Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов
рабочая программа на тему

Шуралева Наталья Анатольевна

Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Денисова, учитель русского языка и литературы

Н.А. Шуралёва, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 25» г. Нижневартовск

Реализация национального компонента в системе преподавания русского языка и литературы

Методический проект «Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов»

1. Структура документа.

Методический проект по литературе представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, УМК, КТП.

2. Пояснительная записка.

Настоящий методический проект предназначен для общеобразовательных учреждений и входит в образовательную область «Филология».  В базисный учебный план 2011 года на основании «Приказа о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента и науки ХМАО-Югры от 31.01.2007 № 99» от  2011 включен национально-региональный компонент, который усиливает значимость проблемы развития духовной культуры подрастающего поколения в школьном обучении. На региональный компонент рекомендовано отводить не более 10% - 15% программного содержания. Методический проект использования регионального компонента каждого курса (класса) составлен в соответствии с  «Программой для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.»  

Основной целью литературного образования, как указано в Программе по литературе,  является  формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.

Цель проекта: приобщение обучающихся к искусству слова, богатству литературы края, знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений, развитие интереса и уважения к истории, культуре и литературе народов, населяющих Югру.

Специальными  целями преподавания  литературы в школе (в том числе и литературы регионального компонента) являются формирование ключевых компетенций: анализ и интерпретация произведения, составление плана,  выразительное чтение,  поиск информации,  пересказ, владение навыками создания письменных работ, создание устного монологического ответа.

Знание культуры и литературы своего края может способствовать становлению национального самосознания ученика, формированию интеллектуальных и духовных основ его личности. Общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное. Через постижение малой Родины, ее истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • иметь региональные литературные знания - о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей;
  • авторов родного края, факты их биографии,   содержание художественных произведений писателей Югры;
  • основные теоретические понятия.

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст, владеть навыками хорошей, образной речи и выразительного чтения художественного произведения;
  • уметь определять особенности языка и речи народов, проживающих на территории Алтайского края, на примере литературных произведений;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • применять разные виды чтения и способы предъявления информации об изученном литературном материале;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания (отзывы) в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, использовать основные приемы аргументации и способы устранения речевой агрессии;
  •   создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров.

Использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения  в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса;
  • расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Место методического проекта в федеральном базисном учебном плане.

На региональный компонент, согласно ФБУП,  рекомендовано отводить не более 10% - 15% программного содержания. Методический проект «Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов» предусматривает изучение литературы регионального компонента в объёме 30 часов в 5-7 классах.  

Задачи обучения:

  • Формирование представления о художественной литературе писателей Югры и ее месте в культуре страны и народа;
  • Осознание своеобразия и богатства литературы писателей Югры;
  • Освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
  • Формировать чувство любви к родной земле, сопричастности к ее жизни;
  • Знакомить с проблемами современной жизни родного края,
  • Овладение знаниями и умениями аналитического характера  и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
  • Использование различными формами общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Данный методический проект дает примерное распределение учебных часов по разделам,  которые интегрированы в курс литературы 5-7 классов  в соответствии с количеством часов программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.

4. Список методической литературы.

5. Содержание программы учебного курса

5 класс.

«Священное сказание о сотворении земли» (мансийский миф) «Сотворение мира» (хантыйский миф)

Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира представления ханты и манси о сотворении вселенной. Представление ханты и манси о происхождении вселенной.

Теория литературы: миф

Устное народное творчество ханты и манси. Пословицы. Поговорки. Загадки.

        Богатство отражения мира в произведениях фольклора ханты и манси. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народов Севера.

        Теория литературы: фольклор, пословица,  поговорка, загадка.

М. Анисимкова «Сказы»

Отражение в сказах представлений и верований народов Югры. Связь человека и природы.

Теория литературы: сказ

Юрий Афанасьев «Сказка о добром сердце»

        Страницы биографии и творчества. Герои сказки, сюжет. Утверждение нравственных идеалов. Доброта и всепрощение, как главные достоинства человека.

М.Вагапова. Сказки

Герои сказок. Отражение в сказках быта и верований народов Югры.

Стихотворения о природе (Владимир Мазин «Хороши ларьякские дорожки…», В. Овсянников-Заярский  «Северный апрель», Юван Шесталов «Русская березка» и др.)

        Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

Геннадий  Колотовкин «Медвежатники» (рассказ).

        Страницы биографии и творчества. Фрагмент произведения, как приложение к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».  Маринка и ее схватка с медведем. Смелость, находчивость девочки.

Андрей Тарханов «Медвежатник» (стихотворение)

Прославление силы, ловкости охотника на медведя.

М.Конькова.  «Сказки бабушки Аннэ»

Страницы биографии и творчества. Историческое прошлое народов манси. Национальная специфика сказок о животных. Тема борьбы добра со злом

6 класс

Роман Ругин Легенды

Характерные черты народов ханты, традиции и обычаи в легендах.

Теория литературы: легенда

Сказы и поверья народов ханты и манси.

Любовь к родному краю в сказах югорских народов. Отражение в них представлений и верований ханты и манси.

Станислав Мальцев «Мы с Митяем» (главы из повести)

    Тема детства в произведении. Взаимоотношения друзей, проблемы и размышления подростка.

Ю. Вэлла (Айваседа). Стихи.

Страницы биографии и творчества. Особенности стиля писателя. Тема защиты родной природы в стихах автора. Нравственные проблемы стихотворений: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству.

Человек и природа в стихах нижневартовских поэтов

Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

С. Динисламова «Полина».

Образ матери в рассказе. Любовь ко всему живому.

Маргарита. Анисимкова «Солнечная земля» (избранные рассказы)

Особенности изображения Великой Отечественной войны в рассказах Маргариты Анисимковой.

7 класс

Жанры фольклора ханты и манси

Современная жизнь малых жанров фольклора. Драматические произведения фольклора.

  Теория литературы: Жанры современного фольклора.

Ю. Шесталов Стихи

Поэтические картины родной природы в лирике , Шесталова. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

Теория литературы: рифма

М. Вагатова.  Стихи

Нравственная проблематика в стихотворениях автора.

Теория литературы: тематика лирики

Анна Конькова «И лун медлительный поток…»

Идейно – тематическое и художественное своеобразие сказок и сказаний ханты и манси.

Е.Айпин. Рассказы.

Страницы биографии и творчества. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказах.

В. Овсянников-Заярский «Созвездие», Л. Гельмер «Похолодало. Меркнет. Веет осень», Леонид  Шкода «Над озером закат горит» и др.

Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.

Иван Ермаков «Богиня в шинели»

        Вехи жизни и творчества. Особенности изображения войны в произведении. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны.

5 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

Мифы народов мира.

Мифы о сотворении земли.

«Священное сказание о сотворении земли» (мансийский миф)

«Сотворение мира» (хантыйский миф)

1

«Сибирские сказания/ Пер., перелож. И вступ. Ст.  А. Преловского; - М.; Современник, 1991.

2

Устное народное творчество. Пословицы. Поговорки. Загадки.

Устное народное творчество ханты и манси. Пословицы. Поговорки, загадки.

1

Творчество народов Севера: составители Л.М. Кузнецова, Л.В. Пудикова – Нижневартовск, 2001

3

Н. В. Гоголь. Детство и юность. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота».

М. Анисимкова «Сказы»

2

4

Сказки писателей ХХ века.

Ю Афанасьев «Сказка о добром сердце»

1

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

5

 Сказки писателей ХХ века.

М.Вагапова. Сказки

1

6

Родная земля в лирике русских поэтов XIX века.

Стихотворения о природе

 (Р. Ругина, В. Мазина, В. Овсянникова-Заярского, Ю. Шесталова  и др.)

2

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

7

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Г. Колотовкин «Медвежатники»,

А. Тарханов «Медвежатник»

1

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

8

Путешествия и приключения

М.Конькова. «Сказки бабушки Аннэ»

1

6 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

История человечества в произведениях литературы

Р.Ругин. Легенды

1

2

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Сказки и поверья народов ханты и манси

1

3

 Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы)

С. Мальцев «Мы с Митяем» (главы из повести)

1

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

4

А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Айваседа. Стихи

2

5

Родная природа в стихах русских поэтов

Человек и природа в стихах нижневартовских поэтов

1

6

А. Грин «Гнев отца»

С. Динисламова «Полина»

2

7

Великая Отечественная война

М. Анисимкова «Солнечная землянка» (избранные рассказы)

2

М.Анисимкова «Солнечная землянка»,

повести и рассказы, Екатеринбург, «Пакрус», 2005

7 класс

п/п

Раздел (произведение)  программы

Произведение

регионального  компонента

Количество часов

Материалы для работы

1

Фольклор и его жанры

Жанры фольклора ханты и манси

1

2

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Ю. Шесталов Стихи

1

3

М.Е. Салтыков –Щедрин. Сказки.

А. Конькова «И лун медлительный поток…»

2

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.

4

Нравственная проблематика в лирике 20 века

М. Вагатова Стихи

1

5

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади»

Е Айпин. Рассказы

2

6

А.Т. Твардовский. Лирика (картины родной природы)

В. Овсянников-Заярский «Созвездие», Л. Гельмер «Похолодало. Меркнет. Веет осень», Л. Шкода «Над озером закат горит» и др.

2

«Зори Самотлора» - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во

7

Великая Отечественная война в художественной литературе

И. Ермаков «Богиня в шинели»

1

Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе

Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...

Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы  Борисовой А.Л....

Методическая разработка "Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС"

На протяжении более чем 15 лет преподавания информатики у меня накопилось достаточное количество материала (тексты, картинки, таблицы и т.д.), содержащего те или иные элементы национально-региональног...

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)

Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся...

Программа элективного курса по национально-региональному компоненту с методическими материалами для применения на факультативе по литературе в 9 классе

В методических материалах -разработках занятий даны анализы лирических и прозаических текстов - произведений народных писателей и поэтов Бурятии из Тункинского района - членов литературного объединени...