Мастер-класс "Формирование читательской грамотности в научно-исследовательской деятельности как условие успешности в образовательном процессе"
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Станева Ирина Борисовна

Сегодня функциональная грамотность школьников стала  важным показателем качества образования. Читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится школьнику во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет, во-первых, определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание  текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет  отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс24.75 КБ

Предварительный просмотр:

       

Мастер-класс на тему

«Формирование читательской грамотности

в научно-исследовательской деятельности

как условие успешности в образовательном процессе»

Станева Ирина Борисовна,

                                                                      методист ГБОУ гимназии №271

г. Санкт-Петербурга

Читая ради информации, мы ищем факты.

Читая ради понимания, мы узнаем не только факты, но и их смысл.

                                                                     М. Адлер

        Сегодня функциональная грамотность школьников стала  важным показателем качества образования. Важной частью функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, использовать ее при решении различных задач.

      Формировать и развивать читательскую грамотность необходимо на любом уроке, так как      на любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. Не является исключением и занятия научно-исследовательской деятельностью и, в частности, предмет «Индивидуальный проект», где обучающиеся  учатся писать и защищать исследовательские и проектные работы.

      Во время занятий научно-исследовательской деятельностью школьникам необходимо умение владеть читательской грамотностью, так как данное умение поможет учащимся найти и извлечь нужную информацию из текста, поможет осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию, сделать из полученной информации соответствующие выводы.

        На развитие функциональной, в том числе и читательской грамотности в научно-исследовательской деятельности направлены следующие планируемые результаты:

- умение давать критическую оценку и интерпретировать информацию с разных позиций;

- умение самостоятельно формулировать цель проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- умение самостоятельно ставить задачи на основе сформулированной цели в проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

- развитие способности выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- умение оперировать гипотезой как отличительным инструментом научного рассуждения;

- умение осуществлять целенаправленный поиск учебной, научной, научно-популярной литературы; систематизировать полученный материал с целью выяснения современного состояния исследуемой проблемы;

- умение находить необходимые источники информационных ресурсов, оценивать ресурсы для достижения поставленной цели с применением методов информационного поиска;

- умение самостоятельно применять приобретенные знания и способы действий.

          Давайте на примерах проследим необходимость владения учащимися читательской грамотностью на занятиях научно-исследовательской деятельностью.

          Задание 1. Дано утверждение в виде текста. Необходимо сформулировать гипотезу исследования.

         Под действием слишком агрессивных ультрафиолетовых лучей происходит образование большого количества свободных радикалов в клетках кожи. Витамин Е омолаживает клетки эпидермиса, препятствуя образованию избытка свободных радикалов, так как обладает свойствами антиоксиданта, способствует улучшению обменных процессов, а также улучшает трофическое действие.

           Гипотеза:  кремы, содержащие витамин Е, полезны для состояния кожи.

         Задание 2. Дано утверждение в виде текста.  Необходимо

- выделить ключевые слова, отражающие содержание представленной информации;

- подобрать дополнительную информацию, которая сделает данное утверждение более обоснованным;

 - сформулировать гипотезу исследования.

         Россия занимает второе место после США по количеству домашних животных на душу

населения. Каждая вторая семья имеет питомца, от привычных нам кота или собаки до экзотических игуаны или горностая. Каждый домашний любимец требует как регулярного питания, так и разовых затрат: ошейника, игрушек, одежды. Поэтому открыть зоомагазины в России - идея очень хорошая. Люди готовы тратить много денег на своих домашних любимцев.

        Дополнительная  информация (приводится учащимися самостоятельно):

        Бизнес по продаже товаров для животных, а также самих животных, является «вечным». Люди, по крайней мере, в ближайшем будущем не прекратят заводить питомцев и тратить на них деньги. Приведем некоторую информацию по затратам на домашних животных. На содержание морской свинки или хомячка тратится около 750 рублей в год, на кота более 9 тысяч рублей в год. Не самое дешевое удовольствие – содержать черепаху, на нее может уходить до 5 тысяч рублей в месяц. Одно из самых дорогих животных для содержания – это собака, на нее уходит около 25 тысяч рублей в год. Но это средние цифры. Есть достаточно много людей, кто готов тратить огромные деньги на своих питомцев, баловать их.

        Гипотеза: открытие зоомагазина является прибыльным бизнесом.

        Чем  задания отличаются друг от друга? Количеством действий, которые нужно выполнить в каждом из них. Правду говорят, что правильность выполнения того или иного задания на 90% процентов зависит от правильно прочитанного и понятого условия  задачи. Если ученик после выполнения Задания 1 только выдвинул гипотезу исследования  в Задании 2, т.е. не выполнил другие требования условия, то это говорит о том, что он невнимательно прочитал задание, не вник в его содержание, а значит, его читательская грамотность требует  дальнейшего развития.

        Таким образом, можно сделать вывод, что читательская грамотность - это фундаментальная база функциональной грамотности. Что пригодится школьнику во взрослой жизни? Умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, объяснять. Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет, во-первых, определять вид и назначение информации; понимать тексты научного, художественного и делового характера; выделять основное содержание  текста, соотносить его с собственным опытом. Во-вторых, позволяет  отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и  на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно – образовательного процесса в условиях ФГОС»

Выступление "Психологическая готовность педагога кработе по программам внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в школе....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕДМЕТУ КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья "Внеурочная деятельность по предмету как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность-важное звено образовательной деятельности. Формы внеурочной деятельности отличаются от классно-урочной и направлены на достижение планируемых результатов освоения основной обра...

выступление "Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС"

В современном обьществе растёт интерес к развитию и использованию интеллектуальных способностей человека. Выступление учителя начальных классов на методическом совете по теме "Внеурочная дея...

Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"

Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...

Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»

В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...