Программа информатизации.
статья по теме

Программа информатизации образовательного пространства школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_informatizacii_mou_sosh_no_7_2009-2014.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Программа информатизации  школы.

Введение. Важнейшей тенденцией в развитии современной цивилизации является переход к информационному обществу, поэтому внедрение информационных технологий в образовательный процесс становится одним из приоритетных направлений развития школы. Современному выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационно-коммуникационные технологии будут во многом определять его жизненный успех. По настоящему научиться использовать эти технологии, можно только активно применяя их во всем учебном процессе, а не только на уроках информатики. Для этого в школе должна быть создана целостная система активного использования информационно-коммуникационных технологий всеми участниками образовательного процесса (Ученик – Учитель – Администрация – Родители).

  Анализ реализации программы информатизации образовательного процесса за 2004-2009гг.

   Анализ работы  школы по реализации программы информатизации      образовательного процесса, принятой в 2006 году, показал, что данная программа выполняется. Была обеспечена работа в школе по информатизации, что позволило учителям школы овладеть навыками работы на компьютере  на уровне пользователя . Были организованы курсы  для учителей  школы по программе «Базовый курс по информационно-коммуникационным технологиям». В результате большая часть педагогов стали систематически использовать информационные технологии  в своей практической деятельности.

Технической основой информатизации образования является наличие в учреждении компьютеров – универсальных устройств для передачи, хранения и обработки информации, принтеров, сканеров, модемов, а также магнитофонов (аудио, видео, DVD), телевизоров, видеокамер и т. д. как единого программно - технического  комплекса.

 Обучающиеся нашей  школы изучают информатику в 4-х оборудованных современной компьютерной техникой  кабинетах, имеют возможность использовать цифровые образовательные ресурсы, смотреть видеоматериалы и прослушивать аудиозаписи на уроках истории, химии, литературы, биологии, иностранного языка и т.д.,  

 В школе 64 компьютероа подключены к сети  Интернет, оборудована серверная , где через Интернет учителя нашей школы имеют возможность  познакомиться  с новыми педагогическими технологиями, с методической работой других школ.  Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

Созданы и пополняются:  

- база данных по педагогическим кадрам;

- данные по отслеживанию результатов обучения;

- мониторинг здоровья обучающихся;

- социальный паспорт школы;

- предметные презентации(биология, география, история, физика, химия, математика, информатика, иностранный язык, астрономия, литература, русский язык(начальные классы), мир вокруг нас, математика(начальные классы), ОБЖ;

- электронные дидактические материалы по предметам;

В настоящее время школа имеет технические средства:

Наименование

Кол-во

Сервер

1

Персональный компьютер

78

Ноутбук

2

Интерактивная доска

2

Мультимедийный проектор для учебных кабинетов

6

Цветной струйный принтер

1

Цифровая видеокамера

1

Лазерный принтер (формат А4)

8

Сканер

4

Копировальный аппарат малой мощности

4

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)

6

Цифровая видеокамера

1

Исходя из выше изложенного и следуя общим рекомендациям по информатизации школы, возникла необходимость продолжения работы по информатизации образовательного процесса. Поэтому разработана программа информатизации на 2009 – 2014 годы. 

Целью программы информатизации МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Минеральные воды»  является качественно новый уровень подготовки учеников среднего общеобразовательного учреждения, соответствующий требованиям современного общества, который позволит сформировать полноценную личность, в полной мере владеющей навыками обработки информации – ключевого умения в развивающемся постиндустриальном мире.

Задачи:

1. Повышение компьютерной грамотности учителей-предметников для организации учебно-воспитательного процесса на основе информационных технологий, путем создания необходимых условий для самообразования педагогов школы.

2. Использование компьютерных коммуникаций в организации учебного     процесса по направлениям:

мониторинг

планирование

анализ достижений

отчетность

статистика

программно-методическое обеспечение образовательного процесса

обобщение и распространение передового опыта

подготовка расписания учебных , факультативных занятии , итоговой аттестации.

 3.  Реализация программы обучения информатике учащихся начальной школы с компьютерной  поддержкой.

 4. Осуществление школьной программы   «Одаренные дети»:
создание базы данных;

проведение индивидуальных занятий;

проведение занятий по подготовке к предметным олимпиадам (школьным , территориальным , зональным , краевым)

5. Повышение педагогического мастерства педагогов школы на основе использования новых информационных технологий:

  1. ознакомление педагогического коллектива с предметными программами
  2. использование ИКТ на заседаниях МО для изучения передового педагогического опыта .
  3. создание сайта, презентаций передового педагогического опыта учителей школы.

6. Использование ИКТ для совершенствования образовательного процесса по профессиональной подготовке «Оператор ЭВМ».

7. Использование ИКТ для создания оптимальной компьютерной учебно-методической среды при организации профильного обучения в профильном информационно-технологическом классе.

 8.  Использование ИКТ для внеклассной работы по предмету:
подготовка конкурсных работ        

подготовка материалов к предметной декаде по различным предметам;

использование ИКТ на занятиях предметных кружков, факультативов.

9. Использование ИКТ в организации воспитательной  работы:
в работе МО классных руководителей;

создание банка информации по проведению классных часов, вечеров;

создание и использование материалов по работе детско-юношеских объединений в школе;

подготовка и использование материалов и документов по организации летнего отдыха.

 10. Использование ИКТ в работе психологической службы школы:
тестирование учащихся по различны методикам

проведение профориентационной работы;

организация консалтинговой помощи учащимся

подготовка и использование материалов в работе с детьми «группы риска»

11. Использование ИКТ для реализации программы «Семья», работы с родителями:
подготовка и использование материалов для проведения родительских собраний;
организация консалтинговой психологической службы для родителей.

12. Использование ИКТ для подготовки материалов для интегрированных уроков и проведения их в I, II, III ступени:

английский язык+информатика;

физика+математика;
черчение+информатика;

литература+история и т.д.

13. Анализ и структурирование полученных результатов: разработка моделей работы педагогического коллектива школы на основе новых ИКТ, целевых общешкольных программ с использованием ИКТ с дальнейшим ознакомлением педагогического коллектива нашей и других школ с полученными результатами, размещение полученной информации на сайте школы, публикации в газетах о достижениях и успехах, а также трудностях, возникших в результате работы.

    Достижение поставленной цели требует значительного изменения схемы работы всей школы – необходимо не только оснастить компьютерной техникой классы и администрацию, провести обучение с ответственными работниками, но и максимально эффективно разработать и реализовать схемы взаимодействия между всеми участниками процесса обучения. Программа информатизации состоит из трёх этапов.

На первом этапе происходит увеличение доли использования информационных технологий в обучении за счет имеющихся ресурсов – компьютерных классов, в которых можно проводить уроки не только по информатике, но и по множеству других дисциплин с использованием современных мультимедийных энциклопедий и тестов.

   По мере освоения и привыкания учеников и преподавателей к ведущей роли информационных технологий в процессе обучения наступает

Второй этап - производится внедрение общешкольной системы управления образовательным процессом – происходит объединение документооборота, мультимедийной и учебно-методической информационных составляющих в единую информационную среду – своеобразную базу знаний образовательного учреждения, в которой каждый учитель, ученик или руководитель имеет собственные полномочия и степень воздействия на систему в целом. Этот этап предполагает модернизацию как аппаратной (создание общешкольной локальной сети, дооснащение компьютерами школьных кабинетов), так и программной архитектуры – необходима единая система управления образовательным процессом.

  Переход к Третьему этапу является развитием подхода, заложенного на первых двух – за счет усиления роли информационных технологий и увеличения компьютерной грамотности всех участников образовательного процесса, а также при наличии информационной среды, появляются возможности по управлению информационными потоками – преподаватели получают возможность участвовать не только в школьной, но во внешкольной подготовке учащихся на качественно новом уровне – интерактивном. Это во многом определяется тем, что цифровая среда взаимодействия становится естественной как для учеников, так и для педагогов и администрации школы, это как эффект резонанса – если «частота» обучающих и обучаемых совпадает, то эффективность обучения и усвоения знаний повышается.

Поэтапная реализация программы

1 Этап – организация изучения информатики на качественно новом уровне – на этом этапе необходимо в полной мере использовать имеющийся потенциал школы для обучения информатике. Он предполагает:

  1. развитие познавательного интереса учащихся в области информационных технологий – создание факультативов и кружков по информатике, компьютерной графике и анимации, дизайну;
  2. усиление межпредметных связей в образовательном процессе за счет интеграции с информационными технологиями – графических редакторов для подготовки чертежей на уроках технологии, черчения, электронных энциклопедий на уроках истории, географии, биологии, мир вокруг нас, обществознание, литературы;
  3. обеспечение повышения компетентности преподавательского состава образовательного учреждения в области информационных технологий, различные формы переподготовки и повышения квалификации, в том числе с использованием дистанционных образовательных курсов;
  4. формирование библиотеки электронных учебных курсов по всем разделам обучения – на этом этапе необходима апробация различных учебных курсов для отбора наиболее эффективных и интересных;
  5. формирование библиотеки собственных методических наработок в электронном виде;
  6. формирование библиотеки работ учащихся, выполненных с использованием информационных технологий и в электронном виде – для этого используется дополнительное оборудование – цифровая камера и сканер;
  7. привлечение учащихся к накоплению информации о школе, ее выпускниках и преподавателях, истории развития школы (выпуск школьной стенгазеты в бумажном и электронном виде;
  8. апробирование создания электронных журналов на примере 5 классов ( размещение их на школьном сайте)

Длительность данного этапа – 1 год.

2 этап – внедрение системы управления учебным процессом – предполагает полную информатизацию школы. К этому времени уже должна быть сформирована необходимая инфраструктура – как аппаратно-техническая, так и психологическая, связанная с переходом на работу с использованием современных информационных систем. Уже сформирована минимальная база знаний школы, используя которую можно формировать первоначальное электронное образовательное пространство, центром которого должен стать Интернет-сайт, а интерактивное «окно» в школу, где учащиеся смогут не только смотреть текущие домашние задания, но и общаться друг с другом, используя популярные в настоящее время в  Интернет-сообществе  форумы.

Задачи, которые необходимо решить на данном этапе:

  1. Оснащение школьных классов компьютерной техникой
  2. Создание общешкольной локальной сети
  3. Создание и внедрение программного обеспечения, интегрирующего основные информационные потоки образовательного учреждения – административные, общеинформационные, контролирующие.

 Здесь потребуется привлечение специалистов в разработке и внедрении информационных систем, поскольку сложность данного этапа сродни автоматизации крупного предприятия и непрофессиональный подход к его выполнению способен во многом нивелировать положительный эффект от первого этапа – если система управления школой будет неудобной, то это приведет к разочарованию.

   Усовершенствование школьного Интернет-сайта с использованием новейших технологий. Это необходимо в первую очередь для формирования среды общения между учащимися на школьном сайте – если этого не сделать, то страница школы так и останется «картинкой», никому не интересной (интересно попасть на статичный сайт только в первый раз – познакомиться с историей школы, ее учениками, но если на нем нет постоянно меняющейся информации – общения самих учеников на форумах.

Продолжительность данного этапа – 3 года.

3 этап – активизация, интенсификация и дифференциация процесса обучения –используя опыт, накопленный на первых двух этапах, преподаватели, совместно с учениками, формируют качественно новые программы обучения – направленные не только на групповое обучение, но и  на индивидуальное. Преподаватели получают возможность удаленного обучения и контроля за выполнением своих заданий. Формируется образовательная  инфраструктура, охватывающая все время обучения и определенную часть свободного общения учащихся. Преподаватели и администрация школы получают возможности мониторинга эффективности обучения.

Основными задачами на данном этапе являются:

  1. Перенос большей части учебно-методической работы и подготовку учебных материалов в цифровую форму;
  2. Предоставление возможности родителям учеников участвовать в школьной жизни с помощью дистанционных технологий;
  3. Дальнейшее развитие Интернет-сайта школы как информационного портала – предоставление родителям доступа к информации об успеваемости, посещаемости и т.п. своих детей; предоставление возможности ученикам выполнять и получать задания с помощью сайта;
  4. Выработка схем анализа и использование различных индикаторов эффективности обучения, основанных на дистанционных технологиях.

Прогнозируемые результаты программы

эффективность реализации программы информатизации школы оценивается по следующим критериям:

  1. создание единого информационного пространства в школе

показатели:

- повышение эффективности образовательного процесса;

- автоматизация организационно – распорядительной деятельности школы;

  1. повышения уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.

Показатели:

- создание условий для творческого роста всех участников образовательного процесса с помощью использования информационных технологий;

- повышение качества образования;

- повышение квалификационных категорий учителей;

- распространение и обобщение опыта учителей через участие в научно-методических и научно-практических семинарах, конференциях, публикациях, в том числе в Интернет – форумах;

- создание оптимальных условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство образовательного учреждения;

- эффективность использования сайта;

  1. повышение информационной культуры обучающихся показатели:

- использование компьютерной технологии в самостоятельной работе;

- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях с использованием Интернет -технологий и Интернет ресурсов.

Продолжительность данного этапа – 1 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа информатизации образовательного учреждения

Реализация программы информатизации образовательного учреждения обеспечит достижение следующей цели: Повышение качества образования  через активное внедрение  информационных технологий. Дл...

Программа информатизации

Программа информатизации в ОУ, отчеты о ходе выполнения за два года, 2012...

программа информатизации школы

Программа информатизации школы на 2010-2015 гг....

Программа информатизации школы

Информатизация  образования является приоритетным направлением развития современной школы, обозначенным в документах Правительства России, РТ. Она необходима для качественного и эффективного обра...

Программа информатизации школы (презентация)

Программа информатизации школы...