Система оценивания метапредметных результатов на уроках физики
статья на тему

Долгова Елена Борисовна

В данном материале отражена моя работа по оцениванию метапредметных результатов на уроке физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания метапредметных результатов на уроках физики.

В настоящее время очевидно, что целью качественного образования не может быть приобретение знаний, потому что сведения, которые мы преподносим детям, стремительно устаревают. Необходимо изменить содержание обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Поэтому очевидно, что задача учителя — не передать ребёнку сумму знаний, а научить его учиться, мыслить, потому что только развитый ум и владение универсальными приёмами учебной деятельности могут стать залогом его успеха, чем бы он не занимался в жизни. Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы наряду с личностными и предметными так называемые метапредметные результаты, которые предполагают, что ученики будут владеть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века. Ученик должен самостоятельно достигнуть результатов, учитель является лишь помощников в этих  достижениях.

 Как же можно осуществить оценивание метапредметных результатов на уроках физики?

В своей практике я стараюсь применять «метапредметность» как в урочное время, так и во внеурочной деятельности.

1) На уроках мы используем задания с привлечением знаний обучающихся из других учебных предметов (химия, география, история, искусство и др.). Ребята анализируют фрагмент текста и стараются найти объяснение представленному явлению, пользуясь справочными материалами, сетью интернет, причем ищут не готовые ответы, а именно причины и факты. В 7 классах это может быть отрывок сказки или рассказа, в котором ребятам необходимо найти физическое явление (процесс) и объяснить его. Домашнее задание может стать продолжением рассматриваемого в рамках урока вопроса. Здесь ребята готовят небольшой доклад «Интересные факты о…», делают фотографии, небольшие рисунки. В старших классах в рамках изучаемой темы можно предложить подобрать отрывок литературного произведения самостоятельно

2) В рамках деятельностного подхода при изучении новой темы обучающиеся проводят опыты, наблюдения не используя готовую инструкцию. В 7 классе на уроке по теме «Действие жидкости и газа на погруженного в него тело. Закон Архимеда» класс был разделен на группы по 4 человека. На столах стояло оборудование. Учащимся было предложено провести опыт, ознакомить нас с результатами и выводами, которые они могли сделать. В ходе данной работы не было предложено готового алгоритма. Оборудование на столах было подобрано таким образом, что в ходе обсуждения результатов каждой группы выяснили, что существует выталкивающая сила, от чего она зависит. Была сформулирована цель урока, основные выводы учащиеся записала в тетрадь.

3) При проведении лабораторных работ учащимся дается возможность самостоятельно выбрать оборудование или определить, что является лишним.

4) на уроках обобщения обучающимся предлагаю индивидуальные карточки, на которых изображен измерительный прибор или отображен какой-либо процесс. Предлагается придумать текст задачи по данному рисунку (саму задачу решать не нужно).

5) В течение года учащиеся с интересом выполняют домашние исследования, ставят эксперименты и записывают небольшие видео-ролики. Например:

- рассматривают устройство комнатного термометра. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу: цена деления шкалы термометра, верхний и нижний пределы шкалы термометра, погрешность термометра. Результат измерения запишите в тетрадях.

- изучают диффузию: скорость протекания при различных температурах. Выдвигают гипотезу, выбирают оборудование для домашнего эксперимента, проговаривают ход эксперимента, полученные результаты, делают выводы.

5) Особое место занимают задачи на чтение графиков и перевод графика одного процесса из одних координат в другие. В этом случае требуется правильно записать функциональную зависимость между параметрами и получить нужную функцию параметров в требуемых координатах. Составление задач по имеющемуся графику.

6) На уроках использую задания на поиск ошибок, поиск «лишнего», работа со словарями, работа по составлению таблиц на основе предложенного фрагмента текста, чтение диаграмм и графиков. В этом помогает каталог заданий с сайта «Обучающая система Дмитрия Гущина. Физика».

Результаты наблюдений, анализа контрольных работ, анкетирования учащихся фиксируются в отдельной тетради, что позволяет своевременно проводить анализ уровня сформированности метапредметных результатов.

Результатом моей работы стало то, что мною составлены и активно используются задания по физике для классов 7-11 параллелей.

В заключении следует отметить, что обучающийся не будет сразу с первого занятия выдвигать гипотезы, формулировать тему урока и показывать высокие результаты. Мы должны стать конструктором для новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности. Мы должны вооружить наших учеников таким важным умением, как умение учиться. Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования и одно из главных направлений деятельности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка.

Эта статья в помощь учителям английского языка при оценивании метапредметных результатов учащихся....

Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...

Особенности оценивания метапредметных результатов на уроке английского языка

Статья содержит материал по особенностям предмета английский язык, видам метарпедметных умений и системе оценивания уровней овладения метапредметными умениями на уроках английского языка...

«Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка»

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных дей...

Система оценивания планируемых результатов на уроках физики

Система оценивания планируемых результатов на уроках физики...

Система оценивания образовательных результатов на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Любая деятельность имеет смысл, когда она результативна, т.е. все поставленные задачи выполнены. Ученик работал на уроке и хочет, чтобы эта деятельность была оценена. Это одна из причин, по которой он...