Выступление на МО "Применение технологии сотрудничества в условиях надомного обучения"
опыты и эксперименты

Создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся и учителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО

Применение технологии сотрудничества в условиях надомного обучения

                 Поступательное развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и  усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учеников и роста их успеваемости. В связи с этим педагоги переходят с отдельных методик на педагогические технологии.

                 Одна из них – обучение в сотрудничестве. Она рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам . Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике давно. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана американскими педагогами.

              Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной деятельности учащихся и учителя в различных учебных ситуациях.

             В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является усвоение знаний , выработка умений и навыков, основанных на запоминании.

              В обучении,  на основе  педагогики сотрудничества, прямая цель – развитие интеллектуальных,  духовных и физических  способностей, интересов мотивов, выработка научно – материалистического мировоззрения.

              Движущие силы учения – это радость творчества,  ощущение своего роста совершенствование, уверенность в себе. Методами работы  являются совместная деятельность,  поиск,  всевозможное сотрудничество  учителя и учащихся плюс ближайшее окружение детей.

              Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения,  опережение,  свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников,  обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей школьника. Педагоги и ученики рассматриваются как равноправные партнеры . При этом педагоги  выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

              В условиях надомного обучения мы тоже используем технологии сотрудничества на каждом занятии. Совместная деятельность учителя  с ребёнком сближает, позволяет наблюдать и корректировать поведение обучающегося в повседневной жизни, учит его с вниманием и любовью относиться к природе, воспитывает бережное отношение к окружающему миру. Школьникам, находящимся на индивидуальном  обучении, как и всем умственно – отсталым детям свойственна повышенная конфликтность,

агрессивность, несдержанность в поступках и словах. Поэтому для развития

коммуникативных навыков  поведения в разных конкретных ситуациях, в том числе трудных, конфликтных . Это осуществляю в повседневном  общении и в ходе занятий по этике, задачами которой являются: использование формул речевого этикета, развитие умений соблюдать правила поведения в общественных местах, во время беседы, разговора с кем – либо. Закрепление в речи учащихся принятых формул этикета проходит в виде разыгрывания различных сценок, ролевых и деловых игр. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного

познавательного интереса школьников. Игровую технологию использую в качестве проведения целого урока, например, игра-путешествие. Дидактические игры   применяю при  закреплении, повторении и обобщении материала, а также кроссворды, головоломки и ребусы и т.д. Таким образом. дидактическая игра на уроках углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребенка, его умственных и творческих способностей. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

               Привлекаю к сотрудничеству родителей учащихся, братьев, сестёр, бабушек, нянь. Приз  в региональном экологическом конкурсе, проводимом  станцией юннатов, заняла работа «Маки». Выполнять эту работу  помогали брат, сестра и опекун

              Значительную роль в развитии творческих способностей играют занятия по рисованию и труду. С целью развития мелкой моторики, формирования творческого воображения,  они способствуют обогащению эмоциональной природы ребенка, делают увлекательным и интересным процесс познания мира.

             Детям нравится работать с природным материалом: сухими листьями, семенами, крупой, цветами, бумагой, пластилином,  вышивать по канве цветными нитками. Работы, которые вы видите на моём сайте,  выполнены с помощью родителей Макаренковой Марины, Мармылёвой Дианы,  Самоража Сергея.    

             Эффективной образовательной технологией сотрудничества считаю ИКТ-информационно – коммуникативную технологию. Она стимулирует детей усиливает мотивацию обучения. Так мы просмотрели сказки А.С. Пушкина, былины о русских богатырях, былину «Садко»,  достопримечательности города Смоленска.

              Активно использую в работе здоровьесберегающие технологии. Строю занятия так, чтобы один вид деятельности сменял другой, слежу за посадкой, провожу физкультпаузы, гимнастику для пальчиков и глаз.

              Технология обучения в сотрудничестве способна решать разные задачи обучения и воспитания, но применять её следует творчески. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует помнить, что всё новое – это хорошо забытое старое.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Роль поделок в управлении познавательной деятельностью ученика на занятиях по социально-бытовой ориентации в условиях надомного обучения»

Школа готовит учеников к самостоятельному труду и дает им определенный объем знаний и умений по ряду предметов школьного курса. У учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки ку...

Особенности организации проектной деятельности детей со сложной структурой дефекта в условиях надомного обучения.

В статье рассматриваются особенности организации выполнения проектов учащимися  надомного обучения со сложной структурой дефекта, показана  необходимость  проектной деятельности  д...

Рабочие программы для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование для обучающихся с умственной отсталостью в условиях надомного обучения. Программы разработаны на основании Программ для 5 – 9 классов специальн...

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях надомного обучения

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Специфика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях надомного обучения.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, а именно, обучение на дому, что в полной мере отвечает условиям дл...

Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья» для учащихся, занимающихся в условиях надомного обучения

Цель программы: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать получен...

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»

Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания «Создание комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях надомного обучения»...