Рабочая программа (АООП) экономический практикум для 12 класса
методическая разработка

Арахова Хаишат Каншобиевна

 Настоящая рабочая программа разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 12 классе и предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в ГКОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР с помощью дистанционных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aoop_ek._praktikum_12_klass.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2000г. и  на основе авторской программы Т.Н.Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000  и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения  учащимися  экономические и математические понятия. Программа направлена на более осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями и их социализацию.

Настоящая рабочая программа разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 12 классе и предназначена для детей-инвалидов, обучающихся в  ГКОУ «ШИ №1» Минпросвещения КБР с помощью дистанционных образовательных технологий.

При дистанционной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы: научности, доступности, активности, систематичности и последовательности, наглядности.

Программа составлена:

- в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года  № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- на основе:

  • Программно-методического обеспечения для 10-11 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида (пособие для учителя), под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой, 2006г.
  • Новой модели обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (новые учебные программы), под редакцией А.М. Щербаковой,  2001г.

Экономический практикум для учащихся старших классов школы для детей с нарушением интеллекта является новым предметом в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная задача его – формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Цели:

  • формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической действительности;
  • обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по-хозяйски»;
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

 Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе школьного образования. Их важность обусловлена, с одной стороны, общими тенденциями развития экономики России, а с другой — коррекционными задачами специальной школы, основная из которых – подготовка детей с интеллектуальным недоразвитием к практической жизни.

 С возрастом школьники накапливают житейский опыт, но спонтанно приобретаемого опыта недостаточно. После окончания школы подросткам и взрослым, имеющим интеллектуальное недоразвитие, предстоит вступить в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Ориентация на прикладное, практическое значение этого учебного предмета определяет содержание и название данной программы.

 В программе большое внимание уделено принципу доступности учебной информации для старшеклассников со сниженным интеллектом.

 Практикум следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающим миром. В этой связи нет возможности обозначения стандартов усвоения знаний, принятых в общеобразовательных предметах.

Нормативное обеспечение программы

Рабочая программа по экономическому практикуму  для 11 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 13.07.2015).
  • Приказ минобразования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п  об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии), программой под редакцией В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.» (М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
  • Письмо Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 10 декабря 2012 г. № 07-832 «О методические рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Согласно  учебному плану ГКОУ «ШИ №1» на изучение данного предмета в 12 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год, что соответствует тематическому планированию.

По данному курсу нет пособий и учебников для специальной (коррекционной) школы 8 вида. В связи с этим учащимся целесообразно иметь специальную тетрадь, где они будут выполнять разнообразные задания учебного и творческого характера.

Учебно-тематическое планирование

 №

Тема урока

Кол - во часов

 Экономика как хозяйство

7

Понятие об экономике.

2

Натуральное хозяйство.

2

Товарное хозяйство. Разделение труда.

2

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика как хозяйство»

1

Человек и экономическая система

9

Экономическая система современной России.

2

Предпринимательство.

2

Деятельность по обмену товаров – рынок. Виды рынков.

2

Собственность. Приватизация.

2

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономическая система»

1

Человек как работник

16

Производство. Виды фирм.

2

Повременная и сдельная, номинальная и реальная

заработная плата.

2

Бедность и богатство

2

Инфляция.

3

Условия труда. Охрана труда.

3

Безработица. Биржа труда.

3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек как работник»

1

Человек как потребитель

25

Торговля.

3

Реклама.

3

Деньги.

3

Цены.

3

Семейная экономика.

3

Потребности. Потребитель. Потребление

3

Финансовые услуги. Банк.

3

Страховые услуги. Страхование.

3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек как потребитель»

1

«Человек как член общества»

7

Налоги.

3

Социальная защита населения.

3

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек как член общества»

1

Итоговые занятия по курсу «Экономический практикум»

4

Всего

68

Содержание программы.

Раздел 1

Экономика как хозяйство

Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные блага, услуги, ресурсы, возможности, выбор, цена выбора, средства производства, экономические объекты, макроэкономика (как экономическая наука, изучающая «большую экономику» — на уровне страны, мира), микроэкономика, натуральное хозяйство, натуральный обмен (бартер), товар, разделение труда, товарное хозяйство, выгода, производительность труда.

Раздел 2

Человек и экономическая система

Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики; достоинства и недостатки рыночной экономики; частная собственность, свобода выбора, спрос, предложение, колебания рыночных цен, монополист, конкуренция, бизнес, предприниматель, виды рынков: конкурентные, монопольные: оптовые розничные; продовольственные, промышленные и др.; теневой рынок; собственность общественная (государственная, приватизация, частная собственность, приватизационный чек (ваучер), приватизация жилья, рынок жилья, агентства недвижимости.

Раздел 3

Человек как работник

Основные понятия. Виды экономической деятельности людей: производство, потребление, обмен,; первичные, вторичные, третичные отрасли производства; прибыль, собственник, индивидуальная частная фирма, товарищество с ограниченной ответственностью, закрытое и открытое акционерное общество, кооператив, государственное предприятие, конкуренция, банкротство, ценные бумаги, акция обыкновенная (простая) и привилегированная, облигация, вексель, сберегательный сертификат; номинальная стоимость акции, курс акции, фондовая биржа, дивиденд, инвестор.

Трудовой контракт, наемные работники, наниматели; зарплата сдельная, повременная; тариф, тарифная ставка, оклад; зарплата номинальная и реальная. Минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности, богатство страны; личное богатство; движимое и недвижимое имущество, аренда, рента. Инфляция, гиперинфляция. Профсоюзы, штрейбрехер; вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, льготные списки №1 и 2; производственный травматизм. Безработный, неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице.

Раздел 4.

Человек как потребитель.

Бартер, деньги, государственная и частная торговля, оптовая и розничная торговля., потребительский кредит прокат, фирменный магазин, фирменный магазин, универсальный магазин, супермаркет, сопутствующие товары, товары-заменители, товарный знак, этикетка, экспорт, торговая биржа, квота на импорт, пошлина, свободная зона торговли, международная торговля, реклама.

Товарные деньги, наличность, купюра, банкнота, банковский билет, чековый счет, пластиковые деньги, монетный двор, валюта, мировые деньги, фальшивые деньги, элементы защиты банкнот, нумизмат.

Цена, спрос, предложение, величина спроса, величина предложения, закон спроса, закон предложения, рыночное равновесие.

Доходы, расходы семейного бюджета:

Текущие, одноразовые; расходы на крупные покупки; сбережения, минимальный потребительский бюджет, уравновешенный бюджет, дефицит бюджета, планирование и учет семейного бюджета.

Социальные отрасли экономики, потребление, потребитель, потребности: материальные, духовные, социальные; насыщаемые, труднонасыщаемые и ненасыщаемые потребности; нормальное потребительское поведение, потребительское предпочтение, бюджетные ограничения, умеренное потребление.

Товар с недостатками, товар надлежащего качества, гарантийный срок, срок годности, неустойка, экспертиза товара, Закон «О защите прав потребителей», претензия, организации по защите прав потребителей.

Банк, ломбард, вклад до востребования; простой процент и сложный процент по вкладам; банковский кредит, депозитный процент; кредитный процент, кредитный договор; риск вкладчика; риск заемщика.

Обязательное страхование, добровольное страхование, договор страхования, страховой взнос, страховая сумма, страховой случай, страховая компания.

Нотариус, договор дарения, договор мены, договор о купле-продаже, разделе имущества, о наследовании приватизированного жилья; пошлины за нотариальные услуги;, наследники первой и второй очереди; платные медицинские услуги.

Раздел 5.

Человек как член общества.

        Налог, прямые налоги: подоходный налог на граждан, налог на прибыль фирм, налог на имущество, налог на наследство; косвенные налоги, добавленная стоимость (НДС), акциз, подакцизные товары, госпошлина, декларация о доходах, налоговая инспекция.

Социальная политика правительства, социальная поддержка, денежная и натуральная помощь малоимущим гражданам, органы социальной защиты, адресная социальная помощь нуждающимся, декларация о материальном положении семьи, прожиточный минимум.

Основные требования к знаниям и умениям

После прохождения курса учащиеся:

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • Что такое натуральное хозяйство. Почему при нем нет обмена и торговли. Достоинства и недостатки натурального хозяйства.
  • Что такое товарное хозяйство, разделение труда, профессионализм.
  • Типы экономических систем. Их главные черты.
  • Виды зарплат.
  • Виды ценных бумаг.
  • Что такое инфляция.
  • Причины безработицы.

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • Устанавливать равноценность натурального обмена. Отличать бартер от покупки.
  • Принимать рациональные решения в ситуации по разделению домашнего труда.

        Формы и методы  образовательного процесса

Форма обучения: Уроки ведутся с использованием дистанционных образовательных технологий

Режим занятий: 2 часа в неделю по 35 минут.

Срок реализации программы – 1 год.

Виды деятельности.

Предпочтительными являются следующие виды учебной деятельности:

  • устный и письменный опрос,
  • решение задач и упражнений,
  • поиск примеров;
  • сравнительный анализ,
  • конспектирование.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  2. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  2. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
  3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  5. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
  7. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
  8. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса " Математический практикум.11 класс"

Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (4 часа); «Уравнения, неравенства, системы» (5 часов); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная. Первообра...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. Практикум. 7 класс". Основное общее образование.

Рабочая программа факультативного курса «Изобразительное искусство. Практикум.» для учащихся 7-х классов разработана в соответствии с требованиями:Федерального государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 10 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 10 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономическому практикуму 11 класс (для обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Рабочая программа по Экономическому практикуму для 11 класса составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...

Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа   Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...

Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10

Рабочая программа Предмет: экономический практикум Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 10...