учащиеся показывают формулы кислот:

а) одноосновных б) кислородсодержащих в) двухосновных г)бескислородных

 д) растворимых е)нерастворимых.

- Что же общее в составе кислот? (наличие атомов водорода)

- Почему эти вещества называют кислотами? (они кислые на вку с). Наличие ионов водорода определяют их кислый вкус. А все ли кислоты кислые? Именно это нам предстоит выяснить на станции Дегустационной.

По правилам техники безопасности в лаборатории вещества пробовать на вкус нельзя, но сегодня я нарушу это правило, так как эти вещества вам всем известны. (учащимся предлагаются кусочки яблока. лимона )

- Какой вкус вы ощущаете? (кислый)

- Все ли кислоты кислые? (учащиеся пробуют аскорбинку.) Кислоты есть сладкие и горькие (никотиновая).

- Какое агрегатное состояние имеют кислоты? ( большинство кислот жидкие)

- Существуют твердые кислоты, нестойкие кислоты, разлагающиеся с образованием газов. (учащиеся работают с таблицей растворимости).

Учитель: путешествие наше продолжается. Впереди станция Экспериментальная.

- Борная кислота-представитель твёрдых кислот (демонстрируется образец ).

Л. О. №1 К раствору силикатного клея приливают раствор соляной кислоты, наблюдают выпадение студенистого осадка кремниевой кислоты.

Л.О. №2 В пробирку поместили кусочек мела и прилили раствор соляной кислоты, наблюдают бурное выделение углекислого газа. ( учащиеся оформляют выводы в тетрадях)

а) кислоты твёрдые: H3BO3  - борная, H2SiO3  -кремниевая кислота. 

б) кислоты, которые разлагаются : угольная – H2CO3

Учитель: серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты человек получает искусственным путём. Такие кислоты называют концентрированными. но очень часто приходится работать с разбавленными кислотами. Нужно всегда помнить что, кислоту надо приливать к воде, а не наоборот.

Учитель:  Как можно распознать кислоты, не пробуя их? Правильно! С помощью индикаторов.

- Какие индикаторы вы знаете? (лакмус, метилоранж, фенолфталеин.)

Лабораторные опыты. 

Учащиеся 1-го ряда исследуют действие индикатора  на раствор соляной кислоты, 2-ой ряд – раствор серной кислоты, 3-ий ряд – раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования учащиеся записывают в таблицу (приложение № 4)

- Какой вывод можно сделать? ( индикаторы изменяют цвет в растворах кислот)

IV.  Закрепление нового материала. 

Учитель: прибываем на станцию Практическую. 

1. Выпишите и распределите вещества по группам: HCl,    H3PO4,   HNO3,    H2S,   H2CO3,   HI,   H2SO4,   H3BO3,     H2SiO3,     HBr, . 

 

Игра  «3 – е  лишнее».

Найдите «лишнее» вещество в каждом ряду. Поясните.

1.  HNO3,  HCl,   H3PO4,

 

2  H2SiO3,     HBr,       HI, 

 

3  H2SO4,      H2S,        H3BO3,.

 

V.  Подведение  итога урока. Выставление оценок.

      

       Рефлексивный тест.

       1. Яузнал (а) много нового

       2.Мне это пригодится в жизни 

       3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы 

       4. На уроке я поработал (а) добросовестно.   

тест учащиеся не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+» 

 

VI.  Задание на дом     учить п. 20; упр. № 3. Составить кроссворд по теме «Кислоты».

 

Белова А.П.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

План: 1. Повторение основных понятий и определений темы 2. Виды химической связи 3. Механизмы образования химических связей 4. Самостоятельная работа

Слайд 3

Что такое химическая связь? 2. Электроны, за счет которых атомы вступают в химические связи называются ……… 3.Валентные электроны расположены на …… 4. Что показывает № группы? 5. Сколько валентных электронов в атоме Са и N ? 6. Какова причина возникновения химических связей? 7. Сколько выделяют видов химических связей? 8. Какие виды химических связей вы знаете? Повторение основных понятий и определений темы

Слайд 4

9. Химическая связь, образуемая за счет образования общих электронных пар называется …… 10. Ионная связь это … … … 11. Что такое электроотрицательность? 12. Электроотрицательность в периоде слева направо ………, в группе сверху вниз … … … 13.В чем сходство ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи? 14.В чем различие ковалентной неполярной и ковалентной полярной связи ? Повторение основных понятий и определений темы

Слайд 5

H 2 S 2. Виды химической связи Определите вид связи в веществах. Вариант – 1. N 2 N  N H – S – Н

Слайд 6

2. Виды химической связи Определите вид связи в веществах. Вариант – 2. С aCl 2 С a 2+ Cl 2 - Н 2 Н – Н

Слайд 7

2. Виды химической связи Определите вид связи в веществах. Вариант – 3. HCl H – Cl K 2 O 2 K + O 2-

Слайд 8

Обобщение. Ионная связь – образуется между ме- таллом и неметаллом. NaCl Na + Cl Na Cl -1 +1 Ковалентная неполярная связь – образуется между одинаковыми неметаллами. Cl 2 Cl Cl + Cl 0 Cl 0 Ковалентная полярная связь – образуется между разными неметаллами. HCl H + Cl H Cl + δ - δ

Слайд 9

Химическая гимнастика Химический элемент – вращение плечами назад; Вещество – вращение плеча и вперед Кислород Кремний Углерод Озон Горный хрусталь Сера Железо Магний Вода Алмаз Сахар Мел

Слайд 10

Химическая гимнастика Формула простого вещества – поворот головы к правому плечу; Формула сложного вещества – поворот головы к левому плечу О 3 S 8 FeS N 2 СО 2 NH 3 P 4 Р 2 О 5

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Модульная  технология

В условиях реализации личностно ориентированной концепции обучения возникла необходимость проектирования и внедрения развивающих педагогических технологий. Одна из которых – проблемно- модульное обучение.

Модульное обучение подразумевает самостоятельное достижение учащимися конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока, а также во внеурочное время. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности.

Модуль

«Общие свойства металлов»

(9класс, рассчитан на 2 часа)

Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах;

закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, их нахождении в природе, основных областях применения;

акцентировать внимание на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории;

развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

развивать представления о причинно-следственных связях явлений,  познаваемости мира.

Реактивы и оборудование:  цинк, магний, медь, железо, вода, соляная кислота, раствор хлорида меди (II), спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками.

В данный модуль входит четыре учебных элемента(УЭ):

УЭ-1. Постановочная часть.

УЭ-2. Металлы - химические элементы.

УЭ-3.  Металлы – простые вещества.

УЭ -4 Самостоятельная работа.

УЭ-1

Постановочная часть урока

Цель: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

На доске написано: « Общие свойства металлов».

Актуализация знаний. Знакомство с содержанием модуля по карте ( табл. 1)

После этого предлагаю вспомнить, что  учащиеся уже знают о металлах. Заполняем на доске таблицу №2 и ставим учебные цели.

На каждой парте лежит незаполненная  схема-кластер « Общие свойства металлов» (рис.1) Совместно с учащимися заполняем её на основании таблицы № 2

Содержание

Что нужно знать

Что нужно уметь

Контрольные вопросы и задания

Источники информации (№№ параграфов и страницы учебников

Положение хими-ческих элементов металлов в пери-одической систе-ме. Нахождение металлов в природе.

Положение хими-ческих элементов металлов в пери-одической систе-ме и особенности строения их атомов.

Давать сравни-тельную характе-ристику металлов по положению в периодической системе

1.Какова распространённость металлов в природе?

2. В чём различие в строении атомов металлов? Привидите пример.

3. Как изменяется восстановительная способность метал-лов в периодах, в главных подгруппах? Почему?

4. Чем отличаются металличкские кри-сталлические решет-ки от:  а) от ионных; б) атомных?

Металлы –простые вещества. Получение металлов в промышшленности, физические свойства металлов.

Основные физи-ческие свойства простых веществ – металлов. Спо-собы получения, важнейшие восстановители металлов.

Описывать физи-ческие свойства металлов и объ-яснять их. Назы-вать способы получения металлов в промышленности.

1. В виде каких соединений встречаются в приро-де хром, свинец? Привидите уравне-ния реакций  получе-ния этих металлов.

Чем объясняется сходство физических свойств металлов?

Металлы –простые вещества. Химичес-кие свойства метал-лов: взаимодей-ствие с неметалла-ми, солями, водой, кислотами.

Важнейшие хи-мические свой-ства металлов.

Составлять урав-нения химических реакций метал-лов с неметалла-ми, водой, кисло-тами, солями. Составлять электронный ба-ланс для окисли-тельно-восстано-вительных реакций.

1.Допишите уравнения реакций:

Mg+N2→ ?

K + H2O→?+H2

Mg + HNO3разб→N2+?+?

Объясните окислительно-восстановительные процессы

         

Металлы –простые вещества. Применение металлов и их сплавов.

Области применения металлов и их сплавов.

Доказать преимущества применения ме-таллов и их спла-вов в различных областях

Таблица 1

        

Рис.1. Кластер по теме «Общие свойства металлов»

                               ЗНАЕМ

                   ХОТИМ        УЗНАТЬ

Таблица 2.

Уэ-2

« Металлы -  химические элементы»

Цель: сформировать понятие о металлах как о химических элементах.

Учащиеся в течение 10 мин работают с частью 1 опорного конспекта « Химия металлов» и делают краткие записи в тетрадях по плану:

1.Положение химических элементов - металлов в псхэ.

2. Строение атомов металлов.

3. Нахождение металлов в природе ( использовать рис 2 « Распространённость металлов в земной коре»)

После этого организуем обсуждение данных вопросов и сообщаем интересную информацию.

Опорный конспект «Химия металлов»


Уф-3

Металлы – простые вещества

Цель: сформировать понятие о металлах как простых веществах, повторить и закрепить знания  о физических и химических свойствах металлов, их нахождения в природе, применения в основных областях.

Заранее подготовленные учащиеся делают краткие сообщения (по 3 мин) по темам:

  1. Историческая справка о металлах.
  2. Области  использования и применения.

В течение 7 мин учащиеся изучают самостоятельно физические свойства металлов по учебнику и опорному конспекту « Химия металлов».  В процессе работы они составляют схему по теме

 « Физические свойства металлов ». Зарисовывают схему металлической кристаллической решётки и отвечают на вопросы: вид химической связи в металлах? Чем обусловлены общие физические свойства металлов?

На изучение химических свойств металлов отводим 15 мин. Учащиеся работают с учебником и опорным конспектом « Химия металлов». Зарисовывают в тетради схему « Химические свойства простых веществ – металлов» из этого  конспекта. Обращаем их внимание на то, что металлы проявляют восстановительные свойства. Учащиеся сравнивают восстановительные свойства металлов, используя электрохимический ряд напряжений.

После этого проводим лабораторные опыты « Химические свойства металлов» по плану:

  1. Окисление меди кислородом воздуха.
  2. Взаимодействие магния с водой.
  3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
  4. Взаимодействие железа с хлоридом  меди(II).

Учащиеся фиксируют наблюдения и делают выводы о химических свойствах металлов.

Следующий этап – изучение способов получения металлов (7мин). Учащиеся самостоятельно работают с табл.3 « Общие способы получения металлов», а также используют материал учебника. Записывают в тетрадь общие свойства получения металлов и перечисляют основные восстановительные свойства металлов.

Изучая применение металлов (7 мин) учащиеся работают с дополнительной литературой и составляют рассказ о применении металлов, заслушиваем и оцениваем два лучших.

УФ-4

Самостоятельная работа

Цель: повторить и обобщить знания о металлах, выявить степень усвоения учащимися материала модуля « Общие свойства металлов».

Самостоятельная работа по четырём  вариантам. Время работы 10 мин.

Задания для самостоятельной работы.

Закончите уравнения реакций, объясните один из окислительно-восстановителььных процессов

( подчёркнут).

1 ВАРИАНТ :

  1. Cu2O + C →;
  2. Cu2O + CO →
  3. TiCl4 +Mg →
  4. CuSO4 + Fe→

2  ВАРИАНТ:

  1. ZnO + C →
  2. TiO + Al  →
  3. MoO3 + Al →
  4. Cu + Hg(NO3)2 →

3 ВАРИАНТ:

  1. CdO + CO →
  2. MoO3 + H2 →
  3. WO3 +H2 →
  4. Zn + CuCl2 →

4 ВАРИАНТ:

  1. V2O5 + Si →
  2. MnO2 + Al →
  3. CoO + CO →
  4. Fe + CuCl2 →

В конце урока учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

БЕЛОВА А.П.



Предварительный просмотр:

Урок-проект по химии, 9-й класс. "Мир металлов"

Тип урока: ознакомления с новым материалом

Цели:

  1. Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
  2. Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами, тетрадями на печатной основе.
  3. Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.

Оборудование:

  • коллекции металлов,
  • периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева,
  • предметы, изготовленные из металлов,
  • опорные конспекты: “Биологическая роль металлов в организме человека”, “Металлы в продуктах питания”,
  • макет торса человека,
  • карточки с символами металлов,
  • физическая карта Урала.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

Организационный момент

1. Приветствие

2. Читает загадку, написанную на доске:

Я твердый, ковкий и пластичный,

Блестящий, нужный всем, практичный.

Я вам уже подсказку дал,

Так кто же я такой…? и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?

Выслушивает ответы учащихся.

?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах.

После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске.

1. Подготовка рабочего места

2. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, записывают тему урока в тетрадь.

Создание положительного эмоционального и внутреннего настроя на работу всех учащихся.

Акцентирование внимания на теме урока.

Развитие умения обосновывать свою точку зрения

Актуализация знаний.

1. ?: Какие Ме вам известны?

Учитель фиксирует ответы школьников на доске.

2. Организует игровую ситуацию:

- Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске):

Я…….(металл),

Я самый …….(какой),

Потому что …...

Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев.

3. Предлагает обратиться к историческим сведениям и заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание по параграфу 4 и дополнительной литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов.

Отвечают с места

Презентация рекламы, запись формулировки в тетрадь.

Заслушивают сообщения.

Докладчики выстраивают схему(Приложение 1) на доске, используя таблички, остальные учащиеся фиксируют в тетрадь.

Рассматривают предметы выставки из Ме соответствующих веков, рисунки в учебнике.

Актуализация знаний.

Создание ситуации успеха для слабых уч-ся.

Выявление субъектного опыта уч-ся.

“Проживание роли”

Расширение кругозора.

Реализация межпредметных связей (история)

Развитие коммуникативных умений: слушать и слышать.

Целеполагание.

1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске (Приложение 2) и закрыты белыми листами) и на основе имеющихся знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать о Ме.

2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы).

3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы.

4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.

Обсуждают в парах и предлагают компоненты кластера, что они хотели бы узнать о металлах.

Записывают в тетрадь.

Предлагают варианты и нумеруют компоненты кластера совместно с учителем.

Делают вывод о последовательности изучения тем, в связи с этим определяют основную задачу, на данном и последующих уроках: “Продолжить изучение темы “Металлы” по составленному плану”.

Конкретизация субъектного опыта учащихся

Обеспечение понимания уч-ся личностной значимости темы, а также порядка и способов ее познания.

Развитие логического, критического мышления

“Открытие детьми новых знаний”

1. Организует групповую работу с коллекциями Ме и физической картой Урала.

Задание: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физическую карту Урала. Определите месторождения, каких Ме и где находятся на территории Урала? Ответ зафиксируйте в тетради.

2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас?

3. Имитационная ситуация “Снегопад”

Организует работу в группах с использованием дидактического материала

(Приложение 3).

Задание: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента.

Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях его строения атомов Ме , их месте в ПС и изменении металлических свойств.

4. Предлагает задание на первичное закрепление материала: выполнить задание в тетрадях на печатной основе: Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании?

Обращает внимание на возможность использования учебника как источника непонятой информации.

Помогает слабым учащимся.

Уточняет: Где металлы расположены в ПС?

5. Проблемные вопросы:

- Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне.

- Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.

6. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока

7. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах.

Задание: Используя, дидактические материалы (опорные конспекты (Приложение 4 иПриложение 5), макет торса человека(Приложение 6) с прикрепленными на разные органы, карточки с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся).

Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.

Организует работу для первичного, закрепления изученного материала:

Задание: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы?

1. Рассматривают коллекции, работают с картой, обсуждают, фиксируют результаты работы.

Делают вывод о распространенности Ме на территории Урала.

2. Отвечают на вопросы, делают выводы, прогнозы.

3. Учащиеся работают с предложенным материалом, обсуждают, делают выводы и обобщения.

4. Работают с ПТ, выполняют задания в печатных тетрадях.

Слабые находят ответы в учебнике.

5. Дают мотивированный ответ, делают вывод о том, что в строении атомов металлов нужно учитывать 2 фактора:

- число внешних электронов

- радиус атомов.

6. Анализируют свою работу на данном этапе,

отвечают на вопрос: Что помогло мне хорошо понять этот компонент кластера?

7. Работают с предложенным материалом, обсуждают в группах, составляют рассказ, выступают.

Делают вывод о роли металлов и их содержании в организме человека.

Работают в печатных тетрадях самостоятельно.

1. Реализация межпредметных связей (география)

Реализация принципа вариативности (выбор вида, формы и способа оформления и представления информации)

Развитие сенсорной сферы

Активизация мыслительной, познавательной деятельности.

Применение знаний в новых условиях

Развитие коммуникативных качеств, также сохранение активной позиции ученика на уроке

2. Промежуточная рефлексия позволяет развивать умения анализировать и прогнозировать детьми свою деятельность

3. Реализация эвристического подхода

Развитие умений анализировать, сопоставлять, выделять главное и особенное.

4. Организация индивидуальной самостоятельной работы, в том числе и с учебником

Учет индивидуального темпа работы, что ведет к усвоению ГОС и осознанию темы даже слабыми уч-ся

Первичное закрепление материала

Развитие интеллектуальных способностей, умений анализировать, сопоставлять, высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

Промежуточная рефлексия

Формирование навыков работы с различными источниками информации, а также умений работы в группе: общение, распределение роле, взаимоподдержка и взаимопомощь.

Рефлексия

Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (Что знал и что узнал?)

Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты.

Предлагает создать синквейн по теме.

(Приложение 7)

?:

1. Что наиболее значимое для меня: Что я сегодня узнал?

2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?

Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь

Выделяют, проговаривают вслух.

Работают самостоятельно в тетрадях, затем представляют синквейн.

Рефлексивный анализ деятельности, осознание плана действий, а возможно и целей, последующих уроков по данной теме.

Закрепление материала.

Осознание личностной значимости темы для учащихся.

Самоанализ своего участия в работе на уроке, самооценка.

Домашнее задание.

Обязательная часть:

П. 4 – в учебнике;

Стр. 32, №3,4 –печатная тетрадь

Дополнительная часть:

1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу.

2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д.

(Приложение 8)

Записывают задание в тетрадь

Реализация дифференцированного подхода (задания разного уровня)

Создание ситуации успеха – ребенок может реализовать себя в том или ином виде деятельности

 



Предварительный просмотр:

Портфолио

 профессиональной деятельности

 учителя химии и биологии

Беловой Антониды Павловны

Содержание портфолио

Раздел 1. Общие сведения

  • Образование
  • Квалификация
  • Специальность
  • Стаж работы
  • Сведения о повышении квалификации
  • Награды                                                                                                                                                                  

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

Раздел 3.  Методическая деятельность.

  • Образовательные технологии
  • Типы уроков
  • Конспекты уроков по химии
  • План проектной деятельности

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету.

  • Самообразование
  • Участие в деятельности ШМО
  • Внеклассные мероприятия

Вывод.

Раздел 1. Общие сведения

Белова Антонида Павлвна

Окончила Челябинский государственный педагогический   институт

 по специальности  «химия-биология»,                        

 квалификация – учитель химии и биологии.

 Трудовой педагогический стаж – 26 лет.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ГОД

ТЕМЫ КУРСОВ

КОЛ-ВО ЧАС

№ УДОСТОВ.

2005г

Окончила полный курс по профессии

«Оператор ЭВМ» при муниципальном       учреждении доп. образования детей ЦДТ

г. Кыштым

72

846

2006г

« Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» ГОУ ИДПП г. Челябинск

72

8368

2010г

«Содержание и технологии образования детей в условиях реализации современной модели образования» ГОУ ДПО ЧИППКРО г. Челябинск

72

3517

НАГРАДЫ

Благодарность

За высокий профессионализм, высокие результаты образовательной деятельности, творчество в организации педагогического процесса. Приказ начальника Управления образования администрации Озёрского городского округа от 28.09.2006г. № 72/01-11

Почетная грамота

За многолетний добросовестный труд. Администрация Озёрского  городского округа 2009г.

Почетная грамота

За добросовестный труд, высокие результаты    профессиональной деятельности. Министерство образования и науки Челябинской области от 06.08.1913г.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа  для детей,  нуждающихся в длительном  лечении, муниципальной бюджетной  санаторно-лесной школе им. Ю.А. Гагарина  Озерского городского округа я работаю 26 лет. Особенность нашей школы состоит в том, что к нам приезжают дети на 21 день, из разных  школ и городов. Классы формируются  примерно по 20 человек. Сложность заключается в том, что в одном классе обучаются дети с различным уровнем прохождения материала и по разным линиям учебников. Продолжительность урока составляет 35 минут; отсутствует домашнее задание, как компонент в системе обучения; прибывшие  дети, нуждаются в длительном лечении.

Передо  мной стоит  задача организовать учебный процесс так, чтобы желание детей учиться не ослабло, а вернувшись домой, они не испытывали трудности в дальнейшем изучении предмета. Каждый заезд уникален по  уровню подготовки  и умственным способностям детей. Поэтому выбор средств и методов обучения происходит с учётом этих особенностей.

В своей работе на период заезда я выделяю три этапа:

Организационный

  • Знакомство с детьми.
  • Формирование микрогрупп в классе, с учётом  линии учебников, по которым они обучаются дома.
  • Диагностика детей на обученность и обучаемость.
  • Выбор средств, форм и методов обучения.

Основной

  • Работа по выбранным технологиям.

Итоговый

  • Контрольные срезы на уровень усвоения изученного материала.

Раздел 3.  Методическая деятельность

Технологии обучения в моей работе:

  1. Информационная - коммуникационная технология

В условиях нашей школы применение новых информационных - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе  позволяет сделать изучение предмета более мобильным, адаптированным при: недостаточной материальной базе кабинета, 35  минутном уроке без домашнего занятия, обучении  детей по разным линиям учебников и с различным уровнем прохождении материала.  Компьютер в состоянии заменить основную часть наглядных пособий и моделей, становится эффективным помощником при организации практических работ.

C:\Users\user\Documents\к5.jpg Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) можно проводить виртуальные химические эксперименты без риска для здоровья учащихся. Я также использую видеофрагменты опытов из электронных учебников, если их нельзя провести на уроке в полном объеме ввиду отсутствия необходимого оборудования. При изучении нового материала использую презентации. Презентация позволяет сделать процесс объяснения нового материала более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, успешному их усвоению. На слайдах размещаю необходимые формулы, уравнения реакции, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. C:\Users\user\Documents\к6.jpg     В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде презентации помещаю контрольные вопросы или задания. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для учащихся.

Использую я компьютер и при закреплении знаний. Приложение № 5.ppt  На промежуточном этапе между получением новой информации (лекция) и контролем знаний (опрос) организую работу учащихся по освоению материала темы, основанная на самоконтроле. Компьютерная программа выполняет обучающие и контролирующие функции. Учащиеся в ходе работы знакомятся с интересной информацией, имеют возможность увидеть на экране высококачественные снимки, внимательно их рассмотреть, что помогает им лучше понять материал. Работая с обучающей программой, которая помогает ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывает за неправильный ответ снижением отметки, школьники испытывают положительные эмоции, что важно для успешного усвоения материала.

C:\Users\user\Documents\к1.jpgПрименение компьютерных технологий на уроках химии усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умению учиться, дает возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже слабо подготовленные учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.                                                                                                                    Один из важнейших методических принципов, позволяющих эффективно использовать ИКТ - совмещение их с традиционными технологиями.

2.Технологии развивающего обучения                                                         Цель развивающего обучения – создание условий для развития учащегося, формирования у него потребности и способности саморазвитию, их максимальной реализации. Технологии развивающего обучения развивают у учащихся навыки поисковой деятельности по решению новых проблем. Вовлекая ребёнка в учебную деятельность посредством  актуальных творческих заданий, я создаю ситуацию успеха, при которой ученику интересно учиться и легче адаптироваться в новых условиях. К выбору заданий подхожу дифференцированно, с учетом психофизических способностей и возможностей ребёнка. При начальном изучении предмета в 8 классе я часто использую игровые формы: отгадать или подготовить кроссворд («Неметаллы»), игра- путешествие («В мире кислот»), загадки

(« Химические элементы») и т.д. C:\Users\user\Documents\к2.jpgТакой вид деятельности интересен и в старших классах, ребята с удовольствием создают кроссворды сами и предлагают одноклассникам проверить свои знания. При подготовке докладов я нацеливаю детей на интересное и лаконичное выступление с использованием наглядностей.  Через проектную деятельность стимулирую интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и применение полученных знаний на практике.

Оптимальным видом являются краткосрочные проекты: « Влияние кислотности почвы на развитие комнатных растений»

  1. Модульная технология 

Целью данной технологии является содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала. Весь процесс модульного обучения строится на основе осознанного целеполагания и самоцелеполагания с иерархией ближних (знания, умения, навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов

Такой вид деятельности актуален в наших условиях: группа работает со своим модулем и у учителя есть возможность обеспечить полноценный образовательный процесс для каждой группы, несмотря на  то, что темы изучения  материала  могут не совпадать. Приложение №1.docx 

В своей работе я использую различные типы уроков:

  1. Урок ознакомления с новым материалом;
  2. Урок закрепления изученного;
  3. Урок применения знаний и умений;
  4. Урок обобщения и систематизации знаний;
  5. Урок проверки и коррекции знаний и умений;
  6. Комбинированный урок;
  7. Урок – лекция;
  8. Урок – семинар;
  9. Урок – зачёт;
  10. Урок – практикум;
  11. Урок – экскурсия;
  12. Интегрированный урок и т.д..

Совокупность различных типов уроков позволяет мне решить поставленные задачи в процессе преподавания предмета. Проведенная диагностика в форме беседы, тестов, творческих заданий на первом уроке, позволяет обеспечить дифференцированный и личностно-ориентированный подход к  детям, на период их обучения в нашей школе. Формирование микрогрупп обеспечивает возможность детям изучать предмет по тем учебникам, по которым они учатся дома. Групповая и коллективно-распределительная деятельность даёт возможность каждому ученику стать активным участником образовательного процесса.

В нашей школе нет факультативных занятий и домашней работы, поэтому урок является основной и единственной формой организации обучения. При конструировании урока я соблюдаю условия, правила его организации и требования к нему.

Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока: необходимые средства обучения; уровень обученности учащихся, соответствующий программным требованиям; соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса.

Вся совокупность требований к учебному процессу, в конечном счёте, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения; связи теории с практикой; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; самостоятельности и активности учащихся в обучении; индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Кроме основных правил, вытекающих из дидактических принципов, я руководствуюсь и специальными правилами организации урока, основанные на логике процесса обучения и закономерностях преподавания: определить общую дидактическую цель урока, уточнить тип урока  и подготовить содержание материала; определить и детализировать дидактические задачи, последовательное решение которых приведёт к достижению всех целей; выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.

Самыми актуальными уроками в моей работе являются:

1.Урок изучения нового материала.

Структура этого урока определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов.

Его основные этапы:

  1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
  2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
  3. Ознакомление с новым материалом
  4. Первичное осмысление и закрепление связей, и отношений в объектах изучения;
  5. Постановка задания на дом;
  6. Подведение итогов урока  Приложение № 3.docx

  2. Комбинированный урок

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

  1. Ознакомление с темой урока, постановка  его целей и задач;
  2. Проверка ранее изученного материала;
  3. Изложение нового материала;
  4. Первичное закрепление изученного материала;
  5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний Приложение № 4.docx
  1. Урок обобщения и систематизации знаний

Без уроков обобщения и систематизации знаний нельзя считать завершённым процесс усвоения учащимися учебного материала. Приложение № 5.ppt

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету.

Анализируя деятельность свою и коллег, с целью выявления методов и приёмов организации деятельности учителя, постоянно нахожусь в поиске резервов повышения эффективности своей работы и учеников. Основными источниками повышения квалификации считаю самообразование и обмен опытом.

Тема, над которой работаю: «Дифференцированная работа на уроках химии и биологии».

План работы на 5 лет

Основные этапы

Содержание деятельности

Сроки реализации

Итог деятельности

1.Аналитико - диагностический

Диагностика педагогических затруднений

Сентябрь –ноябрь 2012

«Дифференцированная работа на уроках химии и биологии»

2.Теоретическое изучение темы

1.Изучение литературы по теме:

  • нормативно-правовая;
  • педагогические аспекты вопроса;

2.Изучение передового педагогического:

  • взаимопосещение уроков;
  • публикации;
  • лекции.

3.Повышение квалификации через

стационарные курсы

Апрель 2013

  1. Картотека
  2. Выступления на МО
  3. Пакет материала
  4. Список литературы
  5. Видеотека

3.Создание личной творческой лаборатории

1.Разработка и проведение уроков в этой технологии.

2.Проведение мастер-классов.

3. Мониторинг исследования.

4.Создание дидактического материала.

2013-2014

1.Конспект и самоанализ

2.Открытые уроки

3.Выступления в печатном виде

4.Аналитические материалы

5.дидактические материалы

4.Самообщение и распространение опыта

1.Подготовка презентации опыта

2.Участие  в конкурсах профессионального мастерства

3.Публикация авторских наработок

2014-2015уч.г

Выступления на различных уровнях

Выступления на МО учителей химии

«Современные формы организации урока химии». 2012г.

Провела открытые мероприятия:

  1. « Неделя химии» 2012г.
  2. Урок: « Типы химических реакций» 8 класс. 2013г.
  3. Урок: « Алюминий» 9 класс. 2012г.
  4. Урок: « Общие свойства металлов» 9 класс 2012г

               Являюсь участницей интернет – сообществ:

сайт школы gagarina1.ru

социальная сеть работников образования nsportal.ru, где имею свой сайт и свидетельства о публикации в электронном СМИ;

 дистационный образовательный портал info@prodlenka.ord  имею  публикацию ( приложения ..\..\Свидетельство х.pdf, ..\..\Свидетельство х.pdf)

Вывод.

 Моя задача, как учителя, вызвать интерес у детей к изучению предмета химии и биологии, создав при этом оптимальные условия. Это возможно сделать при составляющих:

1. Профессионально- педагогическая компетенция  учителя

-владение знаниями по предмету;

-методикой преподавания.

2. Ресурсы, обеспечивающие образовательный процесс.

3. Комфортные условия для деятельности учеников с разными особенностями психофизиологической сферы.

4. Дифференцированный подход с учётом возраста и развития.

5. Обеспечение здоровьесберегающих условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя химии

Для начала: что такое портфолио? В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, соб...

Портфолио учителя химии Галкиной Ирины Юрьевны

Аналитические справки, документация по всем разделам портфолио  (новые требования)...

Портфолио учителя химии Костиной Елены Павловны

сведения об учителеоценочные критерии профессионально-педагогической квалификации учителяповышение квалификации учителянаграды и достижения учителяматериально-техническое, информатизационное, норматив...

портфолио учителя химии

Портфолио -это возможность посмотреть со стороны на результаты своей работы....

Портфолио учителя химии и биологии Алимовой И.В.

Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Алимовой Ираиды Викторовны -  учителя химии Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые  профессион...

ПОРТФОЛИО учителя химии Шангараевой Альфии Муллаяновны

Содержание 1. Общие сведения2. Повышение квалификации и награды3. Сведения об аттестации4. Результаты педагогической деятельности5. Научно – методическая деятельность6. Обобщение опыта7. Внеурочн...

портфолио учителя химии

В портфолио вошел материал за период с 2010/11 по 2016/17 (I полугодие) учебный год...