Музыкальная "Лесная сказка" Ф. Яруллина
методическая разработка по музыке (7 класс) по теме

Урок проводится для учащихся 5 классов при закреплении темы "Путешествие в музыкальный театр. Балет" по программе "Музыка" Критской.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке в 5 классе

по теме: «Музыкальная «Лесная сказка»

учитель музыки

высшей квалификационной категории

 МБОУ «Гимназия №4»

г. Елабуга, Республики  Татарстан

Дранкова Юлия Юрьевна

Учебная цель урока:

- познакомить учащихся с содержанием  балета  Ф. Яруллина «Шурале»

- раскрыть музыкальными и художественными средствами образы героев балета- Былтыра, Сююмбике, Шурале.

- обобщить и закрепить понятия «музыкальный театр», термины «опера», «балет», «либретто», термины «лад», «темп», «динамика», «мелодия «, «контраст», «регистр»;

Воспитательная цель:

- Формировать  толерантное  сознание, воспитывать интерес и уважение к творчеству  и культуре татарского народа

- научить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.

- формировать  культуру посещения театра оперы и балета, классических спектаклей.

Развивающая цель:

- Развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных образов.

- формировать  культуру посещения театра оперы и балета, классических спектаклей.

Развивающая цель:

Оборудование: фортепиано, ауди-видеоаппаратура, портреты поэта Г. Тукая и композитора Ф. Яруллина, фрагмент фильма-балета «Лесная сказка» киностудии «Ленфильм».

  №

Используемый материал

Ход урока

Экран

1.

Песня  «Музыка, здравствуй!»

( фортепиано, аккомпанирует  учитель)

Приветствие учителя

- Распевка ( исполняют дети и учитель)

Слайд №1

Заставка «Музыка, здравствуй!»

2.

 Музыкальная заставка «Симфонический

Оркестр настраивает свои инструменты»

Звучит  « Вальс» Муз. Р. Валиева

 

Звучит татарская народная плясовая

Слова и музыка Л. Валитовой «Песня о Елабуге»

(фортепиано, аккомпанирует ученик)

Учитель: Ребята, вы любите путешествие?

Дети: Да!

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в музыкальный театр!

А что такое музыкальный театр?

Дети: Это театр, где действие происходит благодаря музыки.

Учитель: А какие музыкальные театры вы знаете?

Дети: Театры оперы и балета

Учитель: Какие музыкальные спектакли идут в данных театрах?

Дети: Оперы и  балеты.

 

Учитель: А что такое опера?

Дети дают определение понятию «Опера»

Учитель: Что такое балет?

Дети дают определение понятию «Балет»

Учитель: Молодцы!

Учитель: Ребята, а назовите композиторов, которые писали оперы и балеты, чьи произведения мы слушали?

Дети: называют композиторов и   запомнившиеся им произведения.

Учитель: Молодцы, ребята! А скажите, пожалуйста, кто исполняет музыку в театре оперы и балета?

Дети: Симфонический оркестр.

Учитель: Вспомним,  какие группы входят в состав симфонического оркестра?

Дети отвечают. 

Учитель: Назовите, какие инструменты входят в состав данных групп

- струнная;- ударная; -духовая; - клавишная;

Учитель: Ребята, а что нужно композитору, чтобы  написать балет или оперу?

Дети: Либретто

Учитель: Что такое «Либретто»

Дети дают определение.

Учитель: Молодцы! Спасибо! Сегодня нас пригласили на музыкальный спектакль великий поэт-певец татарской литературы Габдулла Тукай и композитор Фарид Яруллин. Эти два талантливых человека подарили миру первый татарский балет «Шурале», где воспета  красота музыки, танцев, обычаев татарского народа. В основу либретто легли сказки Г. Тукая «Шурале» и

« Сказка о девушках-птицах»».  

Предлагаю вам познакомиться с либретто

Дети и учитель читают вслух

 

Учитель: А сейчас, предлагаю провести динамическую паузу

( Под  музыку вальса предлагается сделать движения на растяжку тела)

Ученик ( рассказывает и показывает): 

«Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише...

Деревцо растет все выше, выше..»

Ритмические упражнения, плясовые движения (дети хлопают в ладоши под музыку- целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями- ведущий- ученик)

Учитель: Итак, мы познакомились с либретто балета. Ребята, назовите его главных героев.

Дети называют- Былтыр, Сююмбике, Шурале.

Учитель: Ребята, а наши герои похожи друг на друга? Почему?

Дети отвечают и дают характеристики  героям.

Учитель: Спасибо. Предлагаю посмотреть всем на экран. Нас встречает ромашка- где на лепесточках мы видим знакомые нам средства музыкальной выразительности- «ритм», «регистр», «темп», «тембр», «динамика», «лад», «мелодия». При просмотре балета вам необходимо внимательно слушать муз. темы главных героев, а потом мы с вами нарисуем муз. портрет каждого из них.

Итак, внимание, мы с вами в театре оперы и балета им. Кирова( ныне это Мариинский театр)  в городе Санкт-Петербурге

Просмотр фрагментов балета Ф. Яруллина «Шурале»

Учитель: Ребята, мы побывали с вами в музыкальном путешествии, вам понравилось?

Дети отвечают

Учитель: А сейчас я предлагаю вам  обратиться к образу Шурале  и назвать какие   средства музыкальной выразительности использует композитор.

Дети отвечают какие лад, регистр, ритм, динамику, темп, тембр использовал композитор для создания образа Шурале.

Учитель: А образы Былтыра и Сююмбике вы разберете самостоятельно. Это будет вашим домашним заданием.

Подведем итог нашего путешествия:

-Что мы узнали нового?

Дети отвечают.

- Можно ли считать Г. Тукая и  Ф. Яруллина патриотами своей Родины? Почему?

Дети отвечают.

Учитель: А вы, ребята, считаете себя патриотами своей родины, города.

Дети отвечают

Учитель: Спасибо, ребята! Действительно, мы любим свою родину, свой край. И как великие поэты и композиторы мы тоже будем воспевать ее сегодня «Песней о Татарстане и Елабуге» под аккомпанемент своего одноклассника.

Учитель: Оценки за урок... Всем спасибо за урок!

Слайд № 2

«Театральный занавес»- с приглашением в путешествие по музыкальному театру»

 

Слайды №3,4,5 после ответа  о театрах оперы и балета

(Большой театр, Мариинский театр, театр оперы и балета им. М. Джалиля)   

Слайд №6 после ответа « Опера- это...»        Слайд №7 после ответа «Балет-это...»

Слайды №8,9,10,11

после ответа детей на вопрос

   Слайд № 12,13

« Музыканты симфонического оркестра»

После ответа детей демонстрируются слайды групп симфонического оркестра, где представлены инструменты

Слайд № 14,15

Фото Г. Тукая и ФЯруллинна

Слайд № 16 «Либретто балета «Шурале»

Слайды с№17 по №26

Слайд № 27

Слайд № 28

«Волшебный цветик-семицветик»

Фрагмент фильма 15 минут

Слайд № 29

Памятник Г.Тукаю

Со  слайда № 30 по слайд № 40

Виды  Казани и Елабуги

во время исполнения песни

Слайд № 41



Предварительный просмотр:

Творческая визитка

VII региональной  научно-практической конференции «Наше наследие»

Дата проведения:27 апреля 2013 года, 9.00 ч.

Место проведения:  МБОУ «Гимназия №4» ЕМР, актовый зал

Звучит песня «Чудо-Земля»- исполняет ансамбль «Веселые нотки»

Фанфары

Выход ведущих:

Ведущий 1-й:         Указом Президента Российской федерации Владимиром Владимировичем Путиным 2013 год объявлен Годом окружающей среды в Российской федерации.

Ведущий 2-й:          Указом Президента Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннехановым   2013 год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан.

Ведущий 3-й: Если скажут слово, Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной любимый двор.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

4.-6.Тат. текст

Ведущий 1-й: Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые горы первых лет

И первые уроки,

Сто вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя. (В. Жуковский)

( Без объявления) Экологическая сказка «Без чистой воды и не туды,  и не сюды»-

Ведущий 2-й: Из поколения в поколение на родной земле передаются талант, опыт, стремление к познанию и творчеству.

Ведущий 3-й: Сегодня с гордостью мы смотрим в зал

На дружных и талантливых детей,

Покажете сегодня результат,

Достойный образованных людей.

Ведущий   -й: Вы остроумны, любознательны, смелы,

Ваш разум полон замечательных идей.

И вы прославите страну свою,

Как Пушкин в творчестве восславил свой лицей.

Ведущий   -й: Право зажечь факел науки предоставляется:

-Хакимову Эдуарду, учащемуся 11 класса,

- Зиннатуллиной Гузель, учащейся 9 класса, призеру республиканского этапа олимпиады по татарской литературе.

Ведущий  -й: Да здравствует прекрасная традиция,

Которую мы будем продолжать:

Дерзать, творить, изобретать, учиться,

Стихи писать и знанья пополнять!

Ведущий 1-й:Слово для приветствия предоставляется директору гимназии №4 Рафаэлю Рахимовичу Хамитову.

- Гимны РФ,РТ.

Ведущий 1-й: К клятве верности науке приготовиться:

- Клянемся быть честными и справедливыми,

 Друг другу всегда и во всем помогать!

Клянемся!

Ведущий 1-й: 

Клянемся упорными быть и стараться

Заветную цель лишь умом добывать!

Клянемся!

Ведущий 1-й: 

-Клянемся трудиться на благо России,

Осваивать знания, дух закалять!

Клянемся!

Ведущий 1-й: 

-Работать, учиться и мир познавать!

Пусть факел науки нам светит опять и опять!

Клянемся!

Ведущий 1-й:

- Клянемся всегда и во всем непременно

Честь россиянина никогда не терять!

Клянемся!

Ведущий –й:

 Звучит гимн науки «Гаудеамус»

Песня «Лесной марш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Яруллинның “Яралы язмышлар” әсәре буенча дәрес-конференция план-конспекты,11 класс,татар әдәбияты.Тема. "Һәрбер ятим - җәмгыятьнең күз яше".

укуДәрестә укучыларны күренекле язучы, шагыйрь һәм др аматург Ф. Яруллин иҗаты, балалар йортында тәрбияләнүчеләр язмышы һәм тормышы белән таныштыру; укучыларның әсәргә анализ ясау  күнекмәлә...

Ф Яруллин

Урок посвящен изучению жизни и творчества известного татарского поэта,писателя Ф Яруллина.Ф Яруллин -лауреат премии Г. Тукая.Он из поколения кочагинцев.В жизни он был прикован к постели.Жизнь его не с...

Ф.Яруллин "Кояштагы тап"әкияте.

1. Укучыларны Ф.Яруллинның тормышы һәм иҗат юлыбелән кыскача таныштыру; аларда әсәрләрен укуга кызыксыну уяту.«Кояштагы тап» әкиятенең эчтәлеген ачу; әсәрдә күтәрелгән мәсьәләләргә укучыларның ...

Фәнис Яруллинны искә алу кичәсе

21 февраль-Халыкара туган тел көне уңаеннан безнең мәктәптә төрле кичәләр,конкурслар үткәрелде.Татар теле укытучылары Фәнис Яруллинны искә алу кичәсе уздырдылар.Шул кичә турында "Чистай хәбәрләре" газ...

Әдәби-музыкаль кичә "Фәнис Яруллинны искә алу"

Бу кичә Фәнис Яруллинның туган көненә багышлап үткәрелде.Исән булса 9 нчы февральдә аңа 74 яшь тулган булыр иде....

Ф.Яруллин. Презентация

Ф.Яруллин. Презентация. 9 сыйныф, татар төркеме....

ф. Яруллин. тормыш юлы һәм иҗаты. 9 сыйныф.

Ф. Яруллинның тормыш юлы һәм иҗатя. 9сыйныф, татар төркеме өчен....