Урок "Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Бетховена"
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Надежда Владимировна Даровских

межпредметный интегрированный урок (изо, музыка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx23.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве.

 Творчество Людвига ван Бетховена.»

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

Форма: межпредметный интегрированный урок (изо, музыка).

Цель: восприятие и первичное осознание учащимися образов борьбы и победы  в творчестве Людвига ван Бетховена, осмысление связей музыкальных произведений композитор (муз. образов) . с аналогичными образами в  изо.

Задачи:

образовательные:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;

развивающие:        

  1. развивать умение анализировать произведение;
  2. развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания, исполнения, рисования;

воспитательные:

  1. формировать эмоционально-ценностное  отношение к музыке, звучащей на уроке;
  2. прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;
  3. воспитывать музыкальный вкус;
  4. формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.

Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия (ритмопластика)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Структура урока:

  1. Музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята

Как ваше настроение?

Готовы заниматься?

Мы будем все стараться?

Обращаем внимание на гостей!!!

  1. Введение .

Сегодня ребята мы как всегда приветствуем на нашем уроке её величество музыку. Почему этому виду искусства  уделяется столько внимания.? Наверное потому, что музыку мы встречаем повсюду, с утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне. Приходим в школу, нас приглашает на урок заливистый звонок.  Гуляя по парку мы слышим весёлое, весеннее пение птиц. Т.е музыка окружает нас повсюду.

А ещё ребята музыка - это история - история судьбы нашей Земли, история – судеб прекрасных музыкантов-композиторов.

Судьба многих музыкантов - трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе

Тема.

Открываем тетради и учебники стр 122 записываем тему урока «Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Л в Бетховена».

  1. Новый материал.

Рассказываем о творчестве Бетховена под мелодию слёз … (рассказ на усмотрение учителя)

 «Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом... Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Хюттенбреннер (молодой музыкант, единственный оставшийся у постели умирающего. — А. К.) сравнивает его с полководцем, который кричит своим войскам: «Мы их победим!.. Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись... Он пал в бою».

Похороны состоялись 29 марта. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек — примерно десятая часть населения Вены.

В тетради отмечаем годы жизни.

Жанры : концерт. соната,  квартет, оперы, балеты.

Но самым любимым муз жанром была симфония 9 симфоний.

Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.

 Задание. Если бы я был Бетховеном? (дети из предложенных характеристик выбираю то что могло бы соответствовать музыке Бетховена)

Солнечная. Игривая, тревожная, трагичная, таинственная,  хмурая,  грозная, ласковая,

Подтвердить или опровергнуть это нам поможет музыка композитора.

Играем музыку ноты. (начало симфонии №5)

Вот такими, тревожными звукам начинается симфония №5 Бетховена. Давайте простучим ритм этой мелодии…

Скажите с чем ассоциируется этот звук?

Сам  Бетховен  говорил, что так стучится судьба в дверь.

Слушаем отрывок первой части (заполняем цветочек) 

Кто-то из детей помогает у доски.

Дети отвечают устно и отмечаем на доске (лад: грустный. весёлый; темп: быстрый, медленный, умеренный: ритм: плавный, отрывистый; динамика: громкая. тихая, смешанная; мелодия)

Рассматриваем эскизы, рукописи. Читаем текст на странице 124.

Надо отметить что музыкальные образы Бетховена очень часто сравнивают с образами других  видов искусств.

Ника Самофрокийская -  древнегреческая богиня победы

Микеланджело- «Восставший раб»

Как вы думаете, что между этими произведениями общего? Отвечают.

А сейчас мы с вами будем дирижёрами. Кто такой дирижёр?

Будем исполнять вместе с музыкантами произведения Бетховена.  ( ритмопластика )

А сейчас приготовьте цветные карандаши, в своих тетрадях мы изобразим то что мы представим себе когда будет звучать  музыка Бетховена. (дети рисуют) Некоторых спросить что они нарисовали и почему?

Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр 125 выписать в тетрадь определения эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Рефлексия: На столах у вас  лежат нотки если вам на уроке было интересно и вы получили новые знания то поднимите вверх зелёные нотки, а если вам было неинтересно и не понятно о чём говорил учитель белые.

Закончить наш урок я решила стихотворением Елены Камориной «Слово о Бетховене

 Его талант сравним с пургой,
     Грозою и огнём;
     И будет музыка его
     Победно петь о нём.

     Через года, через века
     Той музыке идти,
     Пускай же шествует она,
     Прекрасней нет пути.

     Жизнь для него была не Рай,
      А очень часто Ад,
      Но он не плакал,
      Не стонал, а был 
      Всегда ей рад.

      Пред ним вставала каждый день
      Завистников стена,
      Его душила, лила грязь
      Из клеветы она.

      Затем на гения напал
      Физический недуг,
      Утрата слуха принесла 
      Ему немало мук.

      Но крылья гордые свои
      Бетховен не сложил;
      Свободе, свету и любви
      Он до конца служил.

      Назло бездарным  халуям
      Он жизнь боготворил;
      И "Оду к радости" свою
      Он миру подарил.
   
     И не страдалец, а боец,
     Не жертва, а творец;
     Кумиром стал он навсегда
     Для тысячи сердец.

- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключила из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагаю обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…».

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

- Самое главное – мой эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.

- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Образ героизма, борьбы и победы в искусстве» 5 класс. 2 полугодие, 3 четверть, урок № 25.

Цель: средствами музыки, живописи, литературы раскрыть значение образа борьбы и победы, защиты Отечества; развивать умение слышать и видеть образы в произведениях искусства, развивать навыки выр...

Конспект урока по теме:"Образы борьбы и победы в искусстве"

Урок расскрывает образный строй одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л. Бетховена.Данный урок помогает проследить за творческим процессом сочинения музыки композ...

Разработка урока музыки на тему "Образы борьбы и победы в искусстве" 7 класс

Урок обобщения и систематизации знаний знаний и способов действий....

Открытый урок в 5 классе Образы борьбы и победы в искусстве

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знанийЦель урока: (для учителя):Познакомить  с жизнью и творческим процессом сочинения музыки  Л. БетховенаПланируемый результат (для учащихся):Нау...

Пути повышения качества знаний на уроках музыки. Урок в 5 классе: "Образы борьбы и победы в искусстве"

Даннный урок содержит игровые приёмы с дифференцированным подходом, который позволяет повысить качество знаний учащихся, через проявление интереса к теме урока. Также учащиеся имеют возможнность прояв...