Дополнительная адаптированная программа общего эстетического образования (музыкальное направление) по учебному предмету «Музицирование на синтезаторе»
рабочая программа по теме

Анжелика Байбара

Направленность программы:

 - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе;

 -   социализация личности  ребёнка с задержкой психического развития;

 -  коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.

        За основу программы взяты: Примерная программа по предмету «Клавишный синтезатор» для ДМШ Красильникова И.М. (2003г.); программа Ранне-эстетического развития  И.Е.Домогацкой.  

Целью программы является  создание условий для  раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через обучение основам музицирования на синтезаторе. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА
« ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №2»

Дополнительная адаптированная программа  

общего эстетического образования

(музыкальное направление)

по учебному предмету

«Музицирование на синтезаторе»

Автор – разработчик

преподаватель по классу синтезатора

Байбара Анжелика Владимировна

                                                    НИЖНЕВАРТОВСК

                                                             2013 г.

Содержание образовательной программы

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание учебного предмета
  3. Требования к уровню подготовки учащихся        

 4.  Методические рекомендации

 5.  Список рекомендуемой   литературы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии  довольно  сложен. Музыкальное развитие ребёнка является частью общего психофизического развития. А музыкальная деятельность занимает одно из ведущих мест в формировании художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья. Специализированные центры, учебные заведения, занимающиеся комплексной реабилитацией детей изначально с врожденной или приобретенной патологией, все чаще обращаются к резервам эстетического воспитания, художественного и музыкального творчества. Коллективные занятия музыкой, как и инструментальное музицирование, способствуют безболезненному вхождению таких детей в "открытое" общество. Разработаны методы, обеспечивающие творческое развитие учащихся в процессе инструментального музицирования: выбор сферы активности,  освоение инструментально-творческой деятельности, поэтапное усложнение творческих заданий, инструментально-ритмическое интонирование. Их применение обеспечивает непринужденное и заинтересованное вхождение детей в музыкальное творчество, освоение его основных этапов, качественных уровней и в итоге - творческое развитие личности. Начиная с 6-7 летнего возраста значительную роль в становлении  творческих качеств ребенка современные педагоги уделяют развитию движений, крупной и мелкой моторики и чувства ритма. Так, совместная игра на музыкальном инструменте - это лучший способ для установления непринужденного контакта учителя с учениками для развития всех сенсорных систем, памяти и психоэмоциональной сферы ребенка.

Актуальность программы обусловлена   попыткой разрешить  противоречие между:

- потребностью современного общества в механизмах более активной социализации подрастающего поколения и их недостаточной разработанностью в педагогической науке;

- необходимостью активной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество и отсутствием научно обоснованных разработок в педагогике;

- значительным потенциалом детей и не разработанностью форм музыкально-творческой деятельности, способствующей их развитию, в условиях которого этот потенциал был бы реализован.

   

Направленность программы:

 - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе;

 -   социализация личности  ребёнка с задержкой психического развития;

 -  коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.

        За основу программы взяты: Примерная программа по предмету «Клавишный синтезатор» для ДМШ Красильникова И.М. (2003г.); программа Ранне-эстетического развития  И.Е.Домогацкой.  

Целью программы является  создание условий для  раскрытия творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья через обучение основам музицирования на синтезаторе.

   Для осуществления данной цели решается ряд  задач:

- выявить и индивидуально использовать особенности общего и речевого развития каждого ребенка;

- развивать в процессе работы над произведением у обучающихся: музыкальное мышление, внимание, память, эмоциональное восприятие музыки;

- подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками элементарного инструментального музицирования;

- научить выполнять различные задания по словесной инструкции учителя;  

- понимать речь, слушать до конца фрагмент аудиозаписи;

- воспитывать  у детей интерес к занятиям музыкой.    

      Индивидуальный подход на уроках  музицирования предполагает 4 вида музыкальной деятельности в рамках одного занятия, в зависимости от возраста и психологической подготовленности ребенка к общению с педагогом, к восприятию музыки в целом:

 - элементарное музицирование на клавишном синтезаторе, детских ударных и шумовых инструментах;

 -  музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика;

 -  пение;

 - слушание музыки.

    Особенностью программы  является то, что предмет «Музицирование на синтезаторе» решает  в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи. Программа  адаптирована и дополнена с учетом физиологических и возрастных особенностей детей,  нестандартности индивидуальных результатов обучения.

                                          Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядно-слуховой метод (показ  педагога , наблюдение);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
  • практические методы обучения (работа  с инструментом, первоначальные навыки по чтению с листа, исполнению несложных пьес с автоаккомпанементом, игра в ансамбле с педагогом.)        

                             Срок реализации учебного предмета

          Рекомендуемый срок реализации учебного предмета «Музицирование на синтезаторе» составляет 5 лет, возраст обучающегося от 7 - 8 лет.

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета  предполагает 1 час аудиторных занятий в неделю. По возможности рекомендуется самостоятельная подготовка к выполнению домашнего задания в соответствии с рекомендациями педагога.

  Форма проведения  учебных аудиторных занятий – индивидуальная.        

     Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности,  трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.Согласно Диагностике В, Анисимова, у детей с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) выявлены нарушения:

1.   нервно-психического состояния, в связи с чем наблюдаются : импульсивные двигательные реакции, отражающие состояние «противопоставления, сопротивления»,  негативные переживания, стремление к защитно-дистанцированному отношению, возможно, агрессивным формам мышления и поведения;

2.  собственно  ритмической способности -         слухомоторной способности обозначать последовательности звуков в единой темпо-метрической организации;

3. сенсомоторной пластичности, способности к плавным, синхронным изменениям направлений движения рук, выражающего позитивно-уравновешенное состояние индивида;

4. способности равномерного движения, т, е. умения «отмерять» одинаковые отрезки времени музыкальной ткани с помощью мышечно-двигательных реакций (крупной моторики или внеречевых действий — шага, бега, поворотов, двигательных реакций кистей и пальцев рук).

  Для обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с учебными индивидуальными планами устанавливаются следующие виды  внеаудиторной  работы:

- выполнение  домашнего  задания;

- внеклассная деятельность: участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и   культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения;

- работа с родителями.

Описание материально-технических условий

1.  Фортепиано. Синтезатор YАМАНА DGX-220

2.  Акустические стерео-системы .

3.  Комплект шумовых инструментов.

4. Нотные, аудио-пособия,   учебные пособия для фортепиано и синтезатора; несложные  аранжировки  пьес, песен из мультфильмов.

  1. Содержание учебного предмета

 

Учебно-тематический план

I–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2

Знакомство с фортепиано. Организация рук

4

-

4

3

Музыкальные  длительности.   Шумовой       оркестр        

4

2

2

 4

       Подготовительные упражнения по исполнению мелодий                  

 4

2

2

5

Знакомство с синтезатором.

Тембры. Сольные, оркестровые функции

6

2

4

6

Жанры: песня, танец и марш

2

1

1

7

Разучивание песенок по наглядному показу

8

2

6

8

Знакомство с функцией автоаккомпанемента

8

2

6

9

Нотоносец, слоговое обозначение нот .

8

2

6

10

Вокализация стиха. Подбор песенок по слуху

2

-

2

11

Исполнение песенок в ансамбле отдельными руками

2

-

2

12

Импровизация мелодии, ритмического аккомпанемента

2

-

2

13

Заключительное занятие

2

-

2

ИТОГО:

54

14

40

 

Учебно-тематический план

2–го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Повторение пройденного

2

2

-

2

Звуки высокие и низкие

4

-

4

3

Музыкальные  длительности.   Шумовой       оркестр        

4

2

2

 4

       Подготовительные упражнения по исполнению мелодий                  

 4

2

2

5

Знакомство с синтезатором.

Тембры. Сольные, оркестровые функции

6

2

4

6

Жанры: песня, танец и марш

2

1

1

7

Разучивание песенок по наглядному показу

8

2

6

8

Знакомство с функцией автоаккомпанемента

8

2

6

9

Нотоносец, слоговое обозначение нот .

8

2

6

10

Вокализация стиха. Подбор песенок по слуху

2

-

2

11

Исполнение песенок в ансамбле отдельными руками

2

-

2

12

Импровизация мелодии, ритмического аккомпанемента

2

-

2

13

Заключительное занятие

2

-

2

ИТОГО:

54

14

40

 Учебно-тематический план

3 –го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Исполнение песен-попевок двумя руками

8

2

6

3

Исполнение под запись секвенсера

4

2

2

4

Свободная импровизация

8

2

6

5

Стили с двухдольным размером

4

2

2

6

                         Импровизация на заданные параметры                   .

 

4

2

2

7

Средства музыкальной выразительности.

 Динамимка, темп, регистр, лад.

2

2

-

8

Стили с трехдольным размером

2

1

1

9

Сольмизация. Работа с ритм. карточками

2

1

1

10

 Образное содержание музыкального произведения.

2

2

-

11

Работа с паттернами разных стилей.

8

2

6

12

Досочинение мелодий. Каденция

2

-

2

13

Музыка из мультфильмов, кинофильмов

2

-

2

14

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов

4

-

4

15

Подготовка к сценическому выступлению.

1

-

1

ИТОГО:

54

14

40

 

 Учебно-тематический план

4 –го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Исполнение пьес двумя руками в октаву и поочередно

8

2

6

3

Исполнение под запись секвенсера

4

2

2

4

Свободная импровизация

8

2

6

5

Стили с двухдольным размером

4

2

2

6

                         Импровизация на заданные параметры                   .

 

4

2

2

7

Средства музыкальной выразительности.

 Динамимка, темп, регистр, лад.

2

2

-

8

Стили с трехдольным размером

2

1

1

9

Сольмизация. Работа с ритм. карточками

2

1

1

10

 Образное содержание музыкального произведения.

2

2

-

11

Работа с паттернами разных стилей.

8

2

6

12

Досочинение мелодий. Каденция

2

-

2

13

Музыка из мультфильмов, кинофильмов

2

-

2

14

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов

4

-

4

15

Подготовка к сценическому выступлению.

1

-

1

ИТОГО:

54

14

40

 Учебно-тематический план

5 –го года обучения.

 

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2

Исполнение пьес двумя руками в октаву и поочередно

8

2

6

3

Исполнение под запись секвенсера

4

2

2

4

Свободная импровизация

8

2

6

5

Стили с двухдольным размером

4

2

2

6

                         Импровизация на заданные параметры                   .

 

4

2

2

7

Средства музыкальной выразительности.

 Динамимка, темп, регистр, лад.

2

2

-

8

Стили с трехдольным размером

2

1

1

9

Сольмизация. Работа с ритм. карточками

2

1

1

10

 Образное содержание музыкального произведения.

2

2

-

11

Работа с паттернами разных стилей.

8

2

6

12

Досочинение мелодий. Каденция

2

-

2

13

Музыка из мультфильмов, кинофильмов

2

-

2

14

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов

4

-

4

15

Подготовка к сценическому выступлению.

1

-

1

ИТОГО:

54

14

40

Содержание  курса обучения

1 год обучения.

Теоретические сведения

  Общее начальное представление о фортепиано. Организация рук. Клавиатура. Звукоряд: восходящее, нисходящее направление.

Музыкальные  длительности. Звуки долгие, короткие: слуховое восприятие с использованием  шумовых инструментов.

Подготовительные упражнения по исполнению мелодий                  

Знакомство с синтезатором: тембр и автоаккомпанемент. Ознакомление с основными функциональными возможностями  синтезатора - мелодия, аккомпанемент -  и главными клавишами управления автоаккомпанементом: start, stop.

Общее начальное представление об основных элементах музыки и средствах музыкальной выразительности.

Первичные музыкальные жанры: песня, танец и марш.

Нотоносец, слоговое обозначение нот .

Развитие творческих навыков музицирования

Вокализация стиха. Подготовительные упражнения по подбору, исполнению попевок, детских песен сольно, отдельными руками, с применением различных тембров, с автоаккомпанементом   в ансамбле с педагогом .

Импровизация мелодии, ритмического аккомпанемента.

Упражнения на формирование игрового аппарата, постановка рук. 

Ансамблевое исполнение.

Знакомство с шумовыми, ударными инструментами: ксилофон, бубенцы, маракас.  Исполнение попевок, детских песен сольно, с автоаккомпанементом .

2  год обучения.

Теоретические сведения

Нотоносец, закрепление. Графическое обозначение нот. Длительности: долгие и короткие. Их графическое обозначение.

Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете.

Понятие о распределении функция правой и левой рук: мелодия, аккомпанемент. Понятие структуры произведения: вступление, куплет, припев, каденция.  

Развитие творческих навыков музицирования

Упражнения на формирование игрового аппарата, постановка рук. 

Исполнение с применением основных клавиш управления автоаккомпанементом: intro, ending, start, stop.

Работа с паттернами разных стилей: подбор паттерна, тембра в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, с ее жанровой основой и формой.   Импровизация фраз и предложений в процессе «музыкального диалога».

Ансамблевое исполнение.

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов. Формирование навыков сценического выступления

3  год обучения.

Теоретические сведения

Нотоносец, повторение. Длительности: долгие и короткие. Их графическое обозначение.

Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете.

Понятие о распределении функция правой и левой рук: мелодия, аккомпанемент. Понятие структуры произведения: вступление, куплет, припев, каденция.  

Развитие творческих навыков музицирования

Упражнения на формирование игрового аппарата, постановка рук. 

Исполнение с применением основных клавиш управления автоаккомпанементом: intro, ending, start, stop.

Работа с паттернами разных стилей: подбор паттерна, тембра в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, с ее жанровой основой и формой.   Импровизация фраз и предложений в процессе «музыкального диалога».

Ансамблевое исполнение.

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов. Формирование навыков сценического выступления

4  год обучения.

Теоретические сведения

Нотоносец, закрепление. Длительности: четверти, восьмые. Их графическое обозначение.

Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете.

Понятие о распределении функция правой и левой рук: мелодия, аккомпанемент. Понятие структуры произведения: вступление, куплет, припев, каденция.  

Развитие творческих навыков музицирования

Упражнения на формирование игрового аппарата, постановка рук. 

Исполнение с применением основных клавиш управления автоаккомпанементом: intro, ending, start, stop.

Работа с паттернами разных стилей: подбор паттерна, тембра в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, с ее жанровой основой и формой.   Импровизация фраз и предложений в процессе «музыкального диалога».

Ансамблевое исполнение.

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов. Формирование навыков сценического выступления

5  год обучения.

Теоретические сведения

Нотоносец, закрепление. Длительности: четверти, восьмые. Их графическое обозначение. Понятие о фразе, предложении, периоде и куплете.

Понятие о распределении функция правой и левой рук: мелодия, аккомпанемент. Понятие структуры произведения: вступление, куплет, припев, каденция.  

Развитие творческих навыков музицирования

Упражнения на формирование игрового аппарата, постановка рук. 

Исполнение с применением основных клавиш управления автоаккомпанементом: intro, ending, start, stop.

Работа с паттернами разных стилей: подбор паттерна, тембра в соответствии с ритмическим рисунком мелодии, с ее жанровой основой и формой.   Импровизация фраз и предложений в процессе «музыкального диалога».

Ансамблевое исполнение.

Исполнение в ансамбле шумовых инструментов. Формирование навыков сценического выступления

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Основным результатом обучения является:

  1. развитие музыкальных способностей;
  2. освоение  элементарных понятий  о звуковысотности,  музыкальных   жанрах;
  3. формирование основ элементарных умений, навыков игры на синтезаторе, определение на слух звучания    отдельных инструментов;
  4. навыки публичных выступлений на концертах,  открытых уроках .

По окончании курса обучения учащийся должен:

Знать:  

 - графическое отображение восходящего, нисходящего движения нот на нотоносце;

  - элементарные функции панели управления синтезатора;

Уметь:  

- управлять исполнительскими параметрами: автоаккомпанемент, вступление, каденция, темп, тембр, динамика, шумовые эффекты, темп, воспроизведение демонстрационных фрагментов.

 -  до конца слушать и повторять элементарные мелодические попевки;

  - отличать пьесы, контрастные по комплексу музыкальных выразительных средств;

Владеть :

- навыком элементарной ритмической импровизации (ритмизация стиха и воспроизведение знакомых ритмических формул марша, танцев – польки и вальса)

-   навыком ансамблевой игры  под аккомпанемент педагога;

 -  навыком синхронной игры /правая рука – мелодию, левая – бассо-остинато/.

Формы и методы контроля

Программа предусматривает текущий контроль. При оценивании учащегося педагог учитывает формирование устойчивого интереса к занятиям музыкой.

  1. Методические рекомендации

Элементы адаптации программы:

1. Время для усвоения нового  учебного материала, разбора музыкального произведения  – в 2-3 раза продолжительнее, чем обычно.

2. Нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время занятий  ограничена.

3. Необходимо поддержание комфортной психологической атмосферы на занятии, открытость и толерантность к душевным и физиологическим потребностям  ребенка.

4. Проведение динамических пауз,  ведение урока в режиме постоянно меняющихся через 5-10 минут видов деятельности на уроках сохраняет нервно-психическую и физическую активность ребенка.

5. В практике учебной деятельности используются здоровьесберегающие технологии по снятию утомления зрения - «глазная гимнастика» .

6. Зарядка для фаланг пальцев, растяжка суставов кисти.

Учитель должен осознавать себя специалистом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью.

Ребенок младшего школьного возраста еще не всегда способен воспринимать музыку адекватно и воспроизвести ритм или мелодию, поэтому мы используем все необходимые приемы работы с «особыми »  детьми: показ движений учителем, символы-жесты, напоминания, слово-сигнал,  прохлопывание и простукивание ритма шумовыми инструментами.

      Последовательность освоения музыкального фрагмента.

  1.  Сначала проводим презентацию различных музыкальных инструментов, в процессе которой идет обогащение общих представлений детей, ознакомление их со звуковыми свойствами инструментов.
  2.  Затем педагог выразительно и эмоционально исполняет музыкальное произведение на фортепиано, и дети должны в соответствии с музыкой начинать и заканчивать игру на инструментах, впоследствии учитывая динамику, темп и ритм произведения.
  3. Взрослый первое время пальцем указывает на нужные клавиши или направляет руку ребёнка
  4. Несложная, выбранная  по желанию ученика песенка-попевка из 4-5 звуков в поступенном движении совместными усилиями разучивается.

Логоритмические  упражнения имеют целенаправленное воздействие на неречевые и речевые процессы:

  • развитие слухового внимания;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
  • воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

1.Речевая разминка    «Произнеси имя» - в форме «Эхо» ;

 2. Упражнение на динамику  -  «Печка, Новый дом,  Фантазия, Мы шагали» Э.Котляр  - с различной динамикой и темпом (тихо, громко, чередуя тихо и громко, быстро - медленно).

3. «Колокольчики» - игра на развитие слухового внимания

Под записанную на синтезаторе аранжировку песни «Колокольчики» двое ребят бьют ровными половинными в треугольник во время звучания колокольчика, один включает и выключает звучащие бубенцы.

Художественные эвритмические упражнения.

В речевой и музыкальной эвритмии мы много работаем с ритмом, высотой звука, с качеством внутреннего и внешнего свойства, тёмного и светлого, близкого и далёкого, тяжести и лёгкости. В процессе освоения этого современного направления, мы  естественным  образом помогаем ребёнку вчувствоваться в своё тело, узнать его потенциал, границы. Даём возможность поупражняться в ловкости, самоутвердиться.

Дети импровизируют под ИЗРЕЧЕНИЯ  художественной эвритмии:

Солнце ясное над нами         -        руки в стороны-вверх

Твердь земная под ногами        -        || -- || вниз, топаем

Тихо плещется водица                   -        параллельные движения Рук

А вокруг эфир струится        -        || -- ||  взмываем всем телом

Таблицу умножения также можно учить через ритмичные повторения – хлопать, звенеть в инструмент.

Занятия музицированием позволяют  совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки и подчинены следующим принципам:

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание непринужденной обстановки, расширение зоны доверия в которой ребёнок чувствует себя комфортно.

2. Четким и одинаковым должно быть начало и завершение занятия, что необходимо для совершенствования организационных навыков.

3. Планируя каждое индивидуальное или групповое занятие, музыкант привносит в него элементы импровизации, сохраняя его структуру с помощью повторяющихся действий.

4. Целостный подход в решении педагогических задач:

а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через инструментальную игру, импровизацию, слушание);

б) приобщение к народной культуре (слушание, пение, разучивание русских народных песен и попевок).

5. Постоянное расширение зоны ближайшего развития ребенка за счет систематического, целенаправленного процесса взаимодействия с окружающим миром.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности учащихся, Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям , что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Наша работа ориентирована на выявление оптимальных условий развития чувства ритма у детей с  ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста. Музыка явилась главным стимулом непосредственности, сила которой проявляется в том, что она пробуждает детское подсознание. способствует расширения и обогащения детских представлений о музыкальном искусстве.   И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Вовлечение детей с особенностями развития в творческий процесс - это верный путь к социо-культурной реабилитации, это целенаправленная система, способствующая  восстановлению и скорой адаптации детей к жизни в бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

  1. Списки  рекомендуемой литературы:

                               

Список методической литературы:

Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности. Москва, 1963г

Ветлугина Н.А. Структура музыкальности и пути ее исследования. Музыкальное развитие ребенка. М., 1986г  

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. – М., 2003.

Гаврилушкина О.С. Соколова Н.Т.  Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М., 1985г.

Горюнова Л.В. Развитие ребенка как его жизнетворчество. Искусство в школе. Москва, 1993 - №1

Далькроз-Ж Э. Ритм, воспитательное значение для жизни. СПб, 1913г.

Жигорева М.В. Об особенностях логоритмики в работе с детьми. М, 2006

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.  Музыка М,1994г

Красильников И.М.  Учусь  аранжировать.  М., - 2005г.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001г.

Мак-Дауголл У. Различение эмоции и чувства. М, 1970г.

Мандрыгина И.А. Музицирование на электронном клавишном синтезаторе-эффективный путь развития музыкально-творческой деятельности учащихся. М, 2009г

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития, 1997г

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. Москва, 1999г

Панкевич Р.В. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. Екатеринбург, 2001г

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Москва, Ленинград, 1947г

Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва,1995г       

Список  рекомендуемой нотной литературы:

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М, 1978

Красильников И., Клип И, Учусь аранжировать , М 2008

Петренко Л. Шедевры современной музыки  М, 2006

Бакулов А., Сорокин К, Хрестоматия для фортепиано 1-3 кл. -М.1992

Барсукова А. Азбука игры на фортепиано- МЛ ,1998 9.

Железнов В. Азбука-потешка - М,. 2001

Милич Б. Маленькому пианисту, 1-6 кл. -М, 1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»

Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...

«Технология применения «универсальных учебных действий» на занятиях отдельной дисциплины дополнительных образовательных программ культурно-эстетической направленности»

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс...

Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс

Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки» на 2018-2019 учебный год

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Умелые руки»...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа музыкально-эстетической направленности "Унисон"

         Данная  адаптированная дополнительная общеразвивающая программа вокального кружка «Унисон» направлена на формирование целостного отношения к м...