Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему

Минакова Елена Егоровна

Цели:

-повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки

-подчеркнуть жизненную основу всех искусств

-развитие памяти

Задачи:

 -показать  связь русской народной песни  с жизнью

- воспитание  музыкального, художественного и эстетического вкуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_5klass.doc66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 5 «В» классе

Тема «Вторая жизнь песни»

Учитель Минакова Елена Егоровна

Цели: 

-повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки

-подчеркнуть жизненную основу всех искусств

-развитие памяти

Задачи:

 -показать  связь русской народной песни  с жизнью

- воспитание  музыкального, художественного и эстетического вкуса

Тип урока:

-комбинированный

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, русские народные инструменты, портреты композиторов, книги

Методы:
- объяснительно - иллюстративный
- наглядно-слуховой
- интерактивный, с использованием интерактивной доски

Содержание урока

 

Учитель:

- приветствие

- тема на доске - кто скажет, о чем пойдет речь сегодня?

Дети:

- о второй жизни песни

Учитель:

- выставка русских народных инструментов сможет нам помочь узнать о  какой песне идет речь?

Дети:

- о второй жизни русской народной песни

Учитель:

- какие знаете рнп?

Дети:

- свадебные, трудовые, колыбельные, солдатские, игровые, хороводные…

Учитель:

- сегодня у меня помощник весь класс

-  запевает рнп  «Во поле береза стояла», приглашая нескольких детей в хоровод, класс подпевает

- какие знаете рн инструменты?

Дети:

Балалайка, ложки, трещотки, бубен, домра, дудочка

Учитель:

- показывает эти инструменты

- могут ли красны девицы да добры молодцы водить хоровод в нашей сегодняшней одежде?

Дети:

- нет, девицы носили сарафаны, а молодцы рубахи

Учитель:

- давайте посмотрим на выставке рисунков детей, как раньше одевались

- одежда украшена  вышивкой, а когда успевали вышивать?

Дети:

- зимними вечерами, так как летом все работали

Учитель:

- давайте нарисуем в тетрадях сарафан

- звучит рнплясовая «Камаринская» на гуслях

- теперь посмотрим ваши рисунки - яркие, красочные

- раздайте тетради мои помощники

- а сейчас хочу познакомить вас с рнп «Зеленая рощица»

- записали в тетради рнп «Зеленая рощица»

- запевает песню

- какая интонация?

- в чем особенность рнп?

- о ком песня?

Дети:

-нежная, мягкая, мелодичная, плавная, добрая, спокойная…………

- распевная

- песня о соловье

Учитель:

- почему он не поет?

Дети:

- в неволе соловей

- беседа по содержанию песни 

- разучивание песни, игровой прием «Эхо» - возвращение учащимися фраз учителя с аналогичной интонацией

Учитель:

- поем по руке---каждый распев нажимаем на пальчик

- разучивание первой строчки…ро-о-о-о-о-о- щица----это распев

- ..не по-ёёё-шь-----это протяжный звук

- хоровое самостоятельное исполнение первой фразы  песни

-физ. минутка

- показывает портрет С.С.Прокофьева

- показывает разные издания «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого - такая захватывающая история, что книгу переиздают несколько   раз—значит эта книга людям нужна.

- вместе с детьми, кто знает, вспоминает краткое содержание повести

- рассказывает момент пробуждения Алексея Маресьева от наркоза…бред…птица без крыльев жить может, а летать нет….

- так и с Маресьевым

- и мед.сестра Клавдия, вместо утешительных слов …

- дети с учителем запевают песню Клавдии «Зеленая рощица»………

- какую роль сыграла эта песня, почему успокоился, как это помогло Алексею?

Дети:

- звучит, как колыбельная, душевно, сердечно, нежно, ласково…

- песня успокоила, придала уверенности, вселила надежду, все будет хорошо…

- спасла жизнь

Учитель:

- эта песня прозвучала в опере С.Прокофьева  «Повесть о настоящем человеке»

- песню «Зеленая рощица» знают немногие, а оперу С.Прокофьева знают много людей и не только в нашей стране, а теперь знают и рнп «Зеленая рощица»---вот ее вторая жизнь.

- запишем в тетради  -  С.С.Прокофьев, ведь мы на уроке музыки, у Б.Полевого - повесть, а у Прокофьева - опера, а еще есть худ.фильм, который тоже называется «Повесть о настоящем человеке»--я предлагаю вам дома посмотреть его. 

Учитель:

- а сейчас хочу привести пример второго рождения  еще одной рн песни

- звучит рнп «Камаринская»

- показывает портрет П.И.Чайковского 

-звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П.Чайковского на органе

- «играет» на балалайке

- заметили разницу? 

Дети:

- быстрее, орган, веселее, звучно, шумно, суетно, азартно,

- беседа, сравнительный анализ трактовки  П.Чайковского и рнп Учитель:

- у нас на уроке целая коллекция народных музыкальных инструментов. Мы просто обязаны на них сыграть

- приглашается 5,6 человек - раздаются инструменты

- звучит рнп «Камаринская», а дети, импровизируя, ритмически украшают мелодию

- И так, ребята, мы с вами сегодня побывали в мире русской народной песни. Мы наблюдали (С.Прокофьев, П.Чайковский) с вами и даже были участниками (пели, играли на народных музыкальных инструментах) второго рождения песни: «Зеленая рощица», «Камаринская». Композиторы,  любимые народом мелодии,  включают в свою инструментальную,  вокально-инструментальную музыку, тем самым, давая им вторую жизнь.

- выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"

ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки для 5-7 классов по теме "Песни-герои военных лет"

В современном мире существует проблема незнания достояния и культурного наследия страны. Учащиеся практически не имеют представления о композиторах и поэтах, написавших композиции, поднимающие военный...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"

Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в...

Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»

Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»...