Конспект "Два музыкальных посвящения"
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Кабатина Надежда Сергеевна

Программа Критской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_glinka_1.odt23.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки

Тема четверти: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

Тема урока: «Два музыкальных посвящения»

Цель деятельности:  На примере … раскрыть единство формы и содержания произведений 

Тип урока:  Повторение старого материала. Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

  1. Познакомить с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки, показать взаимозависимость литературного и музыкального произведений;
  2. Проанализировать романс Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальс — фантазия»;
  3. Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
  4. Продолжить изучение песни «Учителей любимые глаза»

Метапредметные:

1.Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

2. Владеть навыками музицирования: исполнение песен.

Личностные:

 1.Воспитать потребность общения с музыкой , желание слушать.

Воспитывать эстетические и нравственные чувства,художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудования: Доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр

Ход урока.

Этап урока. Методы и приемы.

Хронометраж.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

 Организационный момент.Повторение.
Изучение нового материала

     

Здравствуйте , меня зовут Надежда Сергеевна

На прошлом уроке мы с вами познакомились с новой темой урока , кто мне её напомнит?
Правильно. А кто мне напомнит что же такое романс?
Молодцы. А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения. Послушайте его.
«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.»
- Кто знает чей отрывок из стихотворения я прочла?
-Правильно. Александра Сергеевича Пушкина.
Как вы думаете о чём это стихотворение ? И кому оно посвящено?( Это стихотворение о любви ,  считается что это произведение посвящено А.Н Керн.
В 1819 году А.Н Керн и А.С Пушкин впервые встретились . Уже тогда поэт был очарован её красотой и обаянием. После этой встречи прошло 6 лет ,и Пушкин вновь увидел Керн летом 1825 года. Он тогда ощутил полноту жизни , радость творческого вдохновения , упоение и волнение страсти , любви.
Откройте учебник на стр 14 и вы видите этот стих полностью  Давайте мы его сейчас с вами прочитаем.
-На странице 15 вы видите слова , наша задача будет присвоить к каждому четверостишию свое слово.
Как вы думаете на сколько смысловых частей можно разделить это стихотворение? (На три части)
Правильно , в них отраженны три важных момента душевной жизни героя.
- Как вы думаете 1 часть к какому событию посвящена?( Первой встрече)
-А как поэт называет эту встречу?( чудное мгновенье)
-Что запомнилось поэту на этой встрече?(голос нежный , милые черты)
-А когда поэт представлял милые черты?(в томленьях шумной суеты)
-В трудные минуты жизни воспоминания о милом облике помогало их пережить и согревало душу поэта.
Вторая часть о годах лишения  жизни поэта. В романсе мы с вами услышим замедленный темп.
-Как прошли годы жизни без любимой ?(Бурь порыв мятежный)
-А как вы думаете какой смысл этих строк?( трудные годы ,испытания)
- А с чем же связанно духовное возрождение героя в 3 части? ( со встречей со своей любимой)
-Почему в душе настало пробужденье?(Опять явилась ты)
-Как вы думаете изменилась ли жизнь героя?

Дети приветствуют.

Р: Организовать свое рабочее место под руководителя учителя.

2

Слушание

Слушание

Пение

     

А сейчас мы с вами послушаем романс « Я помню чудное мгновенье» Михаила Ивановича Глинки . ( 1804-1857) на стихи Пушкина он считается шедевром романсной лирики , одним из лучших произведений 19 века. Послушайте внимательно. Я буду задавать впоросы. Сразу вопрос!
- Удалось ли композитору передать ту же силу вдохновения ту же любовь и восторг ? (да)
-С помощью каких музыкальных средств?( темп , запоминающейся мелодия , разный лад)
Композитор создает образ мимолётного видения:повествовательная , плавно льющаяся мелодия прерывается неустойчивым синкопированным ритмом , когда ударение сильной доли такта переносится на слабую.
-А как вы думаете композитор украсил все таки это стихотворение музыкой или она здесь всё таки лишняя? (Музыка дополняет содержание романса )
- А у вас не возникла мысль при прослушивании что такую музыку к Пушкинским стихам мог написать влюблённый человек ? (да)

А кому посветил это романс Глинка , найдите в учебнике на стр 16.
-А ведь так оно и было. Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина. Стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн , а Глинка сочинил романс её дочери Екатерине Керн в которую он был влюблён.
Второе слушание романса необходимо, какую роль в романсе играет вступление и окончание?
-Под влиянием любви , композитор создал ещё одно произведение для фортепиано под названием «Вальс — фантазия»
-А кто знает чем отличается вальс от романса ? ( Вальс -это музыка для танца)
Композитор написал этот вальс для ф-но но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения.

И сейчас мы с вами послушаем «Вальс-фантазия» Глинки.  И скажите какое впечатление произвела на вас музыка? Какие чувства и мысли вызвала? (ответы)
-Как вы думаете почему Глинка дал своему произведению такое название-»Вальс — фантазия»?
Вальс-потому что в ритме вальса....
-Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее?
Вальс-фантазия, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.

Вальс - считался самым романтическим танцем в 19 веке.

В каких жанрах мы узнали о романтических отношениях Глинки и Керн?

 В вокальном жанре – романс, и инструментальном жанре – вальс. Здесь необходимо сделать небольшой вывод о прослушанных произведениях… а потом уже песня

А теперь у меня есть к вам вопрос : Кто нибудь знает какие нибудь песни про учителей?
(дети называют)
И сегодня мы с вами продолжим изучать песню , какую?Кто помнит название?

ВХР

Методы и приемы

Скачки вверх на м7

Собственный показ
Звуковой показ

Замыкание в конце слова «м»

Собственный показ
Снятие дирижёрским жестом
Обьяснение



.Дети слушают, отвечают.

Дети слушают. Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге.

Итог урока

   

Сегодня мы познакомились с удивительными по красоте произведениями, на написание которых поэта и композитора вдохновили прекрасные женщины – мать и дочь. Я надеюсь, в жизни вы неоднократно встретитесь с этой прекрасной музыкой, и всякий раз при встрече будете вспоминать историю ее создания, услышанную на этом уроке.
Какой романс мы сегодня с вами послушали ?
Кто автор этих стихов ?
Для кого он посвятил его?
Кто композитор?
Кому посвятил глинка этот романс?
Какое еще произведение Глинка посвятил Екатерине Керн?
Что такое вальс? Чем отличается вальс от романса?

Дети отвечают. Дети прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки для 6 класса. "Два музыкальных посвящения"

Урок по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской. Посвящен творчеству М.И, Глинки. В чентре внимания - романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина и " Вальс- фантазия".  Оба произведени...

КОЗ по теме "Два музыкальных посвящения" ( музыка 6класс)

Материал включает в себя компетентностно-ориентированное задание  по теме "Два музыкальных посвящения. М.И. Глинка-А.С.Пушкин.", вопросы к тексту по  данной теме,инструкцию к КОЗ,...

Презентация на тему : "Два музыкальных посвящения"

Два музыкальных произведения Михаила Ивановича Глинка для Екатерины Ермолаевны Керн. Одно-романс на слова А.С. Пушкина, а второе- "Вальс-фантазия"...

" Два музыкальных посвящения"

Раскрыть единство формы и содержания произведений, несущих лирический образ....

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.

Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний....

6 класс - Урок № 3 - Два музыкальных посвящения

Цели и задачи урока:·   Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, ли...

Два музыкальных посвящения.

Конспект урока для 6 класса....