Методическая разработка (музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий по сказке «Волк и семеро козлят»)
методическая разработка по музыке на тему

Аннотация

 

Проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интеграции здоровьесберегающих технологий через музыкотерапию: игротерапию, звукотерапию, ритмотерапию, мелотерапию как музыкальными руководителей, так и воспитателями дошкольного учреждения. Перед нами встала необходимость активизации методической работы по вопросу интеграции здоровьесберегающих технологий, заявленных выше, которая отражала бы эффективные подходы к комплексному решения вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении. Одним из таких подходов может являться технология сказкотерапии и игротерапия (в нашем случае не свободная игра, а игра в процессе музицирования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1konspekt_tehnologii_muzicirovaniya_na_primere_skazki.doc89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

(музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий по сказке  «Волк и семеро козлят»)

Автор:

 Коновалова Людмила Валентиновна,

музыкальный руководитель МОУ ДОУ № 26

Тольятти, 2011


Введение

«Играть, создавать, исследовать»

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ и, в частности в Самарской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй, воспитателем и музыкальным руководителем чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на развитие и состояние здоровья ребенка, процессу музицирования отводится не маловажное значение. От степени развития естественной потребности петь, играть на музыкальных инструментах во многом зависит развитие голосообразующего аппарата, дыхания, координации движений, памяти, музыкальных способностей. Поэтому обогатить процесс музицирования ребенка технологиями музыкотерапии может представляться как фактор здоровьесбережения.

В связи с этим мы считаем, что проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интеграции здоровьесберегающих технологий через музыкотерапию: игротерапию, звукотерапию, ритмотерапию, мелотерапию как музыкальными руководителей, так и воспитателями дошкольного учреждения.

Поэтому перед нами встала необходимость активизации методической работы по вопросу интеграции здоровьесберегающих технологий, заявленных выше, которая отражала бы эффективные подходы к комплексному решения вопросов оздоровления подрастающего поколения в дошкольном учреждении. Одним из таких подходов может являться технология сказкотерапии и игротерапия (в нашем случае не свободная игра, а игра в процессе музицирования).

В документах Организации Объединенных Наций, международного права подчеркивается опасность исчезновения игры из жизни дошкольника. В Декларации прав ребенка игра провозглашена неотъемлемым правом ребенка. Это право должно соблюдаться как родителями, несущими ответственность за воспитание детей, так и педагогами ДОУ.

В своей работе при разработке методического материала по здоровьесбережение средствами музицирования мы следуем общим дидактическим принципам:

  • Принцип доступности и постепенности. Соответствие возрастным особенностям детей, объем знаний должен быть невелик, а содержание понятным.
  • Принцип повторности. Многократное повторение движений помогает успешному физическому развитию, запоминанию.
  • Принцип наглядности. Наглядные пособия являются средством для создания новых и воспроизведения имеющихся образов в сознании детей.
  • Принцип сознательности и активности. Дети воспроизводят те знания, умения и навыки, которые имеют отношение к новому. Только на основе известного, можно освоить новое. Сознательное отношение предполагает, прежде всего, формирование познавательных интересов.
  • Принцип комплексности и интегративности. Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
  •  Принцип адресованности и преемственности. Поддерживание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья детей.
  • Принцип результативности и гарантированности. Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
  • Принцип фасцинации (от англ. Fascination - очарование). Одним из важнейших факторов в физическом совершенствовании детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям, делающим учебно-воспитательный процесс более лёгким и плодотворным и способствующим формированию у детей положительного отношения к окружающей действительности, к предмету, с которым им приходится заниматься, к самому воспитателю, к сверстникам, к себе. Сотворчество – важный регулятор очарования.
  • Принцип творческой направленности. В результате этого принципа ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.

Опираясь на данные принципы нами внедрены определенные технологии, которые используются в методике физического воспитания детей дошкольного возраста. Технология оздоровления сводится в основном к решению задач, гарантирующих здоровье ребенка на основе воспитания свойственных каждому человеку двигательных качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптированных возможностей организма.

Технология воспитания здорового образа жизни, которая направлена на формирование у воспитанников побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что их окружает.

Технология образования здоровьесберегающим технологиям предполагает использование обучения как творческого процесса. С самого начала необходимо строить обучение с учетом исследовательской деятельности самих детей: « посмотрите, лошадка. Какая она? (большая, маленькая, молодая, старая) А как лошадка цокает копытами? (щелкать языком). А как маленькая лошадка Пони цокает? (щелкать языком у зубов). А как молодая лошадка цокает?  (щелкать языком у твердого неба). А старая лошадка как цокает? (щелкать языком у мягкого неба)»

Цель методической работы: создание условий для формирования чувств доброты, дружеского отношения средствами музицирования через сказкотерапию.

В процессе нашей деятельности мы стремились решить следующие задачи:

Оздоровительные задачи: сохранять и укреплять здоровье детей, удовлетворение их биологической потребности в активном движении средствами музыкотерапии.

Образовательные задачи:

  1. Развивать зрительную и слуховую память.
  2. Познакомить с разнообразием здоровьесберегающих технологий музыкотерапии.
  3. Отрабатывать техники артикуляционной, дыхательной и физической  гимнастики.
  4. Развивать через музицирование музыкальный слух, метроритм, координацию движений, голосообразование, вокальную интонацию.
  5. Способствовать формированию артикуляционного аппарата и звукообразования.
  6. Развивать память (зрительную и слуховую) посредством ритмотерапии, словотерапии, рифмотерапии.

Воспитательные задачи:

  1. Развивать физические, интеллектуальные и духовные способности детей в их полном объеме.
  2. Воспитывать нравственно-волевые качества личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность)
  3. Развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность.

При выполнении вышеизложенных задач в своей работе, использую такие методы и приемы

Методы:

- метод подражания

- метод показа

- ассоциативный метод

- фонетический метод

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

- активная форма музицирования (самостоятельное исполнение, игра на инструментах)

- пассивная форма музицирования (слушание музыки) 

Приемы: приемы слуховые и зрительные ориентиры такие как:

- игротерапия: развитие творчества и самостоятельности

- сказкотерапия

- ритмотерапия: ритмические игры, способствующие развитию чувства ритма, метра и координационной свободы

- звукотерапия

Средства и механизмы:

- восприятие музыки

- воспроизведение музыки

- музыкальное сопровождение

- механизмы (акустико-моторный рефлекс)

Концептуальная модель реализации технологии музицирования как фактор здоровьесбережения заключается в алгоритме музыкотерапии:

Выявление музыкальной подготовленности дошкольников: развития музыкальных способностей детей при восприятии музыки, ритмического восприятия и воспроизведения, ритмизации заданного текста; вокальной интонации; музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной)

 Приветствие

- ритмическая импровизация

- интонационная импровизация 

Постановка познавательных, воспитательных целей и задач.

Слушание музыки 

- активное (музыкальные действия под музыку)

- пассивное (релаксация под музыку по психическому состоянию)  

Поиск и отбор новых программ и технологий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Технологии музыкотерапии 

- ритмотерапия

- звукотерапия

- мелотерапия

- игротерапия 

Отбор содержания, форм, методов для «проживания» детьми оздоровительной деятельности.

Сказкотерапия  

Применение всех видов музицирования в одной сказке в течение 7 минут 

Конспект технологии музицирования на примере сказки

«Волк и семеро козлят»

Цель: создание условий для укрепления и сохранения физического, психологического и нравственного здоровья детей средствами музицирования на примере сказкотерапии.

М.Р.(муз. рук.) – Ребята, вы знаете, как приветствуют друг друга люди?

Дети: Говорят – здравствуйте.

М.Р. – Верно! Вот и я с вами поздороваюсь-поприветствую вас, но особенно:

Игра-упражнение «Ритмические обезьянки». Данная игра способствует развитию внимания,  ритмической и зрительной памяти. Упражнение выполняется различными звучащими жестами (хлопки, щелчки, шлепки, притопы и др.)

٦♪ ٦♪ ٤

А вот сейчас с вами поздоровается герой одной сказки (руководитель надевает маску волка и ритмизует приветствие волка: хлопает восьмые длительности в ладоши, четвертные – шлепает по коленкам)

            Здрав    ствуй   -   те     коз       -  ля  -    та

М.Р.-Как вы думаете, кто это вас приветсвует?

        Дети: Волк!

М.Р. – Правильно. Повторите его приветствие.

Дети повторяют.

М.Р. А в какой сказке встречаются волк и козлята?

Дети: Сказка «Волк и семеро козлят»

М.Р. Молодцы дети, вы хорошо знаете сказки. А давайте мы с ним поздороваемся с волком так:

Здрав -  ствуй    волк

Дети повторяют.

М.Р. (интонирует): Се-рый волк зу-ба-ми щелк!

                 

М.Р.-Давайте пропоем песенку про волка вместе. А теперь пусть пропоет эту песенку Петя, Маша, Витя, Наташа... Молодцы! Хорошо!

Дети, а как вы считаете, волк - страшный?

       Дети: Да!

М.Р. А что у него самое страшное?

      Дети: Зубы.

М.Р. Давайте покажем, какие у него зубы

           (Выполняется артикуляционная гимнастика «Волчата», звучит«Этюд» Л.Шитте соч.168, №20)

М.Р. – Для укрепления нашего хорошего настроения очень помогает музыка. Давайте сядем спинкой к спинке стула, ноги поставим на всю ступню на пол, руки положим на колени ладошками кверху, закроем глаза и под музыку представим себе как мы входим в сказку.

(Руководитель исполняет музыкальное произведение для  воздействия на психологическое состояние на детей средствами музыкотерапии , звучит «Мазурка» А.Гречанинова.)

М.Р. - Жила в лесу в избушке мама-коза...

(звучит рус.нар мелодия «Ах вы, сени»)

М.Р. - …Со своими козлятами.

 (звучит «Веселые скачки»Б.Можжевелова)

М.Р. - Каждый день коза уходила в лес есть траву шелковую, пить водицу студеную, а козлятам строго наказывала: «Дверь не открывать, никого не впускать, а то придет серый волк……

(звучит «Волк» Г.Левкодимовой)

М.Р. - …. уж он-то в козлятах знает толк.

(М.Р.  Предлагает провести физминутку для развития мышечной свободы, координации движений, ритмизуя текст слов под музыку «Марша»

С. Прокофьева)

Схватит вас за рожки –      ( дети показывают рожки)  

Покусает ножки –               ( дети выполняют притопы ногами)

Разорвет козлиный мех –   ( дети  прихлопывают по коленям)

Будет жалко мне вас всех –( дети потирают кулачками глаза).

М.Р. – Испугались козлята и стали кричать:

Дети: интонируют звуком О-О-О мелодию « Дин-дон»,

           интонируют звуком А-А-А мелодию « Андрей-воробей»

Данные упражнения из технологии звукотерапии позволят: звук «О» - является хорошим стимулятором для желез внутренней секреции, оздоравливает среднюю часть груди; звук «А» - массирует гортань, вызывает вибрации в области груди.  

М.Р. – А в это время мама-коза ходит по лесу и поет свою песенку. Давайте, ребята, будем эхом ее песенки – будем допевать в песне мамы-козы окончание каждой строчки.

Дети:

В лес идти уже пора-а-а-а (дети допевают на интервале чистая кварта)

Принесу вам молока-а-а-а

Свежего, праного-о-о-о

Вкусного такого-о-о-о

М.Р. – Ребята, а вкусное молоко у мамы-козы?

Дети: Вкусное!

М.Р. – покажите какое вкусное молоко у мамы-козы, щелкая кончиком языка у ольвиол передних зубов

Дети: выполняют упражнение, которое способствует развитию артикуляционного аппарата, необходимого как в речи, так и в пении.

(звучит «Две лошадки» Ф.Лещинской)

М.Р. – Как вернусь, спою вам песню, эта песня интересна.

Не найдете даже в книжке, слушайте детишки!

И помогайте мне притопами на слова «козлятушки – ребятушки» и хлопками на слова «отворитеся-отопритеся»

Дети: выполняют упражнение, сидя на стульях.

М.Р. – Как только мама-коза уходит в лес, так козлята начинают шалить. Да так расшалились, что все перья из подушки посыпались. И стали козлята на них дуть – чье перышко взлетит выше.

Дети: выполняют дыхательную гимнастику для укрепления стенки кровеносных сосудов и закрепления мышц брюшного пресса.

(Руководитель показывает детям в каком месте им нужно сделать

вдох , выдох-  на одну музыкальную фразу, звучит «Вальс» Г.Левкодимовой)

М.Р. – И вдруг раздался стук в дверь

Дети: стучат кулачками, проговаривая с нарастающей динамикой: «Тук-тук-тук»

М.Р. – Это пришел волк. Он говорит что вкусно пахнет козлятами. Давайте и мы понюхаем чем пахнет.

Дети: выполняют упражнение дыхательной гимнастики,  способствующему повышению иммунитета и профилактике ОРЗ

 После вступления на каждую долю такта, делают короткий вдох  левой ноздрей (другую зажать пальцем) на 1,2,3 такты и на 4-й такт – выдох. Во второй фразе так же другой ноздрей.

(звучит «Полька-шарманка» Д.Шостаковича)

М.Р. – А еще волк облизывался, предвкушая трапезу.

Дети: выполняют упражнение артикуляционной гимнастики «Облизушки» (звучит «Экосез» Ф. Шуберта).

М.Р. Дверь пора вам открывать, (дети повторяют эхом звук А-А-А)

         К вам из леса пришла мать (дети повторяют эхом звук А-А-А)

         Принесла вам молока – (дети повторяют эхом звук А-А-А)

         Уже ломятся бока. (дети повторяют эхом звук А-А-А)

Эй! Чего ж вы не идете? У-у-у! (дети повторяют эхом звук У-У-У)

Иль меня не узнаете? У-у-у! (дети повторяют эхом звук У-У-У)

Есть хочу и спать хочу! У-у-у!(дети повторяют эхом звук У-У-У)

        Интонация звуков по технологии звукотерапии способствует вентиляции легких, укрепляет горло и голосовые связки.

М.Р. – Не случилось здесь обмана – слушались козлята маму!

Вот вернулась и коза, спела песню про козлят.

Дети: исполняют еще раз песню мамы-козы

М.Р. Рада я за вас, козлята, слушать маму всегда надо!

(звучит песня «Мама» Ж.Буржуа)

М.Р. Тут и сказке конец,

       А кто в ней участвовал – МОЛОДЕЦ!

Заключение

На основе совершенствования различных видов музицирования происходит преобразование моторной сферы. Им доступно регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения игровых действий.

Таким образом, мы считаем, что применение музицирования, его различных форм и технологий музыкотерапии позволит качественно и ненавязчиво подойти к достижению поставленной цели решить обозначенные задачи.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства восприятия, музыкальных способностей дает положительный эффект в укреплении и закреплении здоровья детей средствами музицирования: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к вокалотерапии, звукотерапии, ритмотерапии, стремления к расширению опыта музицирования как непрофессиональной формы.

Дети показывают высокий уровень мотивации к музицированию (в части здоровьесбережения), отдельных качественных сторон: ритмизации, вокализации, импровизации достаточный уровень музыкального развития у детей, а также музыкотерапии: ритмотерария, вокалотерапия, игротерапия.

Литература

  1. Дворкина, Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста на основе дифференцирования подвижных игр /Н.И.Дворкина,, Современный олимпийский спорт и спорт для всех: VII международный научный конгресс. – Москва, 2003. – Т-1. – С.230-232 .
  2. Мыськова, Н.И. Музицирование как фактор здоровьесбережения / Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений // Н.И.Мыськова. – Тольятти: ФОРУМ, 2008. – 657 с.]
  3. Мыськова, Н.И. Музыкально-дидактические игры для детей младшего школьного возраста / Учебно-методическое пособие // Н.И.Мыськова. Тольятти: ООО ФОРУМ, 2006. – 97 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Здоровьесберегающие технологии, использование подвижных игр на занятиях".

Мотивационная сфера младших школьников достаточно сложна. Социальные мотивы учебной деятельности, в начале обучения преобладают у многих. Они настолько значимы для ребенка, чт...

Методическая разработка «Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроке фортепиано»

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. Уровень совре...

Методическая разработка "Здоровьесбережение и здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"

Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся существует уже достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени ...

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающих технологий «Привычки вредные и хорошие»

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающих технологий«Привычки вредные и хорошие»   Цели:формировать мотивацию к преодолению вредных для здоровья привычек (грызть ногт...

Методическая разработка по теме "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"

Исследования, проведённые в нашей школе, выявили, что ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой (почти 60% учащихся постоянно, ил...

Музыкальная сказка "Волк, Златовласка и семеро козлят"

Музыкальная сказка поставлена с целью, чтобы ни одна ученица не осталась в стороне, все были на сцене. А так как ролей всего 10-12 решили сделать мюзикл и часть класса задействовали в хоре. Благодаря ...

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающих технологий «Привычки вредные и хорошие»

Цели: формировать мотивацию к преодолению вредных для здоровья привычек (грызть ногти, сосать и грызть несъедобные предметы, ковырять в носу, ушах и т. д.) Задачи: • помочь осознат...