КОЗ по теме "Два музыкальных посвящения" ( музыка 6класс)
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Матяж Елена Владимировна

 Материал включает в себя компетентностно-ориентированное задание  по теме "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка-А.С.Пушкин.", вопросы к тексту по  данной теме,инструкцию к КОЗ,  вводную часть,спецификацию, музыкальный фрагмент. Позволяет организовать самостоятельную работу учащихся по ознакомлению с новым материалом в рамках данной темы, содержит комплекс заданий, основанных на работе с внешней информацией, ориентированных на развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

VI класс. I четверть. Тема «Два музыкальных посвящения»

(УМК – Музыка. Г.П. Сергеева,  Е.Д.Критская)

Текст.

М.И. Глинка

«Я помню чудное мгновенье»

 

А.П.Керн

                         

 

М.И.Глинка                                                                                                                                   Е.Е.Керн

http://art.1september.ru/2006/15/no15__82.jpg                                              

Жанр: Романс для голоса и фортепиано.

Год создания: 1840.

Автор текста: А. Пушкин. Стихотворение «К***». Написано в июле 1825 г. Романс Глинки являет собой пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора.

Chercher la f e mme (фр. — ищите женщину) — этот совет как нельзя более кстати, если мы хотим яснее представить себе рождение шедевра. Причем оказывается, что женщин, причастных к его созданию, две, но… с одной фамилией: Керн — мать Анна Петровна и дочь Екатерина Ермолаевна. Первая вдохновила Пушкина на создание стихотворного шедевра. Вторая — Глинку на создание шедевра музыкального.

Искреннее чувство Пушкина к А.П. Керн, будучи выражено в стихах, подчинилось законам романтической лирики и  превратило А.П. Керн в «гений чистой красоты».

Стихотворение.

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви
.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

В 1826 г. с Анной Петровной познакомился Глинка. У них завязались дружеские отношения, сохранившиеся до самой смерти Глинки. Весною 1839 г. Глинка влюбился в дочь А.П. Керн — Екатерину Ермолаевну. Они намеревались пожениться, но этого не произошло. Историю своих отношений с ней Глинка описал так: «Зимою приехала матушка и остановилась у сестры, я потом и сам туда переехал.  Е.К. выздоровела, и я написал для нее вальс на оркестр B - dur . Потом, не знаю по какому поводу, романс Пушкина “Я помню чудное мгновенье”».

 Особенность содержательной стороны стихотворения Пушкина Глинка старательно сохранил и даже усилил средствами музыки.  

Случилось так, что весной 1840 г. Е. Керн заболела и уехала на юг, где пробыла около двух лет. Время шло. В 1842 г. Е. Керн возвратилась, но встреча с ней уже не имела для Глинки прежнего значения. Их отношения перешли просто в дружеские.

В 1857 г. композитора не стало! Его отпевали в той же самой церкви, в которой отпевали Пушкина, и Анна Петровна Керн  на одном и том же месте плакала и молилась за упокой обоих!»



Предварительный просмотр:

Вопросы к тексту по теме:

М.И.Глинка. Романс « Я помню чудное мгновенье»:

  1. Назови автора текста романса.

________________________________________

  1. Можно ли считать, что поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу? (Ответь предложением из текста)

    _________________________________________________________________

   _____________________________________________________________________

  1. Соедините  правильно имена поэта и композитора с именами муз – вдохновительниц.

А. П. Керн        М.И. Глинка

 Е.Е.Керн           А.С. Пушкин

    4. Прочтите внимательно стихотворение, на сколько  смысловых частей ты  мог   бы его разделить? Подбери подходящие их образному содержанию названия:

      порыв   встреча   радость   забвение    воспоминание   вдохновение

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

  1. Сохранил ли композитор особенность содержательной  стороны стихотворения А.С. Пушкина?

_______________________________________________________________________

  1. Послушай внимательно романс М. И. Глинки и попробуй описать средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для передачи  музыкальных образов каждой части,  и  эмоциональное наполнение этих частей (чтобы выполнить это задание, романс нужно услышать несколько раз).  Свои описания вставь в текст, в места соответствующих пропусков.

Романс начинается с рассказа о былом — герой вспоминает явление ему дивного образа; _______________________________________________________________________… В третьей строфе Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.  Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________. После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса со слов: «Душе настало пробужденье». Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Взаимоотношения М.И. Глинки и  Е.Е. Керн были временными и недолговечными, можем ли мы  сказать, что романс тоже  воспринимается  как нечто временное и недолговечное?  

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Введение:

Мы продолжаем знакомство с многообразием музыкальных образов романсов русских композиторов.

Как вы думаете, что вдохновляло композиторов на создание своих произведений, что будило их талант и воображение и каков был результат?

Об истории  одного из знаменитых романсов  вы узнаете, выполнив предложенную работу.

Инструкция:

  1. Внимательно прочитайте текст, если необходимо, прочтите еще раз.
  2. Приступайте к ответам на вопросы.  Некоторые из них требуют обращения к тексту, некоторые потребуют включения собственного воображения, умения

использовать ранее полученные знания.

  1. Особое внимание обрати на вопрос №6. В пропущенные строки вставь средства выразительности, используемые композитором,  впиши характеристику эмоционального состояния героя.

Например: Романс начинается с рассказа о былом — герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка  звучит в высоком регистре, тихо, светло,  нежно, мелодия вокальной линии плавная, певучая.

Если необходимо, прослушай музыкальное произведение несколько раз, вслушайся в интонации.

  1. Последний вопрос – своеобразный вывод работы, можете дать его в виде развернутого размышления…

Желаю успехов в выполнении  работы!



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Компетентностно – ориентированного задания по  музыке

для учащихся   6  классов по теме «Два музыкальных посвящения» .

М.И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»                                                                                             

   .

  1. Назначение тестовой работы –
  • Развитие  предметных ЗУН по теме «Образы  романсов  русских композиторов. Первое музыкальное посвящение: романс М.И.Глинки « Я помню чудное мгновенье»
  • Развитие предметных умений
  • Развитие уровней деятельности
  • Развитие метапредметных умений
  1. Документы, определяющие содержание заданий работы:

Федеральный государственный стандарт основного общего образования ( Приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2012г. №1897).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 г. № 1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

 Приказ департамента образования   от 09.03.2010 г. № 125 «Об утверждении Мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) в образовательных учреждениях Владимирской области».

программ «Музыка. Искусство». Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской  5-9 классы.  Изд. «Просвещение» 2011г.                                                                                                                 

  1. Условия применения

Работа рассчитана на учащихся 6 класса общеобразовательных школ,   обучающихся  по УМК «Музыка», авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева

  1. Структура тестовой работы

Работа основана на использовании учащимися текста по теме:

« М.И.Глинка. Романс « Я помню чудное мгновенье». История создания.»

4.1 Распределение заданий по информационным умениям

Проверяемое тематическое содержание

№ заданий

Количество заданий

Находить информацию в тексте

1,2,3

3

Интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл.

4,6

2

Рефлексии на содержание текста.

5,7

2

ВСЕГО

4.2. Распределение заданий по диагностируемым коммуникативным умениям

Проверяемые предметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Самостоятельность

1,2,3

3

Терминологическая грамотность

6

1

Обоснованность

4,5

2

Оригинальность

7

1

Сотрудничество

ВСЕГО

4.3. Распределение заданий по диагностируемым уровням деятельности

Уровни деятельности

№ заданий

Количество заданий

информированность

1,2,3

3

осознанность

4

1

функциональная грамотность

частично - поисковый

5,6

2

исследовательский

оценочный

7

1

ВСЕГО

  1. Режим использования компетентностно – ориентированных заданий (индивидуальный)

  1. Время выполнения работы- 40мин

  1.  Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Выставление оценок не предполагается.

  1. Дополнительные материалы и оборудование

  Проигрыватель CD

 Музыкальная запись звучания романса Глинки « Я помню чудное мгновенье» в исполнении  И.  Козловского

Ссылки на используемые источники:

1) http://art.1september.ru/2006/15/no15_12.htm

2) учебник « Музыка» » Г.П. Сергеева,  Е.Д.Критская. 6 класс

  1. Приложение

Эталон ответа на 6 вопрос :  Романс начинается с рассказа о былом — герой вспоминает явление ему дивного образа; музыка фортепианного вступления звучит в высоком регистре, тихо, светло, словно мираж… В третьей строфе Глинка замечательно передает в музыке изображение «бурь порыв мятежный»: в аккомпанементе само движение становится взволнованным, аккорды звучат словно учащенные удары пульса, взлетают короткие гаммаобразные пассажи, словно вспышки молнии.  Для передачи настроения «глуши» и «мрака заточенья» Глинка тоже находит замечательное по выразительности решение: аккомпанемент становится аккордовым, никаких бурных пассажей, звучание аскетично и «уныло». После этого эпизода особенно ярко и воодушевленно звучит реприза романса со слов: «Душе настало пробужденье». Восторженная тема любви достигает кульминации в конце романса. Здесь она звучит страстно и возбужденно на фоне аккомпанемента, замечательно передающего биение сердца «в упоении».   Важно : от детей ожидается упрощенное, соответствующее их словарному запасу, описание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"

Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия".  Оба произведени...

Презентация на тему : "Два музыкальных посвящения"

Два музыкальных произведения Михаила Ивановича Глинка для Екатерины Ермолаевны Керн. Одно-романс на слова А.С. Пушкина, а второе- "Вальс-фантазия"...

" Два музыкальных посвящения"

Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ....

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний....

6 класс - Урок № 3 - Два музыкальных посвящения

Цели и задачи урока:·   Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, ли...

Два музыкальных посвящения.

Конспект урока для 6 класса....