Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами вокального искусства
статья по музыке на тему

Ефимова Александра Владимировна

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. И вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В современном обществе происходят глубокие преобразования.  Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.  Причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. 

В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности. Поэтому  актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания школьников связана со следующими положениями: 

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; 
  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. ( К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»);
  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ученика о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Для их реализации этих положений требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности. Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей.

Духовность  –  свойство  природы  самого  человека,  это-то  уникальное,  исключительное, важнейшее,  что  отличает  человека  от  других  самых  высокоразвитых  живых  существ,  это  то, что  даже  трудно  определить словами.  Дух – это мышление, и сознание, и воля человеческая, которое составляет особенность человека. 

Без  духовности  нельзя  нести  жертвы  и  совершать  подвиги.  Отличительная  черта  духовного человека  –  это  его  уравновешенность  и  целостность,  искренность,  полная  гармония  с  самим собой  и  миром,  в  котором  живѐт  такая  личность.  Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к  искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Духовные знания не только  ведут  к определённому  виду  деятельности.  Они  освещают  общую  картину  мира,  общие  законы развития  природы  и  общества,  благодаря  чему  вырабатывается  научный  подход  к пониманию  явлений.  Таким  образом,  можно  ответить кратко  –  духовность  это  любовь, доброта,  красота,  творчество,  знание  и  свет,  который  несёт  человек, обладающий  этим качеством души.

Одним  из  эффективных  средств  формирования  духовной  культуры     является  искусство,  в  частности  вокальная  музыка.   Музыка, вокальное творчество открывает человеку возможность творческой реализации и самоопределения в мире, постижения гармонического единства с миром. Музыкальное искусство содержит ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Изучение этого опыта и использование достижений современного музыкознания помогут обогатить теоретические основы и практику воспитания. Особая роль в работе с учащимися принадлежит детской музыке, которая на практике всегда рассматривалась как ядро духовного воспитания. 

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоение знаний и умений у человека на основе задатков формируется духовная культура.

Начиная с 20-хгг. Прошлого столетия, выдающиеся музыканты - педагоги (Б.В. Асафьев, Н.Я.Брюсова, В.Г. Коротыгин и позднее - В.И. Шацкая, О.А. Апраксина, Н.Л. Гродзенская и др.), подчеркивая  культурно- просветительскую направленность музыкальных занятий, особое значение придавали духовно- нравственному воспитанию средствами музыки. Идеи всеобщего духовного воспитания учащихся в нашей стране разрабатывалась такими прогрессивными деятелями искусства и культуры, учёными и педагогами, как А.Г. Рубинштейн, Б.В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский и другие. Влияние духовного воспитания на успешное развитие школьников отмечалось А. С. Макаренко, Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинским и многими другими. В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает». 

Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые - психологи – Л. С. Выготский, В.В. Давыдова, Б. М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека. Важное значение в исследовании имеют: теория эстетического воспитания (Б. Т. Лихачёв), теоретические положения о духовно-эстетическом потенциале искусства (Э. Т. Ардаширова, Д. И. Бахтизина, Л. Ч. Загитова). 

В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации школьников в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой информации  и общения со сверстниками, что приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия. Такие разновидности современной музыки, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в детской, подростковой среде широкой популярностью.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру.

Сегодня дети  не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны и узнать, и понять их сегодняшних - новых, неожиданных. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного, без скидок и навязывания, общения с нами на "музыкальной почве". 

Подростки сейчас развиты интеллектуально. Но им необходимо стать подлинно интеллигентными. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима. Известно, что конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития подростка, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед детьми в роли проводника определенных идей и идеалов.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. 

Пение является одним из самых доступных видов музыкальной деятельности.  В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками. Поэтому обучение детей вокальному искусству представляет один из оптимальных путей приобщения детей к  культуре и творчеству. 

Вокальное воспитание — сложная, многогранная система, которая влияет на формирование творческой индивидуальности и может оказывать целенаправленное воздействие на личность подростка. 

Необходимо создание  эстетической среды вокального обучения подростков, которая предполагает наличие:

  • благоприятной нравственно-эстетической атмосферы; 
  • эстетической материальной среды, выражающейся в эстетике обстановки, качестве аппаратуры, состоянии инструментов, учителя и учащихся, эстетике одежды;
  • эстетических акцентов работы, позволяющих воспитывать в подростках посредством музыки готовность воспринимать и оценивать окружающую среду в ее эстетических, нравственных характеристиках;
  • благоприятного музыкально-эстетического окружения, эстетического фона, исключающего влияние низкопробного вокального исполнительства на подростков посредством воспитания у учеников психического отторжения любых проявлений безобразного, некачественного, неэстетичного в музыке;
  • воспитательных мероприятий по развитию у подростков способности к эстетическому рефлексированию своих переживаний и оценок.

Необходимость  эстетической среды вокального обучения подростков обуславливается ее   богатым воспитательным потенциалом. Воспитывающая среда - это совокупность объектов действительности, обладающих   воспитательным   влиянием на личность. Эстетическая среда - это не часть, а характер и качество воспитательной среды вокального обучения подростков. Таким образом, создание эстетической среды в классе исполнительства является необходимым условием вокального воспитания подростков. 

Говоря о формировании духовно-нравственных ценностей, необходимо, прежде всего, отметить, выделяемую ныне современными методистами, духовно-нравственную природу самого урока. Любой урок несет и выражает духовность. Поэтому, нравственный урок – это явление  любви, добра, миролюбия, долга, честности, доброты, справедливости, доверия. 

Занятия пением имеют большую духовно-нравственную силу, которую можно увидеть не сразу, а постепенно, видя, как меняется человек, как он духовно обогащается, как раскрывается в нём богатство его души. Многие учащиеся просят принять их в хоровой класс ДШИ, но не все способны выдержать нелёгкую работу, которая заключается в напряжении волевых, эмоциональных  качеств личности. Чтобы достичь хорошего, качественного вокального исполнения, которое бы заинтересовало слушателя, вызвало бы в нём энергетический, душевный подъём, нужно пройти не одну ступень вокальной подготовки и, самое главное, развить в себе глубину чувств внутреннего мира. Только тогда может возникнуть высоко духовная связь между зрителем и исполнителем. Достигнуть исполнительского мастерства можно только кропотливым трудом.

Искусство действует на человека внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах. При собственном же воспроизведении музыкального рассказа ребенок вкладывает в картину все свое знание, все свое соображение.  Существует громадное количество произведений не только классической, но и написанных специально для детей, в которых в более легкую и доступную для восприятия детей форму заключено содержание, способное нравственно образовать и воспитать ребенка. Чтобы решить эту задачу, я подбираю такие песни, которые содержат яркие поэтические образы, перекликающиеся с жизненным опытом детей. Поэтический текст, его образное содержание должны быть не абстрактными, а близкими и понятными для детей. Таким образом, репертуар должен отвечать следующим требованиям: 

  • развивающий и воспитательный  характер словесно-музыкального материала; 
  • доступность содержания, понятность образов, соответствие жизненному опыту и возрасту детей; 
  • посильность вокально-интонационного материала - степень сложности произведения должна быть посильной, т.е. должна соответствовать уровню подготовленности обучающихся; 
  • яркость и рельефность музыкальных образов, мелодичность (мелодия как интеграция художественного, образного, интонационного); 
  • гуманистический характер произведения, утверждение позитивного жизненного начала; 
  • отражение чувства  радости, юмора,  сострадания,  доброты,  красоты, любви,   ответственности,  дружбы,  патриотизма. 

Естественно, что не каждое репертуарное произведение может включать все перечисленные параметры, но репертуар в целом, должен им отвечать. Это одно из важных условий успешности в обучения и воспитания детей.  В репертуаре  моих учащихся ведущее место занимают патриотические песни о родине, красоте родной природы, о дружбе.  Песни современных композиторов А. Ермолова:  «Россия», «Если мы будем дружить», «Я желаю тебе», «Вместе ты и я», «Желаем удачи!»; А. Варламова: «Подари улыбку миру», «Наши друзья»; Ж. Колмагоровой: «Отчий дом», «Мама»,  «Мир детям» и ещё много других произведений прошлых лет,  близких по духу современной молодёжи.   Они мелодичны, просты,  несут много добра, света, любви.  

Одним из важнейших звеньев в воспитании является концертная деятельность. Выступление  на концертах - это своеобразный отчет о проделанной работе. Оно выявляет все возможности ученика, коллектива, демонстрирует сплоченность, дисциплину, музыкальность, способность слушать и слышать руководителя, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления имеют большое воспитательное значение. Они формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях - авторитетное жюри. С первого года обучения мои учащиеся хорового класса постоянно принимает участие, как солисты, так и в составе вокального ансамбля  во всех праздниках и концертных мероприятиях для жителей села, детской школы искусств, общеобразовательной школы.  Это  концерты, посвященные «Дню Победы», «Дню защиты детей», «Дню Матери», «Дню пожилых людей», и других мероприятиях. Дети не только познакомились с прекраснейшим песенным материалом, но самое главное – они проникались огромным состраданием к старикам, к которым приходят с концертом в центр реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидам, видели слёзы и сами плакали с мамой героя, погибшего в Афганистане, искренне преклонялись перед подвигом ветеранов  войны. 

Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь наших детей богаче, интереснее, дает им возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Для становления человека в юные годы искусство имеет исключительное значение. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков. Таким образом, особая роль искусства в духовно-нравственном воспитании заключается в способности  произведений   музыки максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире. 

Список литературы:

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 
  2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
  3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 
  4. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. 
  5. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Академия, 2004. 
  6. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Музыка и пение». – М.: Просвещение.
  8. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.
  9. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М., 1956.
  10. Абдуллин Э.Б. Приобщение к музыке // Начальная школа. - 1974, № 12.
  11. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада – к начальной школе). – Воронеж, 1998.
  12. Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. - 1991, № 10.
  13. Асафьев Б.В. о музыкально-творческих навыках у детей // Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Под ред. Е.М. Орловой. – М.; Л., 1965.
  14. Ушинский К.Д. Педагогические взгляды башкирских просветителей и писателей. – Пермь: ПГПИ, 1974. – 194 с.
  15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947. 
  16. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. – М.: Академия, 2002. 
  17. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // В кн.: Новое педагогическое мышление. – М., 1989.
  18. Кабалевский Д.Б. Сила искусства.- М.: Молодая гвардия, 1984.
  19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М., 1984.
  20. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.
  21. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.
  22. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сб. н. трудов / Отв. ред. Н.А. Яковлева. – Л., 1989.
  23. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1985.
  24. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания // Искусство в школе. – 1995.
  25. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыки // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант-педагог»). – 2001.
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...

Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»

Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...