Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.

Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_god_mozhem_li_my_uvidet_muzyuu.doc426.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Класс Тема четверти Можем ли мы увидеть музыку.

Тема урока Портрет в музыке и изобразительном искусстве. ( с использованием здоровьесберегающих технологий)

1. Вход и выход под песню «Я хочу увидеть музыку» Г. Струве.

2.Музыкальное приветствие.

3..«Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

4.«Песня Варлаама» М. П. Мусоргский из оперы «Борис Годунов».

5.Беседа по картине «Протодьякон» И. Репин.

6.Физкультминутка.

7.«Песня о маленьком трубаче» С. Никитина.

Цель урока: углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведений – «Песня Варлаама»  М. П. Мусоргского и картины «Протодьякон» И. Репина

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать внутренний слух и внутреннее зрение как основу развития творческого воображения;
  • Дать понятие «музыкальный портрет» на примере «Песни Варлаама»;
  • Научить сопоставлять произведения музыки и изобразительного искусства ( как разные виды искусства - по- своему и независимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание;
  • Понимать значение цветовой гаммы, оттенков;

Дать представление о сообществе «Могучая кучка».

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к истории и культуре  России;
  • Формирование эстетического вкуса учащихся;
  • Воспитание нравственно- патриотических качеств у учащихся через историю родной страны, музыкального наследия русского народа.

  Развивающие:

  • Развивать вокально- хоровые навыки;
  • Активизировать учебно- творческую деятельность;

Оборудование: мультимедийный проектор и экран, компьютер, диски, презентация, выставка детских рисунков, фортепиано.

Технологии: критического мышления, интерактивного обучения,  икт.

В ходе урока обучающиеся приобретают знания о жанре музыкального портрета,  умение анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и изобразительного искусства, исследовательской деятельности,  работы с современными электронными средствами обучения. Для того чтобы работа на уроке шла педагогически правильно и  то же время полезно для здоровья необходимо соблюдать условия:

–  Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено. Во время пения учащиеся глубоко дышат полной грудью, поэтому воздух должен быть чистый, и тогда в это время действительно будут развиваться лёгкие, и не будет отравления запыленным воздухом.

– Ввиду того, что пение представляет собою полезную естественную гимнастику, необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.

–  Все ученики должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно наблюдать за детским вниманием, интересом, утомляемостью, осанкой во время пения, выполнения творческих заданий.

Ход урока.  

Эпиграф урока: “Как сходна музыка с человеком!  У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А. Сууман.

  1. Организация начала урока. Психологический настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята. Прежде чем начать урок, посмотрите друг на друга, подумайте о

 чем - нибудь хорошем, улыбнитесь друг другу.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Прозвенел для вас звонок, нам пора начать урок! ( проводится рефлексия настроения)

Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть красивыми и здоровыми.

Ученики: Здравствуйте!

Учитель: Как ваше настроение?

Ученики: Так же как всегда.

Учитель: Пора нам заниматься.

Ученики: Да, да, да.

Учитель: Вы будете стараться?

Ученики: Так же как всегда.

  1. Подготовка к основному этапу урока.

Перед тем как перейти к новой теме нашего урока, давайте вспомним тему 3 четверти. « Можем ли мы увидеть музыку?)

Наши уроки объединяет живопись и музыка. На музыкальном языке живописать – значит звуками будить  нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы. (О. Бальзак).

На каких примерах мы уже проследили связь музыки и изобразителього искусства? Музыка и изобразительное искусство очень тесно связаны между собой. Не зря художник И. Репин говорил: «Без музыки я не мыслю жизни»

 ( показ портрета)

А что является основой для создания произведений искусства? (жизнь)

Объяснение новой темы. Давайте, ребята мы послушаем отрывок из песни и вы поймете, о чем сегодня мы с вами будем говорить.

Звучит 3 куплет «Песни о картинах» Г. Гладкова.

Немного истории.

 Более ста лет назад, во второй половине XIX века, в русском искусстве появились два замечательных содружества передовых художников и музыкантов.

     Пять талантливых молодых композиторов, которые горячо любили русскую музыку и русский народ, объединились в творческий союз, чтобы вместе бороться за сохранение народного творчества, за создание национальной русской музыки в традиции, заложенной Михаилом Ивановичем Глинкой , который в своих произведениях рассказывал о жизни простого народа и развивал русскую национальную музыку, опираясь на фольклор.

     Союз этих композиторов назвали «Могучей кучкой». В содружество входили: талантливый двадцатилетний музыкант Милий Алексеевич Балакирев ,молодой военный инженер Цезарь Антонович Кюи , восемнадцатилетний гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский , учёный-химик Александр Порфирьевич Бородин  и совсем ещё юный моряк Николай Андреевич Римский-Корсаков . Всех их объединяла страстная любовь к музыке. Название «Могучая кучка» дал известный русский искусствовед Владимир Васильевич Стасов. «Сколько поэзии, чувства, таланта у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов...» Картинки по запросу портрет могучая кучка

Во главе кружка встал Милий Алексеевич Балакирев . Михаил Иванович Глинка считал его своим преемником в русской  музыке. 

  Из всех композиторов «Могучей кучки» наиболее самобытным талантом обладал Модест Петрович Мусоргский , который проявлял особенно большой интерес к народной жизни и к русскому человеку. Ему тогда было 18 лет.

Он недавно окончил школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку.  Но вскоре понял,что главным занятием в его жизни  будет музыка и оставляет службу.Он создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывается неповторимость русского характера. Эти образы живут в его произведениях. Вся сила таланта раскрылась в опере «Борис Годунов» по трагедии Пушкина. Это настоящий шедевр оперной музыки. В пушкинской трагедии композитора привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение  силы народа. Которое выливается в открытое недовольство, а под конец в стихийное восстание.

Рассказ сопровождается презентацией.

    О таких образах – музыкальных портретах – мы и поговорим  сегодня. Как вы думаете, может музыка нарисовать портрет?

      Звучит «Песенки о картинах» Г. Гладкова (3 куплет).

А поможет нам разобраться музыка М. П. Мусоргского. 

Музыкальный портрет-это описание  характера героя средствами музыки. В нем неразрывно взаимосвязаны выразительность и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно почувствовать.

Слушание «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов « М. П. Мусоргского ( видео).

Цель: рассмотреть.как музыка может воплотить внешний облик человека, его нрав и характер.

К нам  в кабинет сейчас войдет герой музыкального произведения. Мы не знаем, как он выглядит.Но музыка нам поможет нарисовать его портрет. Вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер.

 Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Первая группа (1ряд). Вам даны эпитеты. Давайте их прочитаем: молодецкий, могучий, добрый, нежный, светлый, залихватский, буйный, яркий, спокойный, мощный. Ваша задача – прослушав номер, попытаться определить характер Варлаама и его песни с помощью этих эпитетов. Можете добавить свои, если у вас возникли какие-то другие впечатления.  

Вторая группа (2 ряд).  Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.  

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода. - Перед слушанием вы получите задание, на которое потом дадите аргументированный ответ.

Вторая группа.  Мы знаем, что краски и звуки дружат друг с другом, помогая в работе. Они, как волшебники, могут создать любое настроение, любую картинку. Нужно только раскрыть секрет этого волшебства.  

Слушая музыку, попытайтесь сопоставить цветовую гамму с музыкальным характером, увидеть цветовую палитру, которая возникла у вас в воображении от прослушиваемого эпизода.

 - Какими музыкальными красками композитор написал этот музыкальный портрет? Как манера исполнения выдаёт характер героя?

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.). Его душа – душа разбойника.

(Разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, быстрый темп, использование разных регистров в оркестре, которые постоянно мечутся вверх – вниз.)

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии?

 Дети (выбирают на доске подходящие слова  (молодецкая, мощная, могучая, добрая, нежная, светлая, лихая, буйная, густая, яркая).

Варлаам – беглый монах, живущий свободной, разгульной жизнью. 

Что такое музакальный портрет концпект?

 Рассказ о посещении М. П. Мусоргским выставки. На которой он увидел «Протодьякона» Репина. «Видел «Протодьякона», созданного нашим славным Ильею Репиным. Да ведь это целая огнедышащая гора! А глаза Варлаамища так и глядят за зрителем. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь!»

Что помогло композитору и художнику создать такие похожие образы?

Это портрет характера героя, в нем неразрывно слиты выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка. Когда эта картина появилась на выставке передвижников, известный музыкальный критик В.Стасов увидел в персонаже этой картины один из самых истинных, глубоко национальных русских типов. «Варлаамище» из пушкинского «Бориса Годунова» - так определил он колоритную фигуру, изображенную на портрете. Точно так же Мусоргский, увидев «протодьякона», воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!” 

В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”. На картине изображен огромный монах, разгульно живущий, любящий поесть и выпить. Центр картины – гигантское пузо, сильная рука, сжимающая посох, красный нос. Бросается в глаза злой взгляд безразличного к другим людям человека. Его душа – душа разбойника.

Но, когда Репин писал свою картину, он не имел ввиду образ Варлаама и наоборот…

 Просто разные виды искусства отобразили образ монаха по- разному- композитор создал песню, а художник написал портрет. 

 В музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете всё наоборот. Итак, музыкальный портрет – это портрет характера героя.

Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов».

- Действительно ли музыка и изобразительное искусство так тесно  взаимосвязаны друг с другом?

- Обладает ли музыка изобразительностью?

Вот мы и  проанализировали «Песню Ваарлама», нашли даже портрет, очень похожий на Ваарлама. Давайте мы еще раз послушаем это произведение. А вы дома нарисуете своего  монаха.

А сейчас вы  своим исполнением нарисуете портрет героя этой песни.( наигрываю мелодию «Песни о маленьком трубаче» Никитина.

  1. Дыхательная гимнастика по системе  А. Н. Стрельниковой. 

Задача: формирование правильного дыхания, способствование нормальному развитию голоса, охрана голоса от заболевний. 

Упражнение «Ладошки» и «Нанос».

Исполнение «Песни о маленьком трубаче» Крыловы и Никитина. 

Обязательно связать с 70- летием Победы и провести беседу «Дети войны».

Мог ли такой человек как Варлаам совершить подвиг какой совершил маленький трубач? 

Каждый человек, в силу своего воображения и фантазии, может представить себе зрительные образы. Если произведение программное, то и зрительные образы будут совпадать в главном, но при этом отличаться в деталях. Это высказывание выражает сущность жанра музыкального портрета.

Подведение итога урока. Оценка деятельности учащихся. Выставление в дневник оценок.

Д\з: нарисовать «своего Варлаама».

Я всех благодарю за прекрасный урок.

Выход из класса под песню Г. Струве «Я хочу увидеть музыку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок учеников пятого класса. Литература в музыке.

я хотела донести ученикам связь музыки с литературой....

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

Урок музыки "Портрет в музыке и изобразительном искусстве" проводится во втором полугодии по теме "Музыка и изобразительное искусство"...

Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...

Методическая разработка урока: Основные пропорции головы человека: создаем портрет времен года. Портрет времени года. Предмет: Изобразительное искусство Класс: 6

Пояснительная записка     Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по предмету Изобразительное  искусство  по теме: Основные пропорции головы чел...