Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Щербак Эллина Юрьевна,

учитель музыки МОУ СОШ № 32 г. Рыбинск

Урок 5 класс. III четверть

 «Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Ребята, на предыдущих уроках мы говорили о пейзажах в музыке. А может ли быть музыкальный портрет?

Учитель предлагает учащимся работу в парах: определить автора и название произведения, какое их них можно отнести к музыкальному пейзажу, а какое к музыкальному портрету.

Проигрывание фрагментов знакомых произведений «Форель», «Мертвое поле», «Песня об Александре Невском», «Островок», «Весенние воды», «Жаворонок»

Обсуждение с учащимися правильности ответов.

Тему нашего урока мы попробуем сформулировать немного позже.

Сегодня наш урок будет посвящён одному из самых любимых музыкальных инструментов. Послушайте голос этого инструмента и назовите его.

Слушание Темы Шехеразады Н.А. Римского-Корсакова

Работа с текстом учебника на стр. 114 и ответы на вопросы:

- Когда появилась скрипа?

- У кого скрипка была любимым инструментом?

- В каких странах скрипка сохранилась как народный инструмент? 

Сюжетно-ролевая игра-драматизация «Волшебный смычок»

Этапы проведения:

1. Учитель исполняет песню «Волшебный смычок».

2. Дети, выразительно читая текст песни, обсуждают характерные черты, раскрывающие образ скрипача-бедняка, богача и народа.

3. Все ученики, желающие выступить перед «зрителями», по очереди пробуют  найти выразительные движения, исполнительские краски, создать образ.

4. Зрители выбирают наиболее удачные варианты выступлений, аргументируя своё мнение.

5. Разыгрывается песня.

6. Обсуждаются результаты игровых действий участников.

Работа с текстом учебника на стр. 114 и ответы на вопросы:

- Только ли у народа скрипка была любимым инструментом?

- Чем отличается тембр звучания скрипки?

Творческое задание в парах. Послушайте, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрипки композиторами разных времён. Во втором столбике таблицы опишите словами характер музыки, в третьем столбике изобразите мелодическую линию графически.

композитор, произведение

 характер музыки

графическая запись музыки

И.С. Бах

«Чакона»

18 век

П.И. Чайковский «Мелодия»

 19 век

А. Шнитке  

«Concerto grosso»

20 век

Предполагаемые ответы:

«Чакона» - возвышенный, серьёзный, звучит скрипка-соло, минор – волны

«Мелодия» - мягкий, душевный, диалог скрипки и фортепиано, мажор – дуги

«Концерт» – тревожный, напряженный, отчаянный, ансамбль – ломаные линии

Работа с текстом учебника на стр. 112-115. Рассмотрите в учебнике репродукции с изображениями скрипки. Какие из  этих картин созвучны образам услышанной сейчас музыки?

Петь своим неповторимым голосом скрипку научили знаменитые итальянские мастера Амати, Страдивари, Гварнери. Скрипки великих итальянцев дожили до наших дней и звучат так же прекрасно, как и сотни лет назад. Многие мастера пытались создать подобные инструменты, но достичь совершенства скрипок Амати, Страдивари, Гварнери им до сих пор не удалось. Особенно мастерам хотелось повторить успех Страдивари. Но его скрипки остались непревзойдёнными. Возникла даже легенда о секрете Страдивари, великой и непостижимой тайне старого мастера.

Это было давным-давно, более трёхсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привёл паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников.

Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки будущих скрипок. Как особую награду получил старательный подмастерье разрешение самостоятельно сделать скрипку от начала и до конца.

Было ему тогда всего 13 лет. А последний свой, более чем тысячный инструмент великий Антонио Страдивари сделал, когда ему перевалило за девяносто.

Мы говорим: «Звуки скрипки так дивно звучали». Но как возникает это дивное звучание?

Когда-то скрипачи играли ровным «белым» звуком. Играть полным, мощным звуком считалось неприличным. Но великий итальянский скрипач-виртуоз 19 века Никколо Паганини показал, что на скрипке можно играть музыку страстную, волнующую, глубокую. Он не хотел играть в салонах для развлечения, где музыка была в роли прислуги. Он вышел в зал, где его услышали тысячи любителей музыки.

Работа с текстом учебника на стр. 116 и ответы на вопросы:

- Как называется одно из самых известных сочинений Паганини?

- Что означает это слово  в переводе с французского языка?

- Прослушайте Каприс № 24 и определите, в какой форме написано это сочинение?

Слушание Каприса № 24

- Какой из представленных портретов Паганини ярче всего передаёт настроение услышанной музыки?

Мелодию Каприса № 24 неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу-виртуозу разные композиторы и музыканты. Предлагаю вам познакомиться с интерпретацией Каприса в исполнении скрипачки из Кореи Ванессы Мэй.

Слушание Каприса № 24 в исполнении Ванессы Мэй

- Вам понравилось это выступление?

- Чем отличается интерпретация Каприса Ванессы Мэй?

- Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?

- Что нового вы узнали сегодня о скрипке?

- Можно ли назвать это музыкальным портретом скрипки?

Дома в тетради составьте музыкальный портрет скрипки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"

Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»

Задачи урока:1.    Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....

Карта урока - Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки в 5 классе по программе авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. М. Цель урока : Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства; определить, в чём заключ...

технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Конспект(технологическая карта) урока  в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"по программе Г. П, Сергеевой и Е.Д. Критской....

технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Конспект(технологическая карта) урока  в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"по программе Г. П, Сергеевой и Е.Д. Критской....