Доклад на тему"Внедрение ФГОС в ООО предмет информатика"
методическая разработка по теме

Захаренко Наталья Анатольевна

Доклад на тему "Внедрение ФГОС в ООО предмет информатика". Выступление на МО информатики 2015 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_informatika_2015.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ПУХЛЯКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Доклад на тему:

 " Внедрение ФГОС в ООО предмет информатика"

Подготовила: Захаренко Н.А

учитель информатики МБОУ ПСОШ

2015 г

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса. Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

В настоящей примерной программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Цели изучения информатики в основной школе

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

В качестве основного варианта изучения информатики в основной школе рассматривается изучение информатики в 7—9 классах с общим количеством часов — 105. Из них на инвариантную часть отводится 78 ч учебного времени, остальные 27 ч (25% общего времени) отводятся на реализацию авторских программ.

В зависимости от условий, имеющихся в конкретном образовательном учреждении, возможно увеличение количества часов до 175 с целью углублённого изучения предмета или выстраивание непрерывного курса информатики в 5—9 классах (пять лет по одному часу в неделю, общее число часов — 175).

Ниже приводится три варианта возможного распределения учебного времени:

I вариант — 105 ч, обучение информатике в 7— 9 классах;

II вариант — 175 ч, обучение информатике в 7— 9 классах;

III вариант — 175 ч, обучение информатике в 5— 9 классах.

Все это хорошо в теории, что же происходит на практике?

Введение ФГОС нового поколения приведет к существенному изменению всей системы образования, и ключевым моментом преобразований должен стать  реальный, а не декларируемый переход от знаниевого подхода к компетентностному.

Важно понять, что происходит не просто смена терминов, а значительные изменения в организации образовательного процесса.

Удивляет и настораживает отношение авторов стандартов к информатике. Низведение её до уровня технологии кажется крайне опасным (сайт http://standart.edu.ru)

Кроме того, часть разделов, которые традиционно относили к информатике, теперь перенесена в математику, что попросту означает безмашинный вариант их изучения. Ни один учитель математики не отдаст свои часы учителю информатики, чтобы тот не на бумаге (ужасно скучно, где же декларируемые вами личностно-ориентированный и деятельностный подходы!?), а на конкретных исполнителях изучал с детьми алгоритмы. А даже если и отдаст, то это количество безмерно мало для того, чтобы дети успели создать действительно что-то стоящее их заинтересованности.

То есть в данном стандарте места для учебного предмета "Информатика и ИКТ" не нашлось. Темы изучаемые в рамках предмета "Информатика и ИКТ" распределены между учебными предметами Математика и Технологии.
Встают следующие вопросы
:
1. Способствует ли отмена предмета "Информатика и ИКТ" воспитанию квалифицированных ИКТ-специалистов?
2. Учителя Математики - учителя "Информатики и ИКТ". Возвращаемся на 25 лет назад?
3. Технологии и "Информационные технологии" - это одно и то же методологически?

Именно в школе дети определяются с будущей профессией. Без отдельного предмета информатика будущих программистов будет меньше.
ВУЗы перестанут готовить учителей информатики? Тогда кто будет учить детей? Прошедшие курсы учителя математики. Или специалисты - безпедобразования, которых никуда не берут.

Безусловно, развитие алгоритмического мышления - это очень важно, без таких навыков сложно адаптироваться в современном обществе. Но я считаю, что на именно на уроках Информатики решаются и не менее важные задачи, например: развитие информационной культуры учащихся; формирование межпредметных связей; развитие логического мышления и т. д. Все перечисленное требует отдельного времени и специалистов.

Можно, конечно, говорить о том, что сегодня все учителя должны владеть информационными технологиями. Но, даже освоив эти технологии на курсах в ИПК, учителя-предметники не становятся учителями информатики, и не смогут научить детей создавать грамотные программы. Причём речь не идёт о Паскале или Си++, сегодня появилось достаточное количество хороших исполнителей и программных сред, в которых могут начинать работать даже младшие школьники (например, Scratch). И работа в таких средах не означает простое овладение технологией, это не то же самое, что "рисование и стирание точек". Но авторы, по-видимому, с такими средами не знакомы.

Разумеется, информатика -- это не только программирование, но и совсем без него

нельзя. Через 10 лет дети, обучившиеся по этим стандартам, выйдут в жизнь обокраденными, потому что новые стандарты отнимают у них один из самых лучших инструментов развития мышления -- возможность самому сделать программу (а современной среде программирования это значит сделать проект), найти в ней ошибку, исправить её, снова запустить, довести до ума, и т. д. Вот вам и причинно-следственные связи, которые в документе "Информационная грамотность" представлены довольно нелепо.

Конечно, умные директора школ не пойдут этим путём и  введут информатику, взяв часы из вариативной части. Остальным придётся выкручиваться за счёт внеучебной деятельности, "призванной в полной мере реализовать требования стандартов".

Необходимо обратить внимание на то, что при поступлении в некоторые высшие учебные заведения необходимы результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ. Единый государственный экзамен ориентирован на профильное изучение предмета. При изучении предмета на базовом уровне необходимо предусмотреть включение в учебный план элективных курсов по подготовке к ЕГЭ (см. «Информатика и образование» №1, 2007г., стр. 28-30), организовать индивидуальные и групповые занятия, возможно организовать дистанционное обучение учащихся.

Согласно содержанию новых стандартов, число часов, отведенных на изучение информатики, существенно сокращается, да и вести этот предмет теперь должны учителя в рамках предмета «Технология» (начальное звено) и «Математика» (среднее и старшее звено), что приведет к исчезновению информатики как самостоятельного предмета. А ведь самые передовые технологии связаны сейчас с ИКТ. Новые стандарты с игнорированием информатики лишают не только знаний и умений по информатике, но развитого мышления, умения моделировать. Фундаментальное образование планомерно искореняется из школ, информатика (компьютерные технологии) не находят места. Кого готовим?

Изучая в школе различные предметы, учащиеся получают сумму знаний об  отдельных сторонах окружающего мира: объектах, явлениях и процессах, происходящих в той или иной предметной области. Но ни один предмет не берет на себя функцию интеграции всей этой суммы знаний в единую целостную картину мира. Ни один., кроме информатики. Именно информатика, используя системно-информационный подход в науке, сумела решить эту задачу.

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности - область информационных процессов. Развивая единый подход к их изучению, обосновывая общность процессов восприятия, передачи, преобразования информации в системах различной природы, информатика вносит существенный вклад в формирование современного научного представления о мире, его единстве.

Исключая этот предмет из стандарта, отказываясь от накопленного методического опыта обучения информатике, мы откатываемся назад.

Итог:

Предложенный проект стандарта образования неоходимо доработать в разделе "Математика и информатика"

Материально-техническое обеспечение школы должно быть на очень высоком уровне - во всех классах должны быть работающие интерактивные доски, должны быть принтеры и сканеры. Должны быть подготовлены методические и дидактические материалы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Педагогические кадры должны пройти обучение для работы в новых условиях. Эти проблемы в вашей школе решены частично. Материально-техническая база школы должна постоянно пополняться и обновляться не раз в 10 лет, а по мере морального устаревания.

 Необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение.

Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе оценки индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов финансирования — эти механизмы еще не запущены в полной мере.

Необходимо внести изменений в СанПиН для решения вечной проблемы: класс на практические занятия по информатике делится на 2 группы только начиная с 25 человек, компьютеров в классе обычно не больше 10, а сидеть за компьютером разрешается только по одному. Учитель - всегда нарушитель!

Информатика (если её изучать как науку об информации) должна была бы стать основополагающей дисциплиной в школе, в процессе изучения которой, ребёнок бы учился учиться и это умение оставалось бы с ним на всю жизнь.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внедрение проектной деятельности как путь повышения знаний учащихся по иностранным языкам»

Основная цель  проектной методики - формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод уч...

Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...

Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».

Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....

Доклад на тему « Внедрение новых образовательных технологий. Проектная деятельность»

В данной работе поднят вопрос о  задачах современной школы,  о том,  какими качествами должны обладать  выпускники школы в настоящее время. ...

Доклад на тему: Основные составляющие программы, отдельных предметов, курсов по ФГОС"

Доклад на тему: « Основные составляющие программы отдельных предметов, курсов.»   Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с умственной отст...

Реализация муниципальной программы внедрения ФГОС ООО по предмету "Английский язык" в Пестречинском муниципальном районе: результаты и перспективы.

Реализация муниципальной программы внедрения ФГОС ООО по предмету "Английский язык" в Пестречинском муниципальном районе: результаты и перспективы....