Использование ресурсов краеведения как эффективный метод формирования гражданской идентичности школьника
статья

Меньших Татьяна Тимофеевна

Одним из главных приоритетов, поставленных перед школой в связи с принятием ФГОС, является формирование основ гражданской идентичности обучающихся, которые ориентированы на воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx95.64 КБ
Файл resursy_kraevedeniya.pptx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Использование   ресурсов   краеведения

как эффективный метод

формирования гражданской идентичности школьника

                    Краеведение – прекрасная школа

воспитания гражданской ответственности

Д.С. Лихачев

Одним из главных приоритетов, поставленных перед школой в связи с принятием ФГОС, является формирование основ гражданской идентичности обучающихся, которые ориентированы на воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Одной из важнейших задач современного образования и всего общества является формирование патриотизма у подрастающего поколения.

С декабря 2012 года наша школа является школой-лабораторией инновационного развития по теме «Формирование гражданской идентичности личности в условиях социокультурной среды современного общества». Я считаю, что именно краеведение является прекрасной школой воспитания гражданской ответственности.

Председатель Союза краеведов России, академик С.О. Шмидт сказал: «...Возрождение краеведения вообще и изменение качества школьного краеведения и уровня его преподавания – один из очень знаменательных показателей положительных перемен страны...». Методист-историк А.И. Стражев справедливо утверждал, что «без краеведческой работы нельзя поставить по-настоящему преподавание истории».


Целью моей работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины.

Для достижения цели я решаю такие задачи:

  1. Повышение мотивационного уровня учебной деятельности школьников путем включения в материал урока элементов краеведения.
  2. Развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний.
  3. Установление связи поколений, улучшение взаимоотношений детей и взрослых через изучение истории семьи.
  4. Воспитание интереса к истории, любви к своему краю и малой родине.

В достижении поставленных задач я использую два направления деятельности:

  1. урочная деятельность (применение краеведческого материала на уроках истории)
  2. внеурочная деятельность (проектная деятельность, исследовательская деятельность, составление родословных, экскурсионная работа, предметные недели).

Только в комплексе, взаимодополняя друг друга, эти два направления деятельности могут принести хорошие результаты.

Краеведение на уроках

Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока:

  • в начале урока, во вступлении;
  • при актуализации знаний;
  • при изучении нового материала;
  • при закреплении;
  • в домашнем задании.

Краеведческий материал может служить основой целого краеведческого урока (например, урок в 9 классе «Крестьянское восстание под предводительством А.С. Антонова») или являться его элементом (например, при изучении в 9 классе темы «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны» учащиеся готовят сообщение о ветеране войны, почетном гражданине города Лиепаи, бывшем завуче и директоре школы в 1951-1979 гг., участнике Сталинградской битвы Жданове Анатолии Александровиче.

Можно привести примеры использования мной краеведческого материала на уроке истории при изучении определенных тем курса. Например, в 8 классе при изучении темы «Отечественная война 1812 года» возможно привлечение краеведческого материала, так как 122-й полк был целиком сформирован из тамбовчан, а уроженец кирсановского уезда Трескин Михаил Львович принимал участие в сражении на реке Березине.

Краеведение во внеурочной деятельности

Второй год я веду кружок «Краевед». Каждому ребенку, который приходит ко мне в кружок, я предлагаю заполнить анкету «Ты и наша история» (см. приложение 1). Из анкет я узнаю, какие интересы у школьников в области краеведения, чем им больше нравится заниматься. На основе этих данных я выстраиваю индивидуальные образовательные траектории.

Среди моих учеников всегда находятся те, кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего города. Исследовательская работа подразумевает творческую работу учащегося, направленную на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины.

Исследовательская работа «Утраченные православные святыни города Кирсанова» в секции «Краеведение» получила диплом победителя школьной научно-практической конференции 2017 года.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.  

Исследовательская работа и проектная деятельность могут являться   подсистемами друг друга. Например, исследовательская работа «Кирсановская женская гимназия» явилась основой проекта «Старинные учебные заведения города Кирсанова», где были представлены: Кирсановское реальное училище, Кирсановский зооветтехникум, Кирсановское училище гражданской авиации, Кирсановская женская гимназия. Итогом проекта стала технологическая карта экскурсионно-туристического маршрута.

Многое для нравственного становления дает работа над родословными. Ребенок имеет возможность больше узнать об истории своей семьи, понять, что ему тоже есть чем гордиться, что в его роду были интересные люди. Составление родословных сближает педагогов, родителей и детей, помогает лучше понять друг друга. Оформленные родословные остаются в семьях и становятся основой для продолжения работы над историей семьи. Интересна работа Борисова Дмитрия, который доказал, что по линии матери является прямым потомком известного краеведа земли тамбовской Ивана Ивановича Дубасова.  Юноша стал победителем областного конкурса исследовательских работ учащихся по краеведению «Моя земля, мои земляки» и вышел в финал Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». В апреле он выступал в Федеральном центре детско-юношеского туризма и краеведения в городе Москве.

Участие в региональном детском форуме «История моей малой Родины», в открытой конференции исследовательских работ «Грани творчества», подготовка и проведение школьной недели истории, занятия кружка «Краевед» ставят цель стимулирование интереса к историческим знаниям.

Доброй традицией стало посещение со школьниками Кирсановского краеведческого музея, Тамбовского краеведческого музея. В этом году с учащимися 5 классов была организована экскурсия в «Музейно- выставочный центр» города Тамбова.

Таким образом, краеведческий материал может способствовать формированию следующих образовательных компетенций:

  1. ценностно-смысловых (выбор темы для исследовательской работы; постановка цели и определение направления своих действий и поступков; определение логики, последовательности выполнение работы);
  2. учебно-познавательных (участие в школьной научно-практической конференции);
  3. общекультурных (экскурсии по историческим местам Тамбовской области; экскурсии в Кирсановский краеведческий музей);
  4. коммуникативных (сбор материала для школьной краеведческой экспозиции, туристический маршрут «Старинные учебные заведения города Кирсанова»);
  5. информационных (подготовка и демонстрация мультимедийных презентаций по истории города, области на уроках и внеклассных мероприятиях);
  6. социально-трудовых (школьные, городские, олимпиады по истории, обществознанию и праву; участие в акции «Бессмертный полк»);
  7. компетенции личного самосовершенствования (ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет; развитие навыков самоконтроля.)

Результативность

Используя краеведческий материал на уроках истории я заметила, что он не утяжеляет урок, а наоборот, дает положительный эффект:

  • повышает уровень мотивации учебной деятельности;
  • активизирует мыслительную деятельность учащихся;
  • вносит в преподавание истории конкретность и убедительность.

Мной был составлен опросник, на вопросы которого я предложила ответить ученикам 8-х классов (60 чел.). Ответы школьников показали их интерес к краеведению (см. приложение 2).

Использование краеведческого материала дает воспитательный эффект:

  • способствует повышению качества патриотического воспитания школьников;
  • способствует сохранению и освоению исторического опыта;
  • позволяет показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории.

Хороший результат дает работа кружка. Реализация дополнительной образовательной программы помогает учащимся стать активными помощниками учителя в проведении внеклассных мероприятий и способствует развитию коммуникативных и информационных компетенций учащихся.

Члены моего кружка занимаются исследовательской и проектной деятельностью, составляют родословные своих семей.

Интерес учащихся к краеведческой работе постепенно повышается.

Заключение

 Указом Петра Первого от 13 февраля 1718 г. предписывалось «о всех любопытных народных краеведах докладывать царю и награждать их за поиск древностей в своем крае».

Почти 300 лет занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи, знакомит учащихся не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие их предки. Нельзя не согласиться со словами председателя Союза краеведов России академика С.О. Шмидта: «Без краеведения нет России».


Приложение 1

Анкета «Ты и наша история»

  1. Какие здания, памятники или другие достопримечательности в нашем городе ты считаешь уникальными?
  2. Что ты знаешь об истории создания памятника, достопримечательности?
  3. Есть ли у тебя любимое место в городе, уголок, дом, которые кажутся тебе необычайно красивыми?
  4. Знаешь ли ты какие-нибудь легенды нашего края?
  5. Что (кто) заставляет тебя обратиться к изучению истории края?
  6. Нужно ли, на твой взгляд, изучать историю родного края?


Приложение 2

Результаты опроса «Влияние краеведческого материала на уровень мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории» (учащиеся 8-х классов, 60 чел.)

1. Интересно ли Вам узнавать на уроке новые сведения о прошлом города Кирсанова?

а) Да             б) Нет

2. Считаете ли Вы полезным для себя включение в урок информации о родном городе или области?

а) Да             б) Нет

3. Какое сообщение вам интереснее готовить: связанное с родным краем или не связанное с родным краем?

а) связанное   б) не связанное

4. Какой уроках вам интереснее: связанный с родным краем или не связанный с родным краем?

а) связанный        б) не связанный

5. Испытываете ли Вы гордость за знание фактов из истории своего края?

а) Да             б) Нет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ресурсов краеведения как эффективного метода в формировании гражданской идентичности школьника Учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» города Кирсанова Тамбовской области Меньших Татьяна Тимофеевна

Слайд 2

Задача современного образования Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

Слайд 3

Цель и задачи исторического краеведения Цель: Воспитание гражданина России, патриота малой родины . Задачи : Повышение мотивационного уровня учебной деятельности школьников путем включения в материал урока элементов краеведения. Развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний. Установление связи поколений, улучшение взаимоотношений детей и взрослых через изучение истории семьи. Воспитание интереса к истории, любви к своему краю и малой родине.

Слайд 4

Направления деятельности Урочная деятельность Внеурочная деятельность Задачи и содержание определены учебной программой Задачи и содержание определяются учебно-воспитательным планом школы Цель: использование краеведческого материала на уроках истории Цель: накопление материала в результате исследовательских работ, проектной деятельности, составления родословной семьи, предметных олимпиад, исторических вечеров и экскурсии

Слайд 5

Краеведческий материал на уроке Может составлять содержание целого краеведческого урока или являться его элементом Жданов Анатолий Александрович

Слайд 6

Исследовательская работа Творческая работа учащегося, направленная на познание окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины.

Слайд 7

Проектная деятельность Позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации

Слайд 8

Составление родословной семьи Составление родословных сближает педагогов, родителей и детей, помогает лучше понять друг друга.

Слайд 9

Интерес к истории «Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданской ответственности ». Д.С . Лихачев «Музейно- выставочный центр» город Тамбов

Слайд 10

Формирование образовательных компетенций Компетенции личностного самосовершенствования Ценностно-смысловые Учебно-познавательные Общекультурные Социально-трудовые Информационные Коммуникативные Краеведение

Слайд 11

Результативность Учебная Воспитательная Положительно влияет на уровень мотивации учебной деятельности Способствует повышению качества патриотического воспитания школьников Активизирует мыслительную деятельность учащихся Способствует сохранению и освоению исторического опыта Вносит в преподавание истории конкретность и убедительность Позволяет показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории

Слайд 12

1.Интересно ли Вам узнать на уроке новые сведения о прошлом города Кирсанова? а) Да б) Нет 2.Считаете ли Вы полезным для себя включение в урок информации о родном городе или области? а) Да б) Нет 3.С большим интересом Вы будете готовить сообщение? а) связанное с родным краем б) не связанное с родным краем

Слайд 13

4. Вам более интересен урок ? а) на котором Вы узнаете что-то новое о родном крае б) наличие или отсутствие материала о родном крае не имеет значение 5. Испытываете ли Вы гордость за знание фактов из истории своего края? а) Да б) Нет

Слайд 14

Контактные данные Меньших Татьяна Тимофеевна Учитель МБОУ «СОШ № 1» города Кирсанова Телефон: 89065979765 Почта: tatjana.menschih @ yandex . ru Сайт: https/ menshih -kirsanov . jimdo . com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"

Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...

Школьный музей в формировании гражданской идентичности школьников.

Выступление на областной научно - практической конференции "Актуальные проблемы преподавани историко - общественного и художественно - эстетического циклов в свете новой концепции историко - культурно...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

    Формирование гражданской идентичности личности является на сегодняшний день актуальной ключевой задачей социокультурной модернизации общества и представляет практическую ценность ...

Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.

доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...

Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности

Важно предусмотреть участие школьников в социально-значимых проектах с использованием ресурсов сельского социума в урочной, внеурочной и внеклассной работе, направленных на формирование УУД, необходим...

Историко-краеведческое воспитание как средство формирования гражданской идентичности школьников.

Понимание  гражданской идентичности школьников через историко-краеведческое воспитание.Из опыта работы....

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...