Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности
план-конспект занятия по мхк (5 класс) на тему

Ворцепнева Дарья Владимировна

Сценарий может послужить основой для создания праздника в классе, а также для небольшого школьного спектакля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_slavyanskoy.doc44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Ведущий 1

Здравствуйте, дорогие гости. Мы позвали вас на праздник, который посвящен дню славянской письменности.

Ежегодно во всех славянских странах в этот день , 24 мая, прославляют создателей славянской письменности – Кирилла и Мефодия, учителей из города Солуни.

Ведущий 2

В  Болгарии, например, это официальный национальный праздник, в Чехии- единственный государственный церковный праздник. В этот день проходят особые торжественные богослужения в храмах.

Чтец 1

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Чтец 2

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий 1

Почему россияне, чехи, болгары, поляки, сербы, белорусы и многие другие славянские народы так почитают этих святых братьев?

Ведущий 2

Об этом и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Ведущий 1

В Греции, в городе Солуни, жили два брата. Отец у них был военачальником, по национальности он был грек, а мать была славянкой. У греков была своя азбука и книги, а у славян не было.

СЦЕНКА 1

Детство Кирилла и Мефодия.

         Звучит  фонограмма « шум  моря».  Освещается середина сцены. На ней два подростка. Один из них старше.  Старший бросает камешки (имитирует), младший, сидя, «рисует на песке»

Кирилл : (вставая, обращается в старшему):  А почему наш учитель в школе все время разговаривает по-гречески? Я слышал, как в лавке он прекрасно говорит по-славянски.

Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только  на греческом языке. Потому что знания, книги – все от греков.

Кирилл: А почему у славян нет своих книг?

Мефодий:. Потому что писать на славянском языке нельзя.

Кирилл: Как это? А я вот возьму и напишу «ДОМ». (Чертит палочкой на песке).

Мефодий. А « Я ЖИВУ  В  ДОМЕ» уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж», и «Я» тоже нет.

Кирилл: Но можно их придумать. Ведь, если слова можно произносить, значит, их можно и  записывать. Необходимы  только какие-нибудь знаки.

Мефодий:  Какие-нибудь не подойдут. Язык – это целая система.  В нем не может быть ничего случайного.

Кирилл:  Но если все-таки попробовать. Вот так,  например.  (Рисует на песке). Это пусть будет Я. А вот это – Ж.

Ведущий 2

Младший брат – Кирилл был лучшим учеником в школе и, когда вырос, не забыл свою мечту.

Ведущий 1

В юности Кириллу приснился необычайный сон.

Кирилл:Иду я полем,а на встречу мне девицы-одна краше другой.И вдруг роздается голос.

Голос:Выбирай себе невесту по сердцу.

Ведущий 2:Пригляделся Кирилл и выбрал самую красивую.

Голос:Выбрал ты себе Софию,что значит «премудрость».Будет она тебе спутницей.

Ведущий 1:И вправду,премудрость стала спутницей Кирилла.

Ведущий 1

С 862 года начинается главное дело всей жизни братьев. Соседние с Византией славянские страны не имели собственной азбуки. Один из правителей – великий моравский князь отправил  гонца к императору Михаилу.

Сценка2

Гонец: С поклоном  я к тебе, великий государь, от моравского князя Ростислава.

Император: Что просит он?

Гонец: Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский, но мы не имеем такого учителя, который на родном нашем языке открыл бы истинную веру. Просим- пришли нам учителя.

Император: Никто лучше не знает слявянского наречия, чем солунские братья Кирилл и Мефодий: Передай князю – пришлю к вам лучших из лучших.

Гонец: Благодарим тебя, великий государь.

 Ведущий: Михаил велел вызвать к нему Кирилла из Солуни.

Кирилл: Спешил к тебе с поклоном.

Император: Встань с колен, Кирилл. Посылаю я вас с братом в Моравию, просвещать народ христианский.

Кирилл: Слаб я и болен, но рад идти босым, готов за веру даже умереть. Сажи, великий государь, имеют ли они азбуку?

Император: Нет, их письмена путаны и неразборчивы.

Кирилл: Учить без азбуки и без книг – все равно, что писать беседу на воде. С детства мечтал я азбуку создать, видно пришло мое время.

Ведущий: Перед тем, как отправиться в путь, святые братья затворились в монастыре  занялись созданием азбуки и переводом Евангелия на славяский язык.

Ведущий 2

Великое дело совершил кирилл – в знакомом с дества славянском языке он смог уловить основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенное обозначение.

Много потрудились братья для создания славянской азбуки!

Сценка 2

Сценка 3

Ведущий. Создав азбуку и закончив перевод Библии, братья отправились в путь. Их ожидали многие испытания и трундости.

1 разбойник:Смотри,идёт!

2 разбойник:Да,в самом деле…

1 разбойник:На сей раз точно мы у цели.

Богач он видно.

2 разбойник:Иль купец?

1 разбойник:Озолотимся наконец!

(Выходит Кирилл с книгой в руках.)

1 разбойник:Стой!

2 разбойник:Выкладывай золотишко!

Кирилл:Вы говорите про деньги?У меня их нет.

2 разбойник:Да?А что это ты прижимаешь к груди?

Словно это драгоценность?

Кирилл:О да,это бесценный дар!

Господь славяном буквы дал!

И грамоту.

1 разбойник:Ха!Грамота!Зачем она?

2 разбойник:Она нам вовсе не нужна.

1 разбойник:А что это?

Кирилл:Закон букв.Сложенья,

Порядок слова в предложений.

1 разбойник (ухмыляясь):Зачем нужна такая штука:

2 разбойник:Такая хитрая наука:

1 разбойник:Её не требует живот.

2 разбойник:Её ведь не положишь в рот.

1 разбойник:И пашню её не засеешь.

2 разбойник:Сдаётся мне,что это ерунда:

1 разбойник:Похоже драгоценностей у него и вправду нет.

Кирилл:Дороже многих злат и сребр!

Сей драгоценный мной ковчег

Ковчег завета и добра,

Святая книга библия,

И если будешь буквы знать,

Абоги сможешь прочитать. (Уходит)

1 разбойник:Абоги?.. Ишь ты…

2 разбойник:Благая весть…Подиж ты!

1 разбойник:Иль правда есть что в этих книгах? (Решительно.)-Догнать его скорей!

2 разбойник:Постой!

1 разбойник:Святой,и мы пойдём с тобой!

 Ведущий1

Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. Ростислав радушно принял их в Моравии,а потом просветители пошли в другие страны.

Ведущий 2

Славянская азбука дошла и до Руси. Пришли на Русь и книги, возникли школы, где обучали чтению и письму.

                                                 Сценка №4

Азбуку учили долго. Учитель произносил название каждой буквы, а все дети хором громко повторяли за ним.

Учитель: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ.

Ведущий:  Даже пословица сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ведущий

Бумаги тогда ещё не было. Писать учились на берестяной коре – бересте. Острым костяным или металлическим стерженьком – писалом на бересте процарапывали буквы. Для этого надо было приложить усилие.

Ведущий: О том, что письмо дело не простое сложилась на Руси поговорка:

«Мнится: писание – легкое дело; но пишут два перста, а болит все тело».

Ведущий

Немного позже, когда появилась бумага, писали ученики в школах гусиными перьями, которые макали в чернила.

ЧТЕЦ

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинный».

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Ведущий

Когда ученик в старинной школе уже знал буквы, он начинал учиться читать по книгам.

К книгам на Руси относились бережно, с почтением и аккуратностью.

Читать дети учились тоже на славянском языке. На славянском языке были написаны богослужебные книги, жития святых, поучения, летописи.

Ребенок-чтец

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк  с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий

Славянский язык стал основой русского языка. Но и сам славянский язык живёт и сегодня. На славянском языке поются песнопения и совершается служба в православных храмах.

Иногда говорят, что славянский язык устарел и стал непонятен современному человеку. Но это не совсем так, надо только прислушаться к его звучанию!..

Величественно и торжественно звучат слова на славянском языке.

Чтец

Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а -
Всем народам
Планеты - знаком !

Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток -
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !

В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов... -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 22

АЗБУКА

Слайд 23

АЛФАВИТ

Слайд 24

Аз – я. Буки – буквы . Веди – ведать, т.е. знать. Глаголь – говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий праздника, посвященного Дню  славянской письменности и культуры. Подготовила заместитель директора по ВР Костюченко Лариса Владимировна. (Мальчик Ваня разглядывает старос...

Сценарий спектакля . посвященного Дню славянской письменности, для учащихся 4-6 классов.

В занимательной форме представлен рассказ о Кирилле и Мефодии, истории создания кириллицы....

Сценария конкурса, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Сценарий конкурса разработан для учащихся 5-6 классов....

Сценарий праздника,посвященного дню славянской письменности и культуры.

Материал предназначен для подготовки празднования дня славянской письменности и культуры для учащихся 5-7 классов....

СЦЕНАРИЙ праздника, посвящённого ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

знакомство с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки...

Сценарий лингвистического праздника, посвященного Дню Славянской письменности и культуры

Сценарий мероприятия ко Дню Славянской письменности и культуры....