Духовно – нравственное воспитание в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов.
статья по теме

Оксана Ивановна Лебеденко

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. 

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Разрабатывая модель интеграции воспитательных воздействий в целостный образовательный процесс и  создания условий для адаптации, социализации и развития личности учащихся была разработана  и включена в учебный план гимназии «Интегративная программа духовно – нравственного воспитания учащихся». 

Программа делится на курсы:»Этика»-5-7 классы, «Основы религиозных культур и светская этика» 5-6 классы, » Человековедение» -8-9 классы, «Философское осмысление жизни» в 10-11 классах, Деловой современный этикет 10 – 11 классы, Мировая художественная культура 10 – 11 классы (профильные) .

Программа воспитания соответствует требованиям времени, и новым государственным образовательным стандартам в области духовно – нравственного развития и воспитания школьников.

Содержание программы группируется вокруг базовых национальных ценностей, каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая, превращается в воспитательную задачу.

Содержание  определяется развитием и усвоением базовых для современного школьника компетенций:

 Ценностно –смысловые компетенции.

Учебно – познавательные.

Коммуникативные.

Социально – трудовые.

Общекультурные.

Компетенции личностного самосовершенствования.

Здоровьесберегающие компетенции.

Информационные.

К методам формирования ключевых компетенций относятся:

–       обращение к опыту учащихся;

–       решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;

–       организационно-деятельностные игры (ОДИ);

–       проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;

–       интеграция обучения.

 В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом».

Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта.  

Но опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

Программа направлена на решение конкретных задач:

- обеспечение школьника средствами самопознания;

 - формирование психосоциальной компетенции, в широком смысле слова, с точки зрения физического, психического и социального благополучия;

- повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности;

- развитие внутренней активности учащегося;

- перенос положительного опыта в свое ближайшее окружение.

Программа курса не стабильна, вариативна, изменчива. Она может корректироваться по тематике, содержанию, формам уроков, их методике. Чаще в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолога – педагогической ситуации,  результатов диагностических методик, от моих возможностей как педагога.

Программа обогащена методическим инструментарием,  продуктивными  педагогическими технологиями способствующими актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

 Обязательным элементом на уроках является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.

Методическое выражение данной задачи подчиняется принципу: чем ярче и композиционно разнообразнее построено диалогическое взаимодействие с учениками и его деятельностное начало, чем существеннее влияние на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.

Диагностические методики – один из способов получения объективной обратной связи с детьми, позволяющий взаимодействовать с ними в процессе воспитания. С точки зрения реализации этических задач, они служат еще и средством формирования ценностных ориентаций, моментом актуализации самосознания, способом становления самооценки, а также способствуют необходимой нравственной корректировке жизнедеятельности детей в гимназии.

Применение диагностических методик позволяет:

1.Соблюдать скрытую педагогическую позицию по отношению к воспитанникам и сохранять тайну педагогической цели.

2.Исключит педагогическое давление на производимый выбор, как на предварительном этапе, так и на оценочном.

3.Создать условия максимально приближенные к изолированности каждого воспитанника от влияния группы.

4.Сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны  индивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учениками.

5.Разнообразие методик и занимательность их форм переключает внимание ребенка с назначения методики на ее форму.

6.Возможность единого математического анализа результатов, для каждой возрастной группы.

7. Предварительное планирование проведения методик на определенный период времени.

Интегративность программы духовно нравственного развития предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, поселка, района, города, области, республики, России.

Проекты  учащихся «Родословная», «Добрые дела»,  « Социальная реклама», « Эталон поведения современного подростка», « Природа – мой дом», «Жизненные ценности, или искусство жить достойно» - являются эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации школьников и показателем сформированности ценностно –смысловых , коммуникативных, социально – трудовых, общекультурных, информационных компетенций.

Практическое воплощение проекты  учащихся  находят через детско – юношеское и молодёжное  движение, детскую правозащитную организацию «Новое Поколение» и детское общественное объединение «Радуга».

 Это проекты «Зимний сад», «Дизайнер», «Модельное агенство», «Помоги тому кто рядом», « Проект эстетического усовершенствования гимназии», « Здоровыми во взрослую жизнь»  и другие.

Мы можем решать задачи создания целостной системы формирования культуры здоровья ребенка на различных этапах обучения:

-сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;

- профилактики аддиктивного поведения, выявление детей относящихся к группе риска, суицидальной направленности;

Интегрируя в своем воспитательном воздействии с усилиями других субъектов воспитательного пространства гимназии ( педагоги, классные руководители, соц. педагог, психолог, преподаватели доп. образования, семья учащегося), программа систематизирует их, и от класса к классу ( с 5 по 11) формирует ключевые компетенции учашихся и развивает нравственно – духовный потенциал ребенка.

Одним из показателей эффективности воздействия реализуемой программы  является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.

Эти факторы проявляются:

 - в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях;

-  в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых;

 - в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков;

- в появлении внутреннего контроля – совести;

 -  осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.

 Как результат воспитательного воздействия программы, можно отметить:

-динамика уровня воспитанности учащихся гимназии не снижается;

-уровень сформированности морально – нравственных качеств соответствует возрастным нормам

-высокие показатели сохраняются по параметрам: культура поведения и нравственность. 

 Развитие  происходит за счет системного воздействия» Интегративной программы духовно – нравственного воспитания «и  систему традиций гимназии.

Заместитель директора                                                     Лебеденко О.И.

 по воспитательной работе МОУ ТРМГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ

В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...

Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...

Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)

Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...

Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС"

Цельработы: Изучение  Стандартов новых требований в образовании и воспитании обучающихся в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования, их апробация в средней школе.Содержан...

Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»

Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...

Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...