Конспект музыкального вечера "Песни военных лет"
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Есипова Елена Анатольевна

    Цель: познакомить учащихся с песнями, написанными в годы войны (их авторами, историей создания); предлагаются образцы жанра, занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспевающие ее героев.

Задачи: воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к славным страницам ее прошлого.

Предварительная подготовка: учащиеся готовят небольшие сообщения о предложенных песнях, их авторах; на урок взрослого участника самодеятельности, исполняющего военные песни и частушки под гармонь.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи и распечатан­ные тексты песен военных лет, портреты композиторов (В. Соловьёва-Седого, А. Алек­сандрова, М. Блантера, М. Фрадкина, Н. Богословского), сборники песен, иллюстративные материалы о концертах военного времени, две бескозырки, одна военная пилотка.

Музыкальный материал:

1. "Священная война", муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева- Кумача.

2.     "Песня о защитниках Москвы", муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова.

3.     "Ой, туманы мои, растуманы", муз. В. Захарова, сл. М. Исаковского.

4.     "Шумел сурово брянский лес", муз. С. Каца, сл. А. Софронова.

5.     "Соловьи", муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.

6.     "Вечер на рейде", муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина.

7.     "Огонек", муз. народная, сл. М. Исаковского.

8.     "В землянке", муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

9.     "Темная ночь", муз. Н. Богословского, сл. А. Агатова.

10. "Случайный вальс", муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.

           11."В лесу прифронтовом", муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

12."Синий платочек", муз. Е. Петербургского, сл. М. Максимова.

13."Враги сожгли родную хату", муз. М. Блактера, сл. М. Исаковского.

14."Дороги", муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

15."Смуглянка", муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова.

16.Военные частушки.

17."Давай закурим", муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля.

18."Катюша", муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesni_voennykh_let.docx40.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

Внеклассное мероприятие для учащихся 4-9 классов

                           Подготовил:  учитель музыки

                                            «МКОУ Быковской ООШ»

                                            Есипова Елена Анатольевна

2014г.


Песни военных лет

    Цель: познакомить учащихся с песнями, написанными в годы войны (их авторами, историей создания); предлагаются образцы жанра, занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспевающие ее героев.

Задачи: воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к славным страницам ее прошлого.

Предварительная подготовка: учащиеся готовят небольшие сообщения о предложенных песнях, их авторах; на урок взрослого участника самодеятельности, исполняющего военные песни и частушки под гармонь.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи и распечатанные тексты песен военных лет, портреты композиторов (В. Соловьёва-Седого, А. Александрова, М. Блантера, М. .Фрадкина, Н. Богословского), сборники песен, иллюстративные материалы о концертах военного времени, две бескозырки, одна военная пилотка.

Музыкальный материал:

  1. "Священная война", муз. А. Александрова, ел. В. Лебедева- Кумача.
  2. "Песня о защитниках Москвы", муз. Б. Мокроусова, ел. А. Суркова.
  3. "Ой, туманы мои, растуманы", муз. В. Захарова, ел. М. Исаковского.
  4. "Шумел сурово брянский лес", муз. С. Каца, ел. А. Софронова.
  5. "Соловьи", муз. В. Соловьёва-Седого, ел. А. Фатьянова.
  6. "Вечер на рейде", муз. В. Соловьёва-Седого, ел. А. Чуркина.
  7. "Огонек", муз. народная, ел. М. Исаковского.
  8. "В землянке", муз. К. Листова, ел. А. Суркова.
  9. "Темная ночь", муз. Н. Богословского, ел. А. Агатова.
  10. "Случайный вальс", муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского.

11."В лесу прифронтовом", муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.

12."Синий платочек", муз. Е. Петербургского, ел. М. Максимова.

13."Враги сожгли родную хату", муз. М. Блактера, ел. М. Исаковского.

14."Дороги", муз. А. Новикова, ел. Л. Ошанина.

15."Смуглянка", муз. А. Новикова, ел. Я. Шведова.

16.Военные частушки.

17."Давай закурим", муз. М. Табачникова, ел. И. Френкеля.

18."Катюша", муз. М. Блантера, ел. М. Исаковского.

"...Песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу

с врагом, ...всегда достигали своей благородной цели: звуки [такой песни]

и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства,

и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей..."

Из воспоминаний-мемуаров маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна

Учитель: Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Тяжелые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов - в песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали "музыкальную летопись" войны. Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, стал частью жизни фронта и тыла?

Ученики: Песня.

У: Конечно, песня. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей.

Объяснение нового материала

У: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. По ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ. Многие ребята приготовили сообщения, и мы их заслушаем.

Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма народа, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига.

В своих воспоминаниях-мемуарах маршал Советского Союза И.Х. Баграмян писал: "У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира... И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей".

За первые годы войны было создано около 100 песен. Их разучивали солисты, хоровые коллективы и исполняли перед солдатами, уходящими на фронт, и в минуты затишья в военных действиях. Одна из лучших песен - "Священная война". Ее написал композитор Александр Александров на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача. Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А. Александрова.

   Сообщение ученика: Статья озаглавлена "Как вошла в мою жизнь Отечественная война". Александр Васильевич писал: "Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... Я никогда не был военным человеком, но у меня в руках оказалось могучее средство - песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие. И поэтому с первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею, - песни..."

У.: Когда и где впервые прозвучала песня "Священная война"?

Сообщение ученика: В один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале, в Москве, эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски запели новую песню. Ее чеканная мелодия, суровая, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить песню пять раз. Это была "Священная война". Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.

У.: Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал "Священную войну" бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени. Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатным звучанием этой песни. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм создают образ непреклонной воли, устремленности к победе. Мелодия достаточно проста и легко запоминается, что делает песню доступной для массового исполнения. Давайте послушаем фрагмент этой песни-призыва.

Слушание песни "Священная война", муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.

У.: Готовность к самым суровым испытаниям, уверенность в победе отражены в песне о Москве - столице нашей Родины.

Сообщение ученика: "Песня защитников Москвы" походно-маршевого характера. Написана она композитором Б. Мокроусовым и поэтом А. Сурковым к фильму "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой". Много создано прекрасных песен о Москве уже после войны, но эта фронтовая вестница победы останется в памяти народа навсегда.

Исполнение "Песни защитников Москвы", муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова.

У: В годы войны композиторы и поэты рассказывали о том, как сражались солдаты, как уходили в поход партизаны. Этой теме посвящена "Ой, туманы мои, растуманы", написанная в стиле русских протяжных песен.

Исполнение песни "Ой, туманы мои, растуманы", муз. В. Захарова, сл. М. Исаковского.

Славная судьба была у некоторых песен...

Сообщение ученика: Песня "Шумел сурово брянский лес" написана по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна. Сегодня мелодия этой песни звучит в Брянске, на Площади партизан, у памятника Вечной Славы павшим в боях за освобождение Брянска и у Вечного Огня.

Исполнение песни "Шумел сурово брянский лес", муз. С. Каца, сл. А. Софронова.

У: Талант многих деятелей искусства особенно сильно проявился именно в суровые годы военных испытаний. Это можно сказать о творчестве Василия Павловича Соловьёва-Седого. Его песни полюбили тогдашние слушатели - и бойцы, которые защищали нашу Родину на переднем крае, и те, кто работал в тылу.

Сообщение ученика: В августе 1941 года Соловьёв-Седой вместе с Малым оперным театром эвакуировался из Ленинграда в Чкалов. Прибыв на место, он создал боевую театрально-эстрадную группу. Став ее руководителем, он писал музыку, сочинял стихи, сатирические сценки, репетировал с актерами. В феврале эта театральная бригада "Ястребок" выехала в Москву и с утвержденной программой получила путевку на Калининский фронт. Ансамбль "Ястребок" выступал перед бойцами в землянках, блиндажах, полевых госпиталях...

У.: Как композитор относился к воинам и что ему дало знакомство с фронтовой жизнью?

Сообщение ученика (в военной пилотке): Общение с бойцами помогло композитору уловить их чувства, настроения и передать все это в своих мелодиях, которые согревали сердца, помогали выстоять в жестокой борьбе с врагом. К воинам Советской Армии Соловьёв-Седой относился с особой душевной теплотой. Объяснял он это так: "Я считаю себя солдатом. И не только потому, что в суровые годы Великой Отечественной войны многократно бывал на фронте, выступал в блиндажах, землянках, на военных грузовиках и железнодорожных платформах. Считаю себя солдатом потому, что каждая третья написанная мною песня - о солдате".

У.: Немало песен родилось благодаря творческой дружбе Соловьёва-Седого и поэта Алексея Фатьянова. Интересна история возникновения одной и них. Это "Соловьи".

Сообщение ученика: Как-то раз поэт Алексей Фатьянов, только что вернувшийся с фронта, зашел к Соловьёву-Седому в номер гостиницы и показал текст стихотворения "Пришла и к нам на фронт весна". В стихотворении рассказывалось о весне, любви, тоске солдат по мирной жизни. Композитор сел за пианино и тут же написал музыку. Затем поэт и композитор пригласили к себе обслуживающий персонал гостиницы, генерала-соседа и исполнили новую песню. Песня понравилась, однако генерал предложил им исправить одну строку: "Пусть солдаты (а не ребята, как было) немного поспят". Песня начинается припевом, обращенным к соловьям.

Исполнение песни "Соловьи", муз. В. Соловьёва-Седого, сл.А.Фатьянова.

У.: Из шедевров, созданных Соловьёвым-Седым во время Ленинградской блокады, в историю вошла песня "Вечер на рейде".

Сообщение учеников:

1-й в бескозырке. Это одна из любимых песен моряков. Когда я ее слушаю, даже сердце щемит. Однажды во время Ленинградской блокады Василий Павлович работал в порту на выгрузке дров. А в это время на рейде стоял корабль, который готовился к выходу в море. На его борту кто-то негромко играл на баяне и напевал. И Соловьёв-Седой задумал написать песню о тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, быть может, предстояло уйти в опасный поход. И тут же записал в книжку слова: "Прощай, любимый город!" Сразу же возникла и мелодия. Поэт Александр Чуркин довершил работу над текстом.

2-й в бескозырке. Знаете ли вы, что песня "Вечер на рейде" не сразу была признана коллегами-музыкантами? Она показалась слишком мирной и спокойной, не отвечающей обстановке войны. Как можно, возмущались коллеги, в грозные дни нависшей над страной опасности создавать что-то лирическое, почти застольное? Но неожиданно для всех песня тронула солдатские сердца. Когда эту песню передали по радио, в Москву полетели письма с фронта и из тыла. Их авторами были солдаты и офицеры, моряки и пехотинцы, раненые из госпиталей и рабочие оборонных заводов. Все просили еще и еще раз исполнить полюбившуюся им песню. Об этом вспоминают в своих мемуарах военноначальники, руководители партизанских отрядов, подпольщики. И вот уже более 60 лет эта песня живет среди нас.

У.: Действительно, песня "Вечер на рейде" звучала и на море, и на суше, в тылу врага и на фронте, на армейских торжествах и в боевой обстановке. Ее пели герои Севастополя по листовке, выпущенной в осажденном фашистами городе. Эта песня проникла даже за границу. В Италии ее пели на новый текст о девушке партизанке, боровшейся с фашистами. В сборнике песен Соловьёва-Седого она стоит первым номером.

Исполнение песни "Вечер на рейде", муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А.Чуркина.

Популярность военных песен Соловьёва-Седого быстро росла. Он стал одним из самых известных композиторов-песенников. Ему даже была присуждена Сталинская премия.

Но не только боевые и маршевые песни создавались в те годы. Именно во время войны были написаны наполненные большим чувством нежные, лирические песни. Они звучали в минуты краткого отдыха бойцов, согревая их сердца. Многие авторы этих песен так и остались неизвестными.

Эту песню знали, любили в годы войны и пели все - от мала до велика. Звучала она и на фронте, и в далеком тылу. Но и в наши дни ее мелодия волнует душу. Известно, что слова принадлежат М. Исаковскому. Впервые стихотворение "Огонек" с подзаголовком "Песня", но без нот и указания фамилии композитора, было опубликовано в газете "Правда" от 19 апреля 1943 года. По всей вероятности, поэт, приславший стихотворение, предполагал, что рано или поздно оно станет песней, как это уже не раз случалось. Действительно, вскоре музыку к стихотворению "Огонек" стали сочинять многие профессиональные и самодеятельные композиторы. Песня была даже записана на грампластинку и выпущена в 1943 году, однако варианты мелодий многих композиторов распространения не получили. "Огонёк" распевали именно с той мелодией, которая давно и сразу вошла в песенную антологию. Кто же ее автор, благодаря которому она так скоро и широко распространилась и укрепилась в народной памяти?

На этот вопрос исчерпывающего ответа пока нет. Впервые с той мелодией, которая стала хрестоматийной, "Огонек" был записан на грампластинку и прозвучал в радиоэфире уже после войны, в 1947 году. Ее исполнил певец и пропагандист советской песни В. Нечаев с эстрадным оркестром под управлением В. Кнушевицкого. По всей вероятности, Кнушевицкий и осуществил запись и аранжировку напева, который передавался из уст в уста, пока не стал той песней, что любима всеми нами.

Поиск материалов, связанных с мелодическим первоисточником "Огонька", продолжается. Споры вокруг авторства мелодии то затихают, то разгораются вновь. Претендентов на авторство очень много, но еще больше "первооткрывателей", публикующих занимательные и неправдоподобные истории о рождении "Огонька". Пока нет достоверных сведений, пусть эта песня остается народной.

Исполнение песни "Огонёк", муз. народная, сл. М. Исаковского.

Многие фронтовые песни были рождены самой жизнью. Так произошло с песней "В землянке".

Сообщение ученика: Однажды поэт Алексей Сурков, выходя из вражеского окружения, попал на минное поле. Было действительно "до смерти четыре шага", даже меньше... После всех испытаний он послал жене письмо со стихами, которые позже стали популярной песней "В землянке". Душевное состояние поэта, вызванное пережитым, нашло созвучное воплощение в музыке К. Листова.

У.: Песня как бы сокращала расстояние между людьми. Солдат выражал в ней свое чувство к любимой, говорил о вере в ответную любовь. "Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви" - как много значили эти простые слова в суровые военные будни!

Исполнение песни "В землянке", муз. К. Листова, сл. А. Суркова.

А сейчас мы споем еще одну лирическую песню о раздумьях солдата, который темной холодной ночью вспоминает свою любимую, верит в нее и знает, что эта вера спасет его от пули в смертельном бою. Песня "Темная ночь" прозвучала в фильме "Два бойца".

Исполнение песни "Темная ночь ", муз. Н. Богословского, сл. В.Агатова.

А какие еще песни военных лет вы знаете?

У-ки: "Синий платочек", "Случайный вальс", "В лесу прифронтовом".

У.: Так как время урока у нас ограничено, давайте споем из этих песен по одному куплету.

Исполнение песен: "Случайный вальс", муз. М. Фрадкина, сл. Е.Долматовского; "В лесу прифронтовом " муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского; "Синий платочек", муз. Е. Петербургского, сл. М.Максимова.

Знаете ли вы трагическую песню, написанную композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским?

У-к: Это песня о солдате-победителе, вернувшемся в свое родное село. Прошагавший пол-Европы солдат из песни "Враги сожгли родную хату" находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы... Воин-победитель потрясен увиденным.

Исполнение песни "Враги сожгли родную хату", муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

У: Интересна судьба песни "Дороги", которая как бы подытоживает события военных лет.

Сообщение ученика: Композитору А. Новикову и поэту Л. Ошанину была заказана песня "Весна победная". А они создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя бойцах. Миллионы фронтовиков и тружеников тыла приняли ее как свою.

Исполнение песни "Дороги", муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.

   У.: Во время войны популярны и веселые песни. Одна из них прозвучала в фильме «В бой идут одни старики» - «Смуглянка», муз. А.Новикива, сл. Я.Шведова.

   В годы Великой Отечественной войны создавалось очень много частушек. В них высмеивались фашисты, Гитлер. И хотя частушки передавались из уст в уста, многие из них дошли до нашего времени.

Исполнение частушек на военную тематику.

Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшиеся в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство.

473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела Клавдия Ивановна Шульженко перед воинами Ленинградского фронта. Вот одна из песен ее репертуара.

Исполнение песни "Давай, закурим", муз. М. Табачникова, сл. И.Френкеля.

Артисты понимали свою - высокую ответственность перед бойцами. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стремились хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника.

Вот как в рассказе Валентина Катаева оживает один из концертов певицы Лидии Руслановой, состоявшийся за 15 минут до атаки.

Сообщение ученика: "Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поёт... Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову".

У.: Певица вместе с нашими солдатами прошла дорогами войны, своими песнями она напоминала им отчий дом, родных. И День Победы в самом Берлине тоже был отмечен песней.

Сообщение ученика: На ступеньках Рейхстага воины-победители слушали бесхитростную шуточную песню "Валенки" в исполнении Лидии Руслановой. Над счастливыми, восторженными солдатами разливалась мелодия русской песни. Когда Русланова закончила петь, один из генералов подошел к ней, отстегнул от своей шинели боевой орден, прикрепил его на грудь певицы и низко поклонился ей.

У.: Где еще звучали песни, когда театры, концертные коллективы были эвакуированы в глубь страны?

У-ки: Песни звучали на радио.

   У.: Нельзя не вспомнить еще об одной песне. Почти легендарную популярность обрела "Катюша". Написанная еще в мирное время, эта песня в годы войны пелась повсюду. На ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу. Ее знают во всех странах и поют на разных языках. Когда автор-композитор М. Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл сеньор "Катюша".

Исполнение песни "Катюша", муз. М. Блантера, сл. М.Исаковского.

Проверка освоения материала учащимися

У.: Познакомившись с некоторыми песнями, созданными в годы войны, я думаю, вы поняли, что они занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Эти песни являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи. Какое же значение имели песни военных лет?

У-ки:

  • песни помогали ковать победу;
  • песни вдохновляли бойцов на подвиги во имя родной страны;
  • песни в годы войны были боевым оружием, они звали на бой, рождали уверенность в победе;
  • в песнях слышались ярость и гнев народа, его готовность к победе;
  • вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, это было подтверждением нашей веры в победу;
  • лирические песни военных лет говорили о верности и любви, несли радость в минуты отдыха;
  • песни воскрешали в памяти теплые слова прощания с любимым городом;
  • шуточные песни поднимали дух бойцов, подбадривали их.

   У.: Песни военных лет!.. За что же их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню хранят? Только ли за простоту и душевность, мелодичность и красоту? Безусловно, и это все важно, но в чем же главное их достоинство?

   У-ки: В стойком оптимизме, неиссякаемой вере в добро, в извечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть.

   У.: Минули годы и десятилетия. Но и сейчас мы с глубоким волнением обращаемся к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим величие огненных лет Великой Отечественной войны. Эти песни подают нам положительный пример и воспитывают чувство патриотизма. От первых военных залпов до победного майского салюта прошагали эти песни в боевом строю. И за это низкий поклон их авторам, известным и безымянным.

Большое спасибо. До свидания.

Ученики выходят из класса под песню «Катюша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Конспект музыкально-ритмических занятий во 2 классе по теме: "Характер музыки и средства музыкальной выразительности"

Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...

Конспект музыкального занятия на волшебной музыкальной поляне (средняя группа)

Рассматриваются с детьми средней группы различные музыкальные инструменты, обучение детей игре на них....

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Музыкальная презентация "Военной песни негасимый свет"

Данная презентация посвящена  70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.Рассказывает о создании военных песен....

Сценарий литературно-музыкальной композиции (военная тематика)

Был разработан для участия в завершающем этапе военно-патриотической игры "Орлёнок" для обучающихся 8 класса Ворошиловского района г. Волгограда. В сценарии использованы материалы из архивов учеников,...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Военный госпиталь"

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Военный госпиталь"...