проект урока музыки в 6 классе на тему: "Что такое гармония в музыке"
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Фролова Татьяна Александровна

Урок по программе "Музыка" В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. На уроке формируются представления об основных понятиях: гармония, музыкальная гармония, без которых невозможно дальше рассуждать о движущей силе гармонии, её красочности и выразительности в музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_garmoniya_v_muzyke.doc24.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 6 классе                                            

Тема: «Что такое гармония в музыке» 

Цель урока: создать условия для осознания  и осмысления того, что значит  гармония, музыкальная гармония.

Задачи урока:

Обучающие: 

- сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке;

- сформировать представление о музыкальном творчестве немецкого композитора   И.С.Баха.

Развивающие:

-развивать мыслительные и речевые способности учащихся;

-развивать музыкальный слух, вокальные способности.

Воспитательные:

- приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки И.С.Баха.

- способствовать развитию эстетических чувств у школьников,  любви к духовной музыке.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний

Методы и приемы, используемые  на уроке:  словесный,  наглядный,   междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку, портрет И.С.Баха, напечатанные тексты.

Формируемые УУД: 

Познавательные:

- уметь приводить примеры проявления гармонии в жизни и искусстве;

- сформировать представление о жизни и творчестве И.С.Баха;

- знать особенности музыкальной гармонии.

Коммуникативные:

- уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог;

- уметь выявлять выраженные в музыке настроения и чувства;

- размышляя об искусстве, использовать приёмы сравнения и обобщения;

- формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы.

Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), сравнивать характер произведений искусства музыки и ИЗО, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

Личностные: формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, жизненной оптимизм, потребность в творческом самовыражении.

Ход урока:

Музыкальное приветствие: - Прозвенел звонок. – Мы начнём урок. –

Здравствуйте, ребята. – Здравствуйте, учитель.

  1. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха.

Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в группах: распределение ролей и функций).

1) «Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт». Александр Александрович Блок

2) Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном.

…Не верь такому. (В.Шекспир)

3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. Александр Мень

- Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым?

- Вы, наверное, догадались, о гармонии сегодня пойдёт речь на уроке.

Эпиграф к уроку: Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?   
Хотелось бы видеть здесь проявление некоей божественной любви,   
Узнать ее происхождение и установить связь с другими силами, которыми держится Вселенная...   
Птолемей

- Что должны узнать?

2. Этап постановки цели урока.  

- Тема урока «Что такое гармония в музыке». Какова цель нашего урока? (должны дать определение понятию гармония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония в музыке, каковы её особенности…)

3.  Ознакомление с новым материалом. Этап «открытия» нового знания, способа действий

Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки.

- Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят.

(Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо).

- В чем может проявлять себя гармония? (ребята приводят примеры: гармоничные цвета в одежде; гармония в душе; царит гармония в семье; гармония в природе; гармония души тела; гармоничные взаимоотношения; «гармония вкуса в йогурте от «Данон»…)

 Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре.            

Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.

- Что же означает гармония в музыке? Высказывают свои предположения (работа с учебником, стр.76)

Запись в тетрадь: гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов.

4. Этап первичного закрепления

- Вспомните, почему не всякий набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать  интонацию…)

- Всякий ли порядок аккордов, звуков в музыке можно назвать гармонией? (демонстрация) Нет согласованности.

- Какую приставку нужно добавить к понятию, чтобы получилось слово, противоположное по значению? (комфорт-дискомфорт; гармония-дисгармония)

 Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по определённым законам.

Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении.

Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750) – видеоэнциклопедия - просмотр (6минут) активное прослушивание. Ребята делают тезисные записи в тетради, затем рассказывают, что узнали и запомнили.

- Чем удивительна судьба композитора? Что запомнилось вам?

( В 9 лет осиротел. Любимый инструмент – орган. 13 детей во втором браке. В конце жизни ослеп, продолжал сочинять. Создал более 1000 произведений). И.С.Бах был человеком серьёзным и весёлым, строгим и сердечным, великим и скромным. Когда его спросили, как он добился таких успехов в своём искусстве, он ответил: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же».                                           физминутка

 Музыке известны гармоничные просветленные состояния, далекие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор И. С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».

Прослушивание музыки. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха.

- Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт?  (покой, равновесие, умиротворение, отрешение от всего суетного…слайд?)

- За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий?...

- Какие средства музыкальной выразительности не претерпевают изменений? Темп, ритм, динамика, движение мелодии …

Характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей.

Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения - ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам ... И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, то вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемненного, зыбкого и твердого, печального и радостного.

Вопрос 4. Созвучен ли образ «Сикстинской мадонны» Рафаэля музыке Прелюдии до мажор? (ответы ребят)

Обсуждение выразительных средств в произведениях искусства

И.С.Бах – Прелюдия (До-мажор)

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Умеренный темп

Неторопливое движение вперёд

Безмятежный, спокойный характер

Чувство нежности, спокойствия

Плавное движение мелодии

Плавные, закруглённые линии

Равномерный ритм

Сочетаются цвета и краски

Вывод: произведения созвучны по настроению и средствам выразительности.

Исполнение песни. Созвучной настроению урока станет песня «Маленький принц».

Эта песня – о мечте человека, о его возвышенных стремлениях. В сказочной повести французского писателя А.де Сент-Экзюпери путь маленького принца принёс ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо и что именно всё это составляет главное богатство жизни. Постарайтесь выразить голосом настроение мечты, возвышенных стремлений, непрерывно струящийся свет - исполнение

Рефлексия. Обобщение, итог. Ответы на вопросы кроссворда «Гармония»

- Что означает гармония?

- Где присутствует гармония?

- Основные свойства гармонии в музыке?

- Какое «открытие» вы сделали для себя на уроке?

Домашнее задание: узнать ответ на вопрос - согласно древнегреческим мифам чьей дочерью являлась Гармония?  

И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:

У каждого из нас есть много звуков в сердца глубине,
Неясных дум, неспетых песен много.
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь,
Ты капельку гармонии внесёшь.

Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕШИТЕ    КРОССВОРД

2

4

Б

А

Х

Л

5

1

Г

А

Р

М

О

Н

И

Я

Г

Р

О

3

Г

Р

Е

Ц

И

Я

З

А

В

Н

У

Ч

И

6

П

Р

Е

Л

Ю

Д

И

Я

  1. Согласованность, соразмерность в сочетании чего-либо.
  2. Основное свойство музыкальной гармонии.
  3. Страна, в которой появилось понятие «гармония».
  4. Немецкий композитор, органист.
  5. Музыкальный «инструмент-оркестр», клавишно-духовой.
  6. Музыкальный жанр-миниатюра в творчестве И.С.Баха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".

Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление  «ассоциативного поля...

Открытый урок в 5 классе по теме: Что такое обращение?

В данном материале размещен открытый урок в 5 классе по теме:Что такое обращение? ...

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".

Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....

Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"

Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....

Обобщающий урок в 6 классе на тему 2 четверти «Преобразующая сила музыки». «Созвездие Вальса».

обобщить знания учащихся о возникновения вальса и продвижения его во многие виды искусства и сферы человеческой жизни....

Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)

Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...