Программа наставничества "Учитель - Учитель"
консультация

Засыпкина Марина Александровна

Предлагаемая  программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_uchitel_-_uchitel.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа наставничества  "Учитель - Учитель"

Засыпкина Марина Александровна,

учитель географии

МБОУ «Красноярская СОШ»,

 Большереченский МР

   

 Программа рассчитана  на 1 год. Участники реализации практики: молодые педагоги, педагоги, имеющие большой педагогический стаж и профессиональный опыт.

    Предлагаемая  программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами.

Цель   программы наставничества – оказание помощи молодым  и  прибывшим педагогам  в их профессиональном становлении.

Задачи  программы наставничества:

- привить молодым  и  прибывшим педагогам интерес к педагогической деятельности;

- ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

-ориентировать начинающего педагога  на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;

- содействовать в профессиональном росте с учетом индивидуальных наклонностей молодого педагога и закреплении его в образовательной организации.

Документы, необходимые для работы наставника:

1.Положение о наставничестве

2.План работы с молодыми и  прибывшими педагогами

3.Методические рекомендации наставнику

4.Аналитическая документация  контроля адаптации молодого и прибывшего педагога.

    Отчеты наставника о проделанной работе  представляются на заседаниях ассоциации.

Предполагаемый результат: высокий уровень включенности молодых и прибывших педагогов в педагогическую работу, повышение уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов. Наставляемые педагоги получат необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации и профессии.

Индикаторы оценки практики наставничества:

  1. Повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
  2. Рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
  3. Качественный рост успеваемости;
  4. Рост числа собственных профессиональных работ, участия в конкурсах профессионального мастерства различного уровня (статей, исследований, методических практик и т.д.).

Риски Программы наставничества:

  1. Недостаточная компетентность наставника в решении проблем молодого специалиста.
  2. Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника.

 Портрет участников 

Наставник: предметник — опытный педагог того же предметного направления, что и молодой учитель, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку преподавания отдельных дисциплин.

 Наставляемый: Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации; прибывшие педагоги из других школ и регионов.

Этапы работы с молодым педагогом

1 этап – адаптационный

2 этап - основной проектировочный

3 этап - контрольно-оценочный

1-й этап – адаптационный. Педагог-наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Задача педагога-наставника – обеспечить поддержку молодым и прибывшим педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
  • разработки программы собственного ИППР; выбора приоритетной методической темы для самообразования; подготовки к первичному повышению квалификации;
  • освоения инновационных направлений в педагогике;
  • подготовки к предстоящей аттестации

       2-й этап – основной (проектировочный). Педагог-наставник вместе с молодым педагогом разрабатывает и реализует индивидуальный план профессионального развития молодого педагога. Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы и методы работы ассоциации: творческие лаборатории, деловые игры, круглые столы совместно с педагогами ассоциации, разработка и презентация моделей уроков и т.д.

3-й этап – контрольно-оценочный. Педагог-наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Принципы наставничества:

· добровольность;

· гуманность;

· соблюдение прав молодого специалиста;

· соблюдение прав наставника;

· конфиденциальность;

· ответственность;

· искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

· взаимопонимание;

· способность видеть личность.

Данная программа дает возможность:

  • повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;
  • создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого педагога.

Молодой педагог: Алиферова Елена Сергеевна, учитель начальных классов

Наставник: Засыпкина Марина Александровна

 Прогнозируемый результат:

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • становление молодого учителя как учителя - профессионала.
  • повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
  • овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

для наставника:

 эффективный способ самореализации;

 повышение квалификации;

 достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  •  успешная адаптация молодых специалистов;
  •  повышение уровня заинтересованности молодых специалистов в работе образовательного учреждения.

Формы работы:

 - индивидуальные, коллективные консультации;

- посещение, анализ и самоанализ уроков;

 мастер-классы, семинары, открытые уроки;

 - теоретические выступления, защита проектов;

- наставничество;

Основные виды деятельности:

- Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством через изучение опыта лучших педагогов школы.

- Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков.

 - Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров, конференций, к работе учебно-методических объединений.

 - Посещение уроков молодых специалистов.

- Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика.

- Создание молодыми специалистами банка электронных, цифровых и видеоматериалов для организации учебной деятельности.

сроки

Содержание деятельности

Ответственный

Август

Собеседование с молодым специалистом  

Анкета для молодого педагога

 Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации (в рамках заседания ассоциации)

Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.

Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации,

 Алиферова Елена Сергеевна

Сентябрь

Практикум по разработке рабочих программ по предметам, составлению календарно-тематического планирования

 Алиферова Елена Сергеевна

Разработка методических рекомендаций «В помощь молодому учителю»

Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации

Алиферова Елена Сергеевна

Составление личного перспективного плана работы

   Алиферова Елена Сергеевна

Октябрь

Практикум по темам "Разработка поурочных планов

Выбор методической темы

 Засыпкина Марина Александровна -  руководитель ассоциации

 Алиферова Елена Сергеевна

Тренинг «Педагогические ситуации. Трудная ситуация на уроке и выход из нее».

Совместное обсуждение возникших проблем на уроке.

 Алиферова Елена Сергеевна

Ноябрь

Обучение  приёмам самоконтроля учебной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков

Засыпкина Марина Александровна -  руководитель ассоциации

Алиферова Елена Сергеевна (в рамках заседания ассоциации)

Декабрь

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока"  

Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации

Алиферова Елена Сергеевна

Январь

«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности школьников».

Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов    

 Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации

Алиферова Елена Сергеевна (в рамках заседания ассоциации)

Февраль

Методика организации коллективных способов обучения как одно из направлений гуманизации образования.

Работа с неуспевающими учащимися.

Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации

Алиферова Елена Сергеевна

Март

Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков

Алиферова Елена Сергеевна (в рамках заседания ассоциации)

Отчеты  наставников  о  работе  с  моло дыми  педагогами.

 Засыпкина Марина Александровна - руководитель ассоциации

Алиферова Елена Сергеевна

Анализ работы

Презентация «Мои педагогические достижения» (молодые педагоги)

 Засыпкина Марина Александровна  - руководитель ассоциации

 Алиферова Елена Сергеевна

Приложение 1

Анкета для молодого педагога

Уважаемый педагог! С целью изучения проблем, возникающих на начальном этапе профессиональной деятельности начинающего педагога, просим Вас ответить на предложенные вопросы анкеты. Выберите тот вариант ответа, который соответствует именно Вам. Ф.И.О.______________________________________________________________

  1. Какие чувства Вы испытываете в период адаптации?
  • Тревожность, неуверенность в своих силах
  • Пессимизм, чувство собственной неполноценности
  • Повышенная утомляемость, снижение работоспособности
  • Неуверенность в уровне своей профессиональной подготовки
  1. Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии после начала Вашей профессиональной деятельности?
  • Да, изменилось в лучшую сторону
  • Да, изменилось в худшую сторону
  •  Нет, осталось прежним
  1. Испытываете ли Вы трудности в профессиональной деятельности?
  • Да, я испытываю трудности в своей профессиональной деятельности
  • Нет, трудностей практически не возникает

4. Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности ______________________________________________________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы  предпочтение:

  • cамообразованию
  • семинарам-практикумам курсам повышения квалификации
  •  мастер-классам
  •  творческим лабораториям
  • индивидуальной помощи со стороны наставника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества ""Учитель - Учитель" 2020-2021 гг.

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день это не только национальный проект. Образование  и сама жизнь ставят перед нами  такую задачу, как внедрен...

Рабочая программа наставничество " Учитель- учитель"

В программе указаны: цели, задачи и приоритетные направления в работе по наставничеству...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставнич...

Программа "Наставничества Учитель_ ученик"

Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требования...

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель)

Персонализированная программа наставничества (учитель-учитель) на 2022-2023 учебный год...

Программа Наставничества (учитель-учитель, классное руководство и вступление в Российское Движение Детей и Молодёжи)

Программа Наставничества была написана мною для реализации плодотворного сотрудничества с молодым педагогом нашей школы, а также с целью создания благоприятных условий для адаптации молодого классного...

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ» на 2022-2024 учебные годы МБОУ «СШ 42»

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»на 2022-2024 учебные годыМБОУ «СШ 42»...