Сценарий классного часа на отделении народных инструментов "А песня русская - жива!"
классный час по музыке (5 класс) по теме

Данный материал будет полезен для преподавателей школ и музыкальных руководителей детских садов.В разработке использованы стихи русских поэтов, разнообразный тематический музыкальный материал и исторические сведения о русской народной песне.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа на отделении народных инструментов

«А песня русская – жива!»

Ведущий читает стихотворение В.Татаринова:

Когда звезда вдали забрезжит и позовёт к теплу костёр,

Вдруг из – за острова на стрежень выходит песня на простор.

 Полны  то радостью, то грустью её высокие слова…

Как много бед прошло над Русью, а песня русская - жива!

Она вовеки не наскучит, ты ей душой, как другу, рад.

И колокольчик однозвучный звенит протяжно сердцу в лад.

Пусть эхо с берега чужого шумит, как сорная трава,

А сердце ждёт иного слова, а песня русская – жива!

Всё так же мы с простором спорим и, веря в песню, день за днём

Мы по долинам и по взгорьям дорогу новую ведём.

Наш звёздный путь в веках проляжет, и, не скрывая торжества,

Далёкий мой потомок скажет: - А песня русская – жива!

В исполнении хорового ансамбля звучат русские народные песни:

«Во поле берёза стояла» обр. Ельчевой

«На горе – то калина» обр. Екимова.

Ведущий. История русской народной песни, как ни странно, до сих пор не вполне ясна. Сейчас можно только догадываться, какой была по форме и содержанию наша песня до XVII века. Впрочем, о шутливых песнях упоминается уже в Домострое, хотя там они осуждаются и, наряду с прочими забавами, называются бесовскими. Во времена Алексея Михайловича воевода Всеволожский наказывал своему приказчику: «Где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и всяки бесовски сосуды, и тебе б то всё велеть выимать и, изломав, те бесовские игры велеть сжечь».

В исполнении Манаковой Ани (домра 7 класс) звучит р.н. песня «Ах, Настасья» обр. В.Дителя.

В исполнении ансамбля домристов звучит р.н. песня «Перевоз Дуня держала» обр. Дымова.

Ведущий. Такая строгость объясняется очень просто: в то время признавались песнопения только церковные, ибо считалось, что любой творческий замысел – ложен. Но само преследование свидетельствовало о том, что народная песня существовала, с ней считались и её влияния побаивались.

В  исполнении Груничевой Марины звучит р.н. песня «Берёзонька» обр. А, Филиппенко.

В исполнении Михайловой Вали звучит р.н. песня «Вечор ко мне, девице» обр. Копосова.

Ведущий. По старинке пели и в петровскую эпоху. Занятому прорубанием окна в Европу царю была не да песен. Реформы начались позже. Смутные годы правления Елизаветы и Екатерины II– время роста и укрепления самосознания нации. Но для русской песни эта эпоха оказалась не сладкой. С Запада хлынула на Русь незнакомая, порой чуждая ей литература. Конечно, русскую народную песню уже никто не считал бесовской, как в прежние времена, но интерес к ней заметно ослабел, вытесняемый новыми иностранными образами и мотивами. Правда, репертуар русской народной песни после Петра 1 несколько расширился благодаря солдатским песням. Но всё же, несмотря на начинающиеся разрушения, русская народная песня в 18 веке ещё определяла весь семейный и бытовой уклад. У каждого уважающего себя барина был свой крепостной хор, любовно набранный из самых голосистых девок и разудалых парней, тщательно собирались  рукописные сборники.

В исполнении Рожкова Алёши  (4 класс аккордеон) звучит р.н. песня «Заиграй, моя волынка».

В исполнении Демьянова Димы (5 класс аккордеон)  звучит р.н. песня «Трава моя, трава», обр. В.Коростелёва.

Ведущий. Но с конца 18 века в порче старой чисто народной песни никто уже не сомневался. Вовсю стали распеваться романсы, так как песня всегда стремится к отображению жизни и с изменением последней изменяется сама. В деревнях стала появляться новая крестьянская «аристократия»: писари, подьячие – и тотчас же в песнях вместо традиционных милых героев – добра молодца и красной девицы – появились новые: плут – подьячий, щёголь – писарь и т.д. Возвращались в сёла и служивые люди, успевшие побывать за границей и попробовать тамошней «красивой» жизни. Они тоже становились героями песен вместе с молодыми баричами, кабацкими и фабричными молодцами. Постепенно старые образы и символы стирались, новые песенные сюжеты стали напоминать анекдот. Русская народная песня умирала. Причина кроется в том, что в 18 веке русский народ сделал попытку создать своё по образу и подобию чужого. Прежняя  природная глубина и чистота, близость к родной природе, свойственные русским народным песням и русскому характеру вообще, утрачивались. Русская народная песня навсегда сделалась частью нашего прошлого – старинной русской народной песней.

В исполнении Алексеева Павла(4 класс гитара)  звучат вариации  Осинского на тему р.н. песни «Как ходил, гулял Ванюша».

В исполнении Иванова Андрея(6 класс гитара)  звучит р.н. песня «Ах ты, душечка» обр. А.Иванова – Крамского.

В исполнении Косарева Андрея (6 класс баян) звучит р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени» обр. Л.Малиновского.

В исполнении Юрченко Ильи (4 класс баян) звучит р.н. песня «Выйду на улицу» обр. О.Бурьян.

Ведущий читает стихотворение В.Бокова.

Песня русская – это просторы, по которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка Дон у Ростова, это матушка Волга в пути.

Песня русская – это пастуший, росный, радостный, ранний рожок.

Только встань на минуту, послушай, заведёшься, как новый движок.

И пойдёшь, полетишь над полями, где притихла кормилица – рожь,

И подружишься с соловьями, и, как иволга, запоёшь.

Песня русская – ветер и парус, даль невиданная досель.

Это молодость, это не старость, это май, это зелень земель.

Песня русская – не голошенье, не дебош, не надрывная грусть,

Это тихое разрешенье рядом сесть и в глаза заглянуть.

Всё она своим сердцем объемлет, ей и двадцать, и тысяча лет.

Песня русскую, русскую землю так люблю, что и слов больше нет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа"Край ,в котором я живу"

Сценарий  классного часа разроботан для учащихся  пятого класса ,направлен на    воспитание любви к родному Приморскому краю,чувства гордости за уникальную природу  и бер...

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства. целевая аудитория - 3-5 классы....

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...

сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы

музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...

Сценарий классного часа "Россия - все, чем я живу!" посвященного празднованию Дня Конституции

Сценарий  классного часа «Россия – все, чем я живу!»,посвященного дню Конституции...

Сценарий классного часа, посвящённого Дню народного единства

Данный материал является разработкой классного часа для учащихся 5-6 классов...

сценарий классного часа ко Дню народного единства лоя обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

классный час ко Дню народного единства в группах , получающих профессиональную подготовку в техникуме....