Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей
статья по музыке по теме

Микка Евгения Александровна

Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_s_ovz.docx28.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ,

как средство социальной адаптации

и реализации индивидуальных возможностей.

«В душе каждого ребенка таится желание

свободной театральной игры, в которой он

воспроизводит знакомые литературные сюжеты.

Именно это активирует его мышление, тренирует

память и образное восприятие, развивает

воображение и  фантазию, совершенствует речь».

Антипина Е.А.

           Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями, меньше. Дети, поступающие в наш детский сад,  совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию.

        В процессе изучения научной литературы и практических работ по данной теме, используя самые разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей с особыми нуждами, а также опираясь на знания о тенденциях развития детей дошкольного возраста, я пришла к определенным выводам о том, что театрализованная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также развития у них коммуникативных навыков. Необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе стала очевидна. В связи с этим, в ДОУ были введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, а также  составлена программа «Буратино». Она разработана для занятий по театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная группы), в том числе детей с ОВЗ, при использовании новейших технологий на основе федеральных государственных требований с учетом обновления содержания по различным программам. Срок реализации программы  1 год. Учебный год длится 9 месяцев – с сентября по май.  Общее количество часов в год – 35. Количество детей, посещающих кружок, составляет 30 человек, из них 16 детей с ограниченными возможностями здоровья.  Проводится по одному занятию в неделю (в каждой группе) во вторую половину дня в музыкально-спортивном зале или  группе продолжительностью 20-25 минут.

       Отличительные особенности данной программы:

  1. адаптирована  как для здоровых детей, так и для детей с ОВЗ;
  2. систематизирована структура организации занятий;
  3. направлена на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.

 Цель программы:

-  развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

        Реализуя этот проект, я поставила перед собой несколько задач. Все они тесно переплетены между собой, дополняют друг друга и, выполняя одну невозможно не поставить перед собой другие.

      1. Первая  и  самая  главная  задача –  это  социальная  адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. Я стремлюсь научить детей самому необходимому для выживания в обществе, поскольку неизвестно как в дальнейшем сложится судьба каждого из них.

      2. Развитие эмоциональной сферы детей. Играя    на    музыкальных   инструментах,    исполняя танцы,   песни, разные роли, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т.д.), мы значительно обогащаем эмоциональный опыт детей. Все эти задания очень удачно выполняются на занятиях театрализованной деятельностью, и умения, полученные на них, впоследствии, используются  на музыкальных праздниках и спектаклях.

      3. Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Выступая на праздниках, принимая посильное участие в музыкальных постановках и театрализованных играх, перед зрителями, дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх. Коллективная театрализованная деятельность и разработанные педагогами детского сада сценарии, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка, предоставляют детям равные  возможности для участия в инсценировках и праздниках. При таком подходе даже самые робкие дети учатся справляться с волнением и страхом.

  1. Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

На  любом  музыкальном  празднике, в любой театрализованной постановке, независимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития), каждый ребенок исполняет доступную для него роль. И если в самом начале нашей работы педагоги выступали в разных ролях, также как и дети, то в последующем, мы свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как чуткое, мало заметное руководство, незначительная помощь детям, поддержка в затруднительных ситуациях.

  1. Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры на занятиях по изобразительной деятельности (например, аппликация по сказке «Под грибом»: диалог между героями, т.е. между педагогом и ребенком или между двумя детьми, как часть занятия) положительно влияет на речевое развитие детей. Оно способствует обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на обыкновенных занятиях.

        Дети приобретают  опыт  разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т.к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

        Нельзя не отметить еще и такой момент. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.

  1. Взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками.
  1. Включение родителей детей с особыми потребностями в жизнь группы и детского сада.
  1. Эмоциональная поддержка детей родителями, обсуждение роли, помощь в разучивание роли или стихов, рассказ о своих впечатлениях после праздника.
  2. Присутствие родителей на музыкальных спектаклях и праздниках.
  3. Изготовление родителями костюмов для детей.
  4. Украшение группы и музыкального зала к праздникам, изготовление декораций для спектаклей.
  5. Организация совместных праздничных чаепитий.
  1. Развитие компенсаторных возможностей у детей.

         В  своей  работе я использую любые способности и возможности детей. Дети с тяжелым недоразвитием речи,  танцуют в группе, парами  или индивидуально. Дети с умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова в конце строчки в стихотворениях.

        Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.

        Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.

         Содержание программы включает пять основных направлений

1. Основы театральной азбуки. Обеспечение условий для приобретения дошкольниками элементарных знаний и понятий, профессиональной терминологии театрального искусства, знаний о театральных профессиях, костюмах, атрибутах театра. Знакомство с особенностями театрального искусства, его видами, историей театра, рождением спектакля; формирование культуры зрителя.

2. Театральная игра. Развитие актерских умений и навыков воображения, сценического внимания и действия в предлагаемых обстоятельствах, перевоплощения. Развитие игрового поведения, эстетического чувства, находчивости, способности творчески относиться к любому делу, умений общения со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях, формирование навыков действия с воображаемыми предметами.

3. Культура и техника речи. Игры и  упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией; игры со словом, развивающие связную и образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

4. Основы кукольного театра. Знакомство с различными видами театров: напольный (люди-куклы, конусный, тростевой), обучения приемам кукловождения различных кукольных театров (настольный, теневой, бибабо, пальчиковый, марионетки, «живая рука» и др.)

5. Постановка театрализованного представления. Чтение сценария и беседа по содержанию. Работа над интонационной выразительностью. Знакомство с музыкальным оформлением. Разучивание рисунка танцевальных номеров. Драматизация сказочного действия (индивидуальная работа).

Структура организации театрализованного занятия:

 Часть 1. Вводная.

        Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные формы работы – чтение сказок, рассказов, стихов, логоритмические минутки на развитие пластической выразительности («Тень – тень - потетень»), танцевальные импровизации («Подснежник» под муз. П.И.Чайковского), пантомимы («Я собираюсь в детский сад»), упражнения на дыхание («Кто кого перегудит?» закрытым звуком мычим, «Едем на лифте» и др.), артикуляционная гимнастика («Лошадка», «Мышка», «Белочка», «Лягушка», «Мама шинкует капусту») и коммуникативные игры на снятие мышечного напряжения.

В индивидуальную работу входят упражнения на развитие памяти («Фотография», «Эхо», и др.), воображения («В лесу», «Бабочка» идр.), мышления («Волшебная палочка», «Зрители добрые и недовольные» и др.), беседы о характере героев.

Часть 2. Основная.

        В нее входит актерское мастерство, которое развивается с помощью упражнений на выразительность мимики («Лампочка», «Зайчик-попрыгайчик»); театральные этюды, в основе которых обязательно лежит какое-то событие: наблюдения за домашними животными («Киска просит молочка»), оживление предметов («Простой карандаш в коробке с цветными»). Постановка театрализованного представления включает в себя чтение сказки и беседу по ее содержанию; знакомство с музыкальным оформлением; театральные этюды по ролям сказки, знакомство и разучивание рисунка танцев, индивидуальную работу с героями сказки, работу с фонограммой, светом. Творческие упражнения: пальчиковые («Шишел-мышел», «Солнышко встало», «Зайка серенький» и др.), коммуникативно - развиваюшие невербальное общение; игровые соревнования, вызывающие яркие положительные эмоции («Найди себе пару», «Узнай по голосу», «Потанцуй со мной» и др.), коррекционно – развивающие  - на снятие мышечной зажатости детей («Кто как ходит?»,  «Море волнуется», «Запомни движения» и др.). Вокал предполагает исполнение музыкальных номеров к спектаклям.

Часть 3. Завершающая

Включает в себя: пальчиковые игротренинги, исполнение знакомых песенок, пение лечебных звуков, поддерживающее жизненный тонус детского организма («му-у-у» (коровка бодается) – профилактика желудка, «з-з-з» (комарик) – профилактика горла, «у-у-у» (самолет) – способствует вентиляции легких и др.

      Успешность художественно-эстетического развития детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с развитием эстетического отношения к окружающему.

        Моя работа с родителями строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.  Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять художественно-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях.

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

  1. Основы домашнего театра.
  2. Обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности.
  3. Творческая мастерская.
  4. Совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности.
  5. Консультации по вопросам художественно-эстетического воспитания детей.
  6. Родительские собрания.
  7. Домашние задания.

        Контроль  знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.

      Эффективность проводимой работы с детьми в рамках деятельности театрального кружка определяется с помощью диагностического комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.

Анализ диагностики здоровых детей и детей с ОВЗ, посещающих театральный кружок в 2011-2012 г., показал следующие результаты:

Уровень освоения программы

Общий % по группе

Здоровые дети

Дети с ОВЗ

Высокий

64%

40%

24%

Средний

30%

20%

10%

Низкий

6%

3%

3%

           Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми. У нас в таких детей верят, любят и поддерживают.

         Программа имеет рецензию и рекомендована к использованию в работе с детьми в условиях образовательных учреждений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Физическое воспитание как эффективное средство развития и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья".

Физическая культура, спорт – это средство и эффективный метод привития здорового образа жизни, развития физических качеств, организации интересного эмоционального досуга, отвлечение от отрицател...

Организация общения неслышащих детей со слышащими как средство социальной адаптации в общесте.

Формы и методы работы по организации общения  детей с нарушением слуха  со слышащими сверсниками  в условиях щколы-интерната....

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

принципы педагогической поддержки:· принцип компетентности;· принцип взаимосвязи в работе специалистов;· принцип взаимодействия с родителями;· принцип сочетания индивидуального подхода с групповыми фо...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей.

В душе каждого ребёнка   таится желание театральной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активирует его мышление, тренирует  память и образное воспр...

Физическая культура и спорт как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Одним из приоритетных является внеклассная и внеурочная физкультурно-спортивная деятельность. Внеклассные занятия помогают развивать координацию движений и общую выносливость. Эти же занятия учат обще...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Что значит театр для незрячего ребенка?Он остается театром, но за гранью света!...