Вводный урок по творчеству Ф.М. Достоевского
план-конспект урока

Чагдурова Надежда Хандуевна

познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnyy_urok_po_tvorchestvu_f.m._dostoevskogo.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан Чагдуровой Надеждой Хандуевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ Поселья   Иволгинского района Республики Бурятия

Вводный урок по творчеству Ф.М. Достоевского.

Обучающая:

- познакомить обучающихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Развивающая:

- развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу,

- развитие критического мышления и умения работать в группе.

Воспитательная:

- воспитание чувства гордости за русскую литературу

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, электронная презентация, портрет писателя, учебники, тесты

ХОД УРОКА

Организационный момент.

  1. Приветствие.

Урок начинается демонстрацией видеосюжета из лекции профессора Игоря Волгина («Бибигон»). (Игорь Волгин – российский литературовед, историк, доктор наук, профессор МГУ, достоевист).

2.На доске запись заключительных слов выступления Игоря Волгина: «…это некий рубеж в мировом сознании, потому что мир после Достоевского стал иным: человек узнал о себе гораздо больше, чем он знал до сих пор. Россия узнала о себе гораздо больше, чем она представляла. И мир узнал о себе гораздо больше…»

3. Слово учителя: Ф.М. Достоевский – один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором не прекращаются до наших дней. Почему?

Наш урок – попытка ответить на этот вопрос.

4. Записываем тему урока: Федор Достоевский: наш взгляд на его философию.

Эпиграф урока: (оставлено пустое место). На следующей половине доски выписаны несколько высказываний писателя:

  • «Мир надо переделать, начнем с себя.»
  • «Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества»
  • «Человек есть тайна…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»
  • «Красота спасет мир»

Обращаем внимание на высказывания Ф.М. Достоевского, выразительное чтение.

(Поскольку в выступлении Игоря Волгина встречаются непонятные для обучающихся термины, записываем следующие словарные слова):

5. Словарная работа.

Архетип – (греч)- первообраз, образец, оригинал, подлинник. Так называет И. Волгин Достоевского.

Философия- форма познания мира.

6. Обсуждение основных положений высказывания И. Волгина.

После просмотра видеосюжета обсуждаем с учащимися основные положения высказывания И. Волгина о писателе и записываем в тетради. (Одновременно проецирую на экран):  

  • Достоевский расшифровал генетический код России, русского человека.
  • Он дал характер русского человека, его природу.
  • И вместе с тем этот писатель трудный и актуальный: он был писателем 19 века, под его знаком прошел 20 век, начался 21…

Учитель: Почему нас интересует биография писателя? Проблемы, которые волновали Достоевского, его современников, они актуализируются, приобретают уже в наше время поразительную остроту. Биография Достоевского – одна из трагических и драматических биографий в истории литературы.

7. Далее наши наблюдения строятся на материале учебника «Русская литература»Ю.В Лебедева 2 часть. Стр 79. Статья «Почвенничество». (На предыдущем уроке предложено было детям дома самостоятельно прочитать данную статью и подумать о том, как писатель разделил историческое развитие на три стадии и каково было его отношение к христианству, делению людей на славянофилов и западников)

Делаем вывод: Взгляды писателя сводились в тому, что «только христианство стремиться к братству через духовное очищение каждого человека независимо от условий его жизни, вопреки влиянию среды» - в этом суть «почвеннических взглядов Достоевского». см Приложение «Почвенничество»

-Что заставило писателя по-новому взглянуть на христианство? Откуда у Достоевского появилась вера в Бога?

8. Обратимся к «Дневнику писателя». Выразительное чтение отдельного отрывка.

 См Приложение «Из дневник Ф.М. Достоевского»

9.Сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя:

  • Детство, отрочество, начало литературной деятельности. «Бедные люди».
  • Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга

(показ сцены казни из художественного фильма «Федор Достоевский».

10. Учитель : О том, как и чем была наполнена жизнь писателя на каторге, Ф.М. Достоевский подробно пишет в «Записках из мертвого дома»

(Выразительное чтение отрывков из «Записок…»)

Делаем вывод: Воспоминания автора – это не размышления о своей судьбе или событиях из собственной жизни. «Записки из Мертвого дома» – это документальное воссоздание картин тюремной действительности, которые стали результатом осмысления увиденного и услышанного за четыре года, проведенных Ф.М. Достоевским на каторге в Омске.«Записки из Мертвого дома» Достоевского представляют собой повествование в повествовании.

Во введении речь ведется от лица безымянного автора, который повествует о неком человеке – дворянине Александре Петровиче Горянчикове.Автор подробно описывает быт и околицы лагеря, его устав и распорядок жизни в нем. Рассказчик размышляет о том, как и почему люди оказываются там. Находясь в Омске, писатель узнал сотни историй о различных преступлениях, их мотивациях, состоянии психики преступника до и после преступления.  Исследование природы преступления и оценка справедливости наказания за него – одни из основных идей произведения, которые позже более глубоко воплотились в гениальных романах великого русского прозаика.Места лишения свободы, особенно на отечественном грунте, представляют собой особый мир, закрытый и неведомый другим людям.  Пожалуй, лишь тот, кто побывал в Мертвом доме, имеет представление об этом месте. Достоевский с 1954 по 1954 года находился в каторжном заключении. Писатель поставил перед собой цель – показать все особенности Мертвого дома глазами заключенного, что и стало основной идеей документальной повести.

11. Видеоэкскурс в мир произведений Достоевского.

Роман «Идиот» В романе князь Мышкин описан как человек тихий, простой, смиренный; другим он кажется чудаковатым. Будучи взрослым человеком, он сохранил мироощущение ребёнка. Его доброта, нравственность, смирение противопоставляют Льва Николаевича другим персонажам романа; фактически он является воплощением христианской добродетели или даже олицетворением Иисуса Христа.

Роман «Бесы» Главным «бесом» Фёдор Михайлович называл именно духовный упадок, распад личности всего народа Российской империи, как нельзя лучше проявившихся в лице Ставрогина. Внутренняя гниль неминуемо приведёт к внешней: собирательный образ Николая Всеволодовича несёт в себе мысль о грядущей исторической катастрофе.
Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/o-chem-kniga-besy-dostoevskogo/

Роман «Братья Карамазовы» На примере героев произведения «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевский показал вехи российской истории. Прошлое России - это уходящее поколение: старик Карамазов, Поленов, госпожа Хохлакова, старец Зосима. Автор противопоставляет их представителям «настоящего» времени - братья Карамазовы, Грушенька, Смердяков, Ракитин. Лиза Хохлакова, Смуров, Коля Красоткин – это представители молодого поколения, «будущего» страны. И, конечно, важную роль в нравственном содержании романа играет Евангелие: обильное цитирование текстов из Библии, постоянные споры и разговоры героев об евангельских текстах, эпиграф, дающий надежду на возрождение России после разложения.

Роман «Преступление и наказание» повествует о жизни бедного студента Радиона Раскольникова. Из за своей нищеты он решается на убийство старухи процентщицы, а так же убийство ее сестры, которая стала невольной свидетельницей преступления.

12. Заключительная часть урока.

Учитель: После всего услышанного, увиденного, что можно сказать о жизни Ф.М. Достоевского? Его произведения свидетельствуют о чем? Что вы можете сказать о его главном произведении «Преступление и наказание», знакомство с которым нам предстоит на следующих уроках?

Какой эпиграф в большей степени подходит содержанию сегодняшнего урока? (обсуждение и запись на доске).

Выводы:

  • Он – величайший писатель-реалист, знаток жизни, гуманист, страстный обличитель социального зла, лжи и лицемерия. Всю свою сознательную жизнь писатель был озабочен судьбой своего народа и человечества.
  • “Я говорю лишь о братстве людей и о братском единении всех народов ”.
  • Боль о человеке... Для творчества Достоевского, для его гуманизма трудно найти более точную и емкую формулу. 
  • Хотя в чем-то Достоевский и отказался от своих прежних идей, но он остался верен одной главной идее – идее правды жизни.
  • Думаю, что пришло время подвести итоги нашего знакомства с писателем и его творчеством. Каждый из вас, готовясь к уроку, узнавал какую-либо грань этой великой и неоднозначной личности.

Итак, я прошу вас, дети, заполнить данную таблицу:

В чем актуальность Достоевского и его творчества

1

2

3

4

5

6

7

Оценивание участия каждого ученика в работе (учителем и самооценка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Серия технологических карт к урокам по творчеству Ф.М.Достоевского

Маиериал содержит набор технологических карт для 7 уроков, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского...

Сценарий урока по творчеству Ф.М.Достоевского

Сценарий  раскрывает  отношение  писателя  к "униженным  и  оскорблённым"  героям  своих  произведений : "Преступление  и  наказание", "Униженные...

конспект урока по литературе в 11 классе " Мне дали имя при крещении- Анна" (вводный урок по творчеству А. А Ахматовой)

Данный урок является вводным к изучению творчества. А. А. Ахматовой. Накануне учащиеся были разделены на группы, каждая работала над своей темой. На уроке ребята представляли результат своей работы....

Методические рекомендации к серии уроков по творчеству Ф.М.Достоевского 8 класс

УМК под ред. И.Н.Сухих  предусматривает изучение сложного для восприятия подростков произведение "Униженные и оскорбленные". Я предлагаю свою систему подачи сложного материала, который более близ...

урок по творчеству Ф.М.Достоевского

урок -суд по роману "Преступление и наказание"...