Консультация для воспитателей "Обучение старших дошкольников культуре театрализованного речевого поведения"
консультация по музыке на тему

Лариса Ивановна Дедович

методика обучения старших дошкольников культуре театрализованного речевого поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_teatr.docx18.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

В детских дошкольных учреждениях особое значение нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысит культуру ребёнка, познакомит его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием ребёнка, но и ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками, родителями и педагогами.

Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условие для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Одна из них: воспитание воли, развитие памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи. Театрализованные игры  способствуют развитию памяти, мышления, воображения, речи, внимания и различных качеств личности. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Театрализованная игра даёт возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяет каждому ребёнку проявить свои активность, индивидуальность, творчество.

При обучении дошкольников культуре театрализованного речевого поведения используются упражнения и игры, которые должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора  (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивать воображение, умение представить то, о чём говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монолитность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса.

Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой не представляется возможным, поскольку в этом возрасте ещё окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, объединяя с ритмопластическими и театральными играми.

Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков, выдох (упражнение «Игра со свечой» и «Мыльные пузыри»). В дальнейшем в каждом задании тренируется не только дыхание, но и другие компоненты речи в комплексе. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата.

В предложенной артикуляционной гимнастике использованы упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с мягкой атакой, когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Для достижения этого полезны упражнения по типу стона – «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики», «Колыбельная», сочетание мягкой атаки с опорой звука тренируется в игре «Дрессированные собачки», «Птичий двор». После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актёрских тренингов.

Для того чтобы детям было понятно, о чём идёт речь, можно предложить такие игры, как «Летний дождь», «В зоопарке», «В лесу». Они тренируют чёткое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми. Для тренировки диапазона звучания предлагается игра «Самолёт», «Чудо-лесенка». Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. Говоря о силе голоса, можно предложить детям игру «Придумай диалог», где героями могут быть Людоед и Кот в сапогах или Слон и Мышка. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени разных сказочных героев.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании дошкольников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребёнка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи. Образные, интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект…

С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и тоже слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивлённо, таинственно, восхищённо, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе и т.п. Работая над интонацией, надо поощрять у детей стремление к импровизации предлагаемых ситуаций, а не просто просить их абстрактно произнести фразу, например, жалобно или восхищённо. Предлагая детям игру «Фраза по кругу», надо стремиться чтобы каждый ребёнок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определённой интонацией.

Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить её, выделяя разные слова: « Гравёр Гаврила выгравировал гравюру», Гравёр Гаврила выгравировал гравюру» и т.д.

Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделяя их.

Предлагаются также творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнёром, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.д.)

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки – это весёлая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах.

Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, чётко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно чётко, на хорошей опоре, громким шёпотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах.

Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.

Предложенные скороговорки можно использовать на занятиях театральным искусством с детьми 5-6 и 6-7 лет, в зависимости от их речевой подготовки. Количество скороговорок с определёнными задачами также регулируется возможностями данной группы.

Используемая литература

Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятель-ности дошкольников и младших школьников».

Е.В. Мигунова  «Театральная педагогика в детском саду».

Л.В.Артёмова  «Театрализованные игры дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

КОМПЛЕКСНОЕ ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ "ДОМИК - РОТИК" ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ ЗРИТЕЛЬНЫЕ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Данное комплексное  занятие проводилось с детьми старшей коррекционной группы, имеющими зрительные и речевые нарушения. Дети  второй год занимаются с логопедом (логопункт) и дефект...

Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

   Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников в процессе театрализованной    деятельности +Характеристика уровне...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития

   Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей ...

«Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность»

        Выбранная  мною  проблема  является  актуальнейшей, т.к.  по  данным  специалистов, количество  дошкольников  с  за...