Открытый урок музыки на тему: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Веселова Галина Ивановна

Цели урока:

  • доказать при  помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый   исполнитель  выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения  происходят с произведением в процессе интерпретации.
  • исполнительская деятельность: песня  «Маленький принц» на музыку М.Таривердиева.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_7_klasse_veselovag.i.docx22.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки МОУ Плоскошской СОШ - Веселова Г.И.

7 класс

Открытый урок музыки на тему:

 «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»

Цели урока:

  1. доказать при  помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый   исполнитель  выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения  происходят с произведением в процессе интерпретации.
  2. исполнительская деятельность: песня  «Маленький принц» на музыку М.Таривердиева.

 

Музыкальный материал: «Валенки» рус.нар. песня и исполнении Л.Руслановой, «Валенки»- ремикс;  Амадей Моцарт «Турецкий марш» -оригинал, ремикс; Модест Мусоргский  из цикла «Картинки из выставки» «Баба Яга» - оригинал, оркестровое исполнение, ремикс.

 

Ход урока:

1 часть урока

- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать такими строками из стихотворения Волобуевой

  1. Слайд 1.

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

И.Волобуева

  1. Слайд 2,3.

- Сегодняшний урок будет посвящен очень важной теме – личному мнению. Звучит тема урока так: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения», на музыкальных примерах  мы проанализируем своё отношение к музыке.

 

- Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями во всём? Или вам приходиться ежедневно  отстаивать свое мнение?

(Бывает, что согласны, а бывает, что и нет)

- Действительно, все мы разные – по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим?

- Произнести фразу «Всё будет хорошо» разной интонацией, не повторятся.

 

- Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью выражения, смыслового акцента, остановки, скорости произнесения.

- Как вы думаете, можно ли выразить своё отношение при исполнении музыкального произведения? Как это сделать?

- Тоже с помощью изменения скорости, силы звука, способа звукоизвлечения. Наша задача сегодня – проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнения. Вспомним, что интерпретация- это творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой спорным). А творческий подход – это обязательное выражение собственного мнения.

- Вспомним, что музыкальная культура выделяет 3 основных жанра:

1. серьёзная музыка: оперы, симфонии, пьесы, концерты и т.д.

2. легкая музыка: эстрадная музыка, джаз, поп-музыка, рок и т.д.

3. фольклор: народная музыка, песни, народные хоры и т.д.

- Музыка первого рода доставляет удовольствие, второго рода выражает страсти, третьего рода возбуждает воображение.

Можно сказать, что подлинное глубокое искусство наподвластно веяниям моды, оно способно жить века, обогащая  духовный мир человека и не  признаков  «старения». Такой музыкой является и музыка Баха, Моцарта, Чайковского, Мусоргского и др. композиторов.

- Коротко скажем о некоторых композиторах, чью музыку мы послушаем и проанализируем.

 

  1. Слайд 4,5.

 

         - Посмотрите , на партах у вас таблицы эмоциональных состояний и пустые таблицы, которые вы должны заполнить в течение урока прослушав музыку .

 

Слушание музыки А.Моцарта «Турецкий марш» -1. оригинал,2. ремикс.

- А теперь, каждый зачитайте первую колонку, где звучал оригинал, и вторую где звучал ремикс.

 

Слушание музыки М.Мусоргского «Баба Яга» - 1. оригинал, 2. оркестр, 3. ремикс.

- Тоже зачитываем, анализируя вместе музыку.

- Какой вариант исполнения вам понравился больше?

- Каждый из вариантов исполнения по-своему убедителен и имеет право на существование, не смотря на то, что оригинал написан для фортепиано много лет назад.

- Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?

(Наверное, потому  у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер)

- Итак, во всех двух музыкальных произведениях, была одна тема каждого из них, а потом пошла импровизация. А импровизация – это не что иное, как размышления на тему, выражение своего мнения.

 

2 часть урока

- Сегодня мы с вами вспомним замечательную песню композитора Таривердиева «Маленький принц»

 

- Прежде, чем перейти к исполнению песни, мы распоемся и проведём ритмическую минутку.

 

Распевка:

Сегодня ты усвоить должен ноты,

Трудись и не бросай своей работы.

Покуда тень от твоего хвоста

Не добежит до этого куста.

         Подумаешь наука, тра-ля,ля,ля,ля,ля.

         Совсем простая штука, тра-ля,ля,ля,ля,ля.

         Хо-хо с моим талантом я буду тря-ля,ля

         Известным музыкантом,

         Артистом  тра-ля,ля.

 

Ритмическая минутка по карточкам (стоя)

 

Слушание песни «Маленький принц»

Исполнение песни под баян  классом.

Исполнение песни  под караоке

Исполнение песни соло или дуэтом по выбору.

 

Итог урока:

-Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений?

- Какие ученики работали на уроке на «5»?

Выставление оценок.

 

В заключение урока предлагаю вам вариант очень вольной интерпретации, и пусть ваше настроение до конца дня будет замечательным.

        

Слушание песни «Валенки» исполненная в 60-ых годах 20 века,  и ремикс «Валенки» в наше время.

Прослушивание песни «Валенки»

 

Конец урока

 

 Приложение:

                           Таб.1

                                      Амадей Моцарт «Турецкий марш»

Оригинал

Современная

обработка

1

1

2

2

3

3

4

4

5

5

6

6

7

7

8

8

9

9

10

10

 

Таб.2 

Модест Петрович Мусоргский из цикла «Картинки из выставки» «Баба Яга»

Оригинал

Оркестровое

 исполнение

Современная

 обработка

1

1

1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7

8

8

8

9

9

9

10

10

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок музыки "Ты откуда , русская, зародилась музыка?"

Методическая разработка - открытый урок музыки на тему "Ты откуда, русская, зародилась музыка?". Урок составлен по программе  "Музыка" Критской, Сергеевой для 4 класса. Представлен конспект урока...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в му...

Открытый урок музыки, пения, танца по теме: «Разучивание песни «Весёлый барабанщик», музыка Л.Шварца в 6 «б» классе (ССД)

Данный урок позволяет активизировать творческие способности у учащихся,совершенствовать певческие навыки, развивать музыкальнуюпамять, корригировать нарушение звукопроизношения, сниматьэмоциональное н...

Открытый урок музыки по теме: "Построение в музыке. Форма рондо"

Интегрированный урок музыки и литературы в 3 классе по УМК В. О. Усачевой, Л. В. Школяр. Способствует развитию творческих способностей, формированию коммуникативных навыков и рефлексии....

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Открытый урок музыки 7 класс «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ. СЮИТА»

Цель урока: Закрепление представлений о музыкальной форме как процессе развёртывания музыкального произведения и выяснение значения понятия «циклическая форма».Задачи урока...

Технологическая карта урока музыки в 7 классе "Содержание и форма в музыке"

Цель урока:Осмысление понятия «музыкальная форма», выявление его художественных и выразительных особенностей....