Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему

теплых татьяна николаевна

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vysotskiy.docx24.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                УРОК МУЗЫКИ

                                                    ( 8 класс)

Тема:

 Авторская песня. Владимир Высоцкий

Эпиграф:

«Я сюда пришел не для того, чтобы кому-то нравиться. Я пришел сюда, чтобы правду ответить». В. Высоцкий.

Количество часов – 2-3 урока или литературно-музыкальный вечер для старшеклассников.

                                                                                                                                                                                                             

Оборудование:

                                                                      - Г/з «В.Высоцкий» (с фотографиям)

                                                               -Портрет В.Высоцкого

                                                               -Журнал «Экран»

                                                               -Видеофильмы:

  • «Говоря о Высоцком»
  • «Чтобы помнили»
  • «История болезни»
  • «История любви»

                                                                  -  Ауд/к «Концерт памяти Высоцкого»

Цель:

1Познакомить уч-ся с личностью В.Высоцкого – гражданином своей страны.

2.Прививать любовь к своей Родине, неравнодушие ко всему, что происходит рядом.

3.Твой след на земле… Какой он?

ХОД УРОКА:

Звучит песня   «Кони привередливые» (Исп. Высоцкого)

УЧИТЕЛЬ:

-Чей это голос?

-Что вы знаете об этом человеке? (Беседа)

УЧИТЕЛЬ: «К его песням можно относиться по-разному. Их можно любить или не любить. Можно принимать или отвергать. И долго спорить о них тоже можно. Но одно я знаю наверняка: милю песен В. .Высоцкого нельзя пройти. И нельзя сделать вид, что их просто-напросто не существует. Сами песни не дадут этого сделать. Не дадут. Что они всегда заметны, всегда слышимы. И слышимость эта с годами не уменьшается, а увеличивается.

Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Можно даже сказать, что они от него неотрывны. И как от автора, и как от исполнителя. Песни были не только продолжением его дыхания. В них продолжалось и его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа.

Но прежде всего песни Высоцкого наполнены правдой. Кажется даже, что пел-то он не песню, а правду.

Он пел то, о чем жаждали спеть сааме обыкновенные люди. Он пел не только о них, но ещё и – за них. От их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому его называли своим другом, безоговорочно считали своим певцом. Впрочем, нет не певцом. Это другими были певцами, он был Высоцким”. Так писал о Высоцком и его песнях Роберт Рождественский.

 (Слушаем песню “Большой Каретный»)

УЧИТЕЛЬ: Ваши ощущения? Как звучит голос автора? Что можете сказать о музыке? ( Обмен мнениями)

Учитель:“Шансоны всея Руси”- назвал Высоцкого А.Вознесенский

Высоцкий – уникальная личность он один из немногих художников, которой сумел выразить свое время, как никто.

(Смотрим фрагмент передачи о Высоцком. “Тема 1998г.” Встреча с матерью и с сыном Никитой)

Учитель: Вообще, с человеком, которого нет, обществу легче. Высоцкий был непредсказуем и неуправляем – он был опасен. И одна часть общества вся устремилась быть сторожем, С ним и сейчас было нелегко. Он бы высмеял и взорвал столько всего в нашей сегодняшней жизни, что какие уж там чествования.

(Слушаем песню  “Монумент”).

Среди всеобщего унылого повиновения появился паренек, не желавший  мириться с незыблемым “тату” нашей жизни. “Благодарная” родина выпустила за всю его жизнь 2 маленькие пластинки, ни разу не  вывесила афишу о его концерте, а к смерти дала всего 3 строки: “С глубоким прискорбием…”

Он всю жизнь спешил, спешил сказать правду, правду о самом себе, о своих современниках , о нашем времени. Он спешил…

Я бодрствую, но вещий сон мне снится.

Пилюли пью, надеюсь, что усну.

Не привыкать глотать мне горькую слюну –

Организации, инстанции и лица

Мне объявили тайную весну.

За то, что я нарушил тишину,

За то, что я хриплю на всю страну,

Чтоб доказать – я в колесе не спица…

Ему запрещали выступать, причем запрещали унизительно. Он, например, выезжал в определенный район и сталкивался с объявление: «Концерт отменяется в связи с болезнью Высоцкого».

Высоцкий не умел лгать и не мог молчать. У него можно найти строки сильные и слабые. Но у него нет строк фальшивых.

Высоцкий родился с обнаженной душой. Его песни могут нравиться, могут раздражать, но они всегда тебя держат, царапают, вживаются в сердце.

У Высоцкого песни чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных – и более того – никем еще не написанных пьес. Но эти пьесы были необходимы в его время. И поэтому сочинял он их сам, сам был режиссером и исполнителем.

Высоцкий редко говорил «спою», никогда – «исполню», предпочитал просто: «Покажу вам песню».

(Слушаем «Я не люблю»)

Высоцкий – артист театра на Таганке, снимался в фильмах (12 главных ролей), для 10 фильмов написал песни.

(Слушаем «Охота на волков»)

Из анкеты:

  • Что тебе не достает?
  • Времени.
  • Чему в последний раз радовался?
  • Хорошему настроению.
  • Что огорчало?
  • Все
  • Чего хочешь добиться в жизни?
  • Чтобы помнили, чтобы везде пускали.

Одно покалеченное стихотворение, опубликованное при жизни. Может быть, он прожил дольше, если бы подержал в руках свою книгу?

Сыт я по горло, до подбородка –

Даже от песен стал уставать, -

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

Чтоб не могли запеленговать.

Сыт я по горло, сыт я по глотку –

Ох, надоело петь и играть, -

Лечь бы на дно, как подводная лодка,

И позывных не передавать.

(Видеофильм «Чтобы помнили» (фрагмент)

(Обратить внимание! Прощалась вся Москва!!! - Цветочная река)

Высоцкий был личностью, явлением. Никакие запреты, никакие унижения, годами творимые козни, анонимки, угрозы – ничто не поколебало достоинство поэта, ничто не принудило его озлобиться, Изменить своему образу мыслей. «Ни единою буквой не лгу…» - сказано и сделано с полнейшей искренностью.

Добро и любовь – при таких тяготах жизни, при таких мытарствах, обидах, оскорблениях.

В. Высоцкий за свои 42 года интенсивно. Нервно прожил, пережил, по старым меркам, несколько столетий, а сверху того – еще десятки веков до собственного появления на свет, - веков, к которым он относился по-хозяйски, как к собственности, прародине.

В необыкновенный жаркий день, 25 июля 1981 г., в неслыханно душном театре на Таганке артисты играли сцену из «Гамлета», где принцем был отсутствующий Высоцкий (партнеры обращались к тому месту, где он прежде стоял, он же, невидимый, отвечал магнитофонным голосом.)

Эффект отсутствия в особой форме напоминал о вечном присутствии.

Высоцкий, от природы наделенный многими талантами, обладал одним из самых трудных – умением дружить. И какое необыкновенное счастье было дружить с ним.

Из воспоминаний Марины Влади: «В своих отношениях с людьми Высоцкий умел держаться как-то так по-особому непринужденно и просто, что уже мог себя его давним и близким другом. Он был очень обаятельным человеком, что вызывало ответную реакцию»

(Слушаем «Песня о друге»)

Из слов прощания Валерия Золотухина на могиле Высоцкого:

«С первого появления на подмостках и до последнего слова мы, товарищи по театру с любовью, восторгом, любопытством, болью и надеждой наблюдали за твоей азартной траекторией. Ты был душой нашей, ты есть счастливая частица нашей биографии, биографии всех тех людей, которые хоть на малое время сталкивались с тобой в работе.

Ты стал биографией времени.»

(Слушаем «На братских могилах»)

Впечатление ветеранов.

Из к/ф «Вертикаль» - «Прощание с горами»

Впечатления альпинистов, космонавтов, геологов и т. д.

«Песня о друге» (разучивание)

Молчат газеты много дней.

«Вечерка» - русский инвалид.

Но плачут толпы у дверей

Над принцем Гамлетом убитым.

Он замолчал. Теперь он вам, потомки,

Его не слышно, дальше – тишина…

У века завтра лопнут перепонки –

Настолько оглушительно она.

(Слушаем фрагменты концерта «Памяти В.Высоцкого»)

 Песня «Друзья уходят» (разучивание)

Стихи «В.Высоцкому» На Ваганьковскому.

(Игорь Симановский)

Я пришел к тебе на свидание,

Но пришел с большим опозданием,

Ты меня прости, просто не успел,

Я давно хотел! Было много дел.

На Ваганьковском ты стоишь в цветах,

И под бронзою беспокойный прах.

В тусклой бронзе твой облик светиться.

Не пришлось с тобой в жизни встретиться.

Ты ушел от нас в царство вечности,

Мы придем к тебе в бесконечности,

Молодыми придем или старыми,

С молодой душой и с гитарами.

Ты ж просил коней, чтоб «помедленнее»,

Кони в небо несут, «привередливые»,

Пеленой твои ноги спутаны,

В полупрофиле – взор потупленный.

И не умер ты, а всегда живой,

Ты останешься вечно молодой.

Твои песни взахлеб мы слушаем,

Потому что проникли в душу они.

Я пою твои песни вечные,

Задушевные, человечные,

В море красное из живых цветов

Я кладу цветы, нету больше слов.

  • Чего тебе недостает?
  • Времени.

  • Каким человеком считаешь себя?
  • Разным.

  • За что ты любишь жизнь?
  • Какую?

  • Что бы ты сделал в первую очередь, если бы стал главой государства?
  • Отменил цензуру.

  • Какова отличительная черта вашего характера?
  • Желание как можно больше работать. И как можно чаще ощущать вдохновение. И чтобы что-то получалось.

  • Какой вопрос вы бы хотели задать самому себе?
  • Я вам скажу. Может быть, я ошибаюсь. Сколько мне еще осталось лет, месяцев, недель, дней и часов творчества? Вот такой я бы хотел задать себе вопрос. Вернее, знать на него ответ.

  • Твоя мечта.
  • О лучшей жизни.
  • Ты счастлив?
  • Иногда – да!
  • Почему?
  • Просто так.

  • Человек, которого ты ненавидишь.
  • Их мало, но все-таки список значительный.

  • Черты, характерные для твоего друга.
  • Терпимость, мудрость, ненавязчивость.
  • Любимые черты в характере человека.
  • Одержимость, отдача (но только на добрые дела)

  • Человеческий недостаток, к которому вы относитесь снисходительно?
  • Снисходительно? Физическая слабость.
  • Недостаток, который вы не прощаете…
  • Их много. Жадность. Отсутствие позиции, которое ведет за собой очень много других пороков.

  • Какое событие стало бы для тебя трагедией?
  • Потеря голоса.
  • Чему последний раз радовался?
  • Хорошему настроению.
  • Что последний раз огорчало?
  • Все

  • Ваше представление о счастье…
  • Счастье – это путешествие, не обязательно из мира в мир… Это путешествие может быть в душу другого человека, путешествие в мир писателя и поэта… И не одному, а с человеком, которого ты любишь.

«Высоцкий уникальная личность. У меня такое впечатление, что он – один из немногих художников нашего времени, жанр которого я совершенно определить не могу и который сумел выразить свое время, как никто.

Я не знаю другого художника, который так сказал бы о своем времени.

Есть песни, которые потрясают – не исполнением, не словами, не точностью мысли, а тем, и другим, и третьим вместе, этим единством.

Равного ему нет и не будет в ближайшее 10-летие – ничего такого больше не будет, и если меня спросят, что такое Высоцкий, я отвечу: «Высоцкий – не в своих актерских работах, а в своих совершенно гениальных песнях».

Андрей Тарковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).

Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и  нацелен на эмоциональное восприятие его песен....

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...