Конспект урока по теме: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Нижутина Ирина Степановна

Урок по музыке по теме « Колокольность в музыке и изобразительном искусстве» проводится по программе  по  музыке для 5 класса,( урок № 24 в 3 четверти)  составлена в соответствии с Федеральным ба­зисным планом, Примерной программой общего образования по музыке и содержанием про­граммы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Министерства образования науки РФ (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим: учебник, творческую тетрадь, нотную хрестоматию и фонохрестоматию музыкального мате­риала, методические пособия и вспомогательную литературу.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них примерное распределение учебных часов.

Интегративный подход в процессе обучения на уроках музыки позволяет развивать творчество, мышление, воображение и другие психологические процессы ребёнка.


Тема: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».

Цель: Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.
 

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

-Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры,  показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона.

 -Познакомить с видами колокольных звонов.

-Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления.
-Путем исследования определить, какой след оставили колокольные звоны в русском искусстве.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-Развивать восприятие  классической  музыки и умение ее анализировать;

чувство ритма, продолжить работу над артикуляционным аппаратом, манерой исполнения, над звуком и пением в унисон и в ансамбле, развивать

 музыкальный слух, воображение, образно-художественное мышление, фантазию,   руку детей в нанесении различных узоров без предварительных набросков.

-Содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

Воспитательные:
- Воспитывать любовь к  Родине и её истории;

способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности, Воспитывать  бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа, эстетический вкус.

Личностные УУД:

Понимание значения духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями.

Познавательные УУД:

Умение работать  с учебно-методическим комплектом (учебник и др.), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов.

Регулятивные УУД:

Установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, работа с разворотом в учебнике, с текстом песни.

Коммуникативные УУД:

Участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Оборудование:
Тип урока: Изучение и углубление знаний.                                              

Метод: объяснительно-иллюстративный                                             

Форма урока: интегрированный урок.

Предметы: музыка, ИЗО искусство.

Вид урока: изучение нового материала

Педагогические технологии: творческие мастерские.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по музыке в 5 классе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочих мест.

2. Вводная беседа.

Учитель ИЗО: Здравствуйте!

Учитель музыки: Доброе утро!

Учитель ИЗО: Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей.

Учитель музыки: Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины.

Учитель ИЗО: А всматриваясь в картины, мы можем  услышать в своем воображении ту или иную музыку.

Учитель музыки: Поэтому уроки музыки

Учитель ИЗО: и изобразительного искусства

Учитель музыки:  пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств.

3. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация. куранты

Звучит колокольный звон: (30 сек.)

Учитель музыки:  Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок?  (ответ: Это колокольный звон)

 Учитель: Ребята, а вы знаете,  на какой башне находятся куранты?
Ответ детей: На Спасской башне Кремля. 

Учитель музыки:  Правильно. А где можно ещё услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви, по ТВ и т.д.)

- Звучит музыка «Рассвет на Москве реке» М.П. Мусоргского –

Учитель: Ребята, ваши впечатления? Какую картину бы вы нарисовали , слушая эту музыку?

Ответы ребят:
- Рассвет, восход солнца, начало нового дня…
Учитель: «Рассвет на Москве-реке» - так называется симфоническая картина М. Мусоргского вступление к опере» Хованщина».-----------?
Всему русскому народу о многом говорят слова: «9 мая – день Победы. А  в ночь на 9 мая 1945 года по радио объявили об окончании Великой Отечественной Войны. От счастья люди не могли спать от радости долгожданной победы, они выходили на улицу, чтобы поздравить друг друга. В это время по радио зазвучал «Рассвет на Москве-реке». Создавалось впечатление, что М. Мусоргский написал не просто утро – начало славных дел Петра I, а именно рассвет дня Победы, новой мирной жизни.
Учитель: А что было слышно, когда звучало произведение М. Мусоргского?
Ответы учащихся:
 - Могучее, тревожное звучание большого колокола…
- Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…
Ученик (ца): Музыка М. Мусоргского – это чистый образ Родины. Вот она – древняя и вечно юная в лучах восходящего солнца. Несется над Красной площадью колокольный перезвон…Из прозрачной паутинки звучаний рождается одна из прекраснейших мелодий, и нет предела ее широкому раздолью.

Учитель музыки:  Вы уже, конечно, догадались, что наш сегодняшний урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека. С. учебника

Тема урока: Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

4. Освоение нового материала

Учитель изо: Немного из истории появления колоколов. Когда же появились первые колокола?

Ответы детей:
Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в  X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и  по красоте, и по качеству звона колоколов. А  еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко  друг от друга именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам. О них создано много легенд и сказаний.

- легенды и сказание о колоколе –

Рассказы детей:
Святой Павлин однажды возвращался в Нолу (город в Древнем Риме) и присел отдохнуть на холме, поросшем колокольчиками. Сказочной красоты место очаровало его и он стал мечтать. Волшебные грезы понесли его мысль в даль, веки начали смыкаться, и тут, в полудрёме, он увидел ангелов. Они спускались из облаков, парили вокруг и вместе с лёгким ветерком раскачивали колокольчики за тонкие стебли. Колокольчики издавали нежные серебряные звуки, сладкие, как ангельское пение. Святой Павлин поспешил в Нолу и заказал мастеру большую бронзовую копию полевого цветка. С тех пор мы можем наслаждаться чудесным ангельским пением колоколов.
На итальянском языке слово «цветок» произносится как «компана». От этого слова произошло название предмета, созданного монахом-компанелла, что по-русски означает «колокольчик».

- Ребята, а можем ли мы назвать колокольный звон музыкой? (Да, т.к. в колокольном звоне мы можем услышать мелодию, в нем есть такие средства выразительности как лад, ритм, темп, гармония).

Учитель музыки:  Существует несколько типов колокольного звона.  Внимание на экран! (Идет слайдовая презентация разных видов колокольного звона)

Учитель музыки:  Ребята, а где находятся колокола? (на колокольне, в звонильне)

Учитель музыки:  А кто звонит в колокол? (звонарь)

Ответы детей: Звонарь – очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг до 32 тонн, и только сильный человек способен справиться с такими инструментами.
Звонари должны обладать внутренним чутьем, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.
Учитель: Русский народ соединил со звоном не только торжественные, но и печальные события. Во время ВОВ в белорусской деревне Хатынь фашисты согнали всех жителей в большой сарай и заживо сожгли всех. Сейчас на этом месте стоит памятник и звонит большой колокол в память о заживо сожженный жителях.

- Звучит песня «Хатынь» -

Учитель: Ансамбль патриотической песни «Голубые береты»  сочинил песни, которую так и назвал «Хатынь». В этой песне мы слышим, как тревожно гудят колокола и слышен людской стон.

Устройство колокола и звонницы ,виды колоколов и колокольного звона.

различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?
Ответы детей (читают с презентации)

Учитель музыки: 

И только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси звон стал национальным искусством, т.к. отвечал духовным запросам русских людей. Оказалось, что ничем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее, ничем праздник не может быть прекраснее и торжественнее возвеличен, как именно мощным колокольным звоном.

Учитель: Можно привести еще один пример, где звуки колокола напоминают нам о трагических днях Великой Отечественной Войны. На территории Германии был построен концентрационный лагерь «Бухенвальд», где людей сжигали в печах. Уже после войны была написана песня грузинского композитора Вано Мурадели «Бухенвальдский набат».

Учитель: ребята, а как сделан верх в церкви?

Ученик: куполом.

Учитель: в этой песне необходимо звучание гласных округлить, чтобы у нас получился округлый и полётный звук. Мы тоже сделаем во рту купол, когда будем петь гласные  у- о- а. Вот такой собранный, красивый звук должен оставаться при дальнейшем  исполнении песни.  

- Учащиеся исполняют песню «Бухенвальдский набат» -

Учитель: Вот, что сказал об этой песне поэт Долматовский.
Дети: Поэт Долматовский сказал:  «Наверное, это самая суровая, самая драматическая песня из всех песен, созданных после ВОВ. Каждым своим словом, каждым звуком она восстаёт против великого зла войны, напоминает нам о миллионах людей, в том числе и детей, мучительной смертью погибших в фашистских лагерях смерти. Колокол, звучащий сейчас там, где в годы войны, был один из самых зверских лагерей. – Бухенвальд.
Учитель: Как мы сказали, что колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям.

Учитель: музыку колоколов мы можем услышать не только в церкви, в  произведениях русских классиков, но и в кино композитор Е. Крылатов и поэт Ю. Энтин  написали «Песню о колоколах» для х/ф «Приключения Электроника».

Учитель:  эту песню мы сейчас с вами разучим. У вас на столах лежат тексты песни, послушайте её в исполнении детского хора.

Звучит фонограмма «Песня о колоколах».

 А теперь примите певческую посадку. Дыхание в этой песне берётся по фразам, следите по тексту.

Дыхание берём не поднимая плечи, через нос, побольше, т.к. умеренный темп требует хорошего вдоха, чтобы хватило на всю фразу.

Передайте в своём исполнении радость, счастье, хорошее настроение.

- видео. Исполнение песни -

Учитель музыки:   Хотите попробовать себя в роли звонарей и создать подобие колокольного звона?  (Да) (3 группы детей, идет наслоение ритмов)  

Учитель музыки:  Молодцы. Ребята, колокольный звон был предметом воспевания в разных областях искусства, в том числе – музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения. Давайте освежим в памяти уже услышанные нами. (М.И.Глинка Опера «Иван Сусанин», хор «Славься». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские.

Исполнение  песни « Дети России.»

Учитель изо: Поднимите руки, кто слышал колокольный звон храма Архангела Михаила, который  находится в нашем селе?

Учитель музыки:  Давайте подведем небольшой итог. Что нового вы узнали о колокольном звоне, его значении в жизни русского народа? (Ответы детей)

  • Колокол - это послание из прошлого в будущее.
  • Колокола содержали информацию о тех кто их создал, тексты молитв, по какому случаю создавался и т. д
  • - Давайте посмотрим из каких частей состоит колокол: Верхняя часть - корона, отверстие в ней - уши, далее - шейка, плечи, юбка

Учитель музыки:  И в настоящее время к колоколам, как части нашей истории приковано пристальное внимание, в том числе, первых лиц нашего государства.

 Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву, приехавшему на празднование 1150-летию Великого Новгорода предложили первому ударить в 2-х тонный колокол «Благовест».

Учитель музыки:  Сейчас специально устраивают праздники колокольной музыки в городах, которые принято называть «Золотым кольцом России»

Специалисты утверждают, что «контакт» с колокольным звоном делает общительным даже замкнутого человека.

Ученые установили факт вполне реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлее становится…

Исполняется песня « Дети России»

Учитель ИЗО: (слайд).

Самые лучшие колокола отливали в России. Мастера делали большие наборы колоколов разного размера, строя, силы,   что давало возможность играть яркую  музыку (слайд).

Сохранились имена мастеров,  давайте вместе их прочитаем:

Филипп Андреев

Емельян Данилов

Андрей Чохов

Флор Терентьев

Михаил и Иван  Моторины  (Царь-Колокол) (слайд).

Учитель ИЗО: Русские мастера умели не только изготавливать колокола с чистым звуком, но и украшали их изображениями Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, ликами святых, а также сопровождали надписями, своеобразными девизами. Ярким тому примером служит Колокольня Ивана Великого в Московском Кремле, о которой вы уже слышали сегодня.

Учитель ИЗО: А как вы считаете, как дошли до нас имена мастеров колокольных дел? (ответы)

Учитель ИЗО:  Каждый, кто возьмет в руки   колокольчик, непременно обратит внимание, что его нижняя  часть - юбка - не только украшается затейливыми орнаментами, но и имеет надписи, несущие интересную и разнообразную информацию об авторе изнутри.

Колокольчик не только поет - он говорит!   Это народное слово, увековеченное в бронзе!

Учитель ИЗО: Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует  в   городе  Валдае  (слайд), где есть колокола не только из России, но и Азии, Америки.

Современные мастера создают колокола даже  изо льда (слайд). Примером служит Ледяной колокол-рекордсмен высотой 2 метра был установлен в 2009 г. на Площади Революции в Москве. Скульптуру  за один час вырубит изо льда чемпион мира в резьбе по льду.

Колокольные мастера обладали завидным чувством юмора и создавали (слайд) колокольчики и из керамики, стекла и из подручного материала.

Ребята, представьте себя мастерами декоративной росписи. Представили?
5. Практическая работа

Вот вам задание. Предлагаю вам   оформить свой колокол.и колокольчики в собственную звонницу. Пусть зазвучат они иными голосами, небесными, истинными голосами нашего родного  края.

Музыка

Учитель ИЗО:               «…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят,  звонят её колокола».

Учитель музыки:  Мы желаем  вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и основ религиозных культур народов России "Православие в Древней Руси. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Цель урока: расширить,  закрепить знания обучающихся о Православии в Древней Руси и колокольных звонах на примерах музыкального и изобразительного искусстваЗадачи: познакомить учащихся с устройст...

Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....

Карта урока - Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Урок музыки в 5 классе по программе авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. М. Цель урока : Дать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства; определить, в чём заключ...

технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Конспект(технологическая карта) урока  в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"по программе Г. П, Сергеевой и Е.Д. Критской....

технологическая карта урока "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"

Конспект(технологическая карта) урока  в 5 классе "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"по программе Г. П, Сергеевой и Е.Д. Критской....