Вечные темы в искусстве. Л.В. Бетховен "Лунная соната"
план-конспект урока по музыке (8 класс) на тему

Максимова Наталья Александровна

Конспект урока музыки  с использованием ИКТ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Класс: 8

Тема:        Вечные темы в искусстве. Л.В. Бетховен «Лунная соната»    

Цель урока:   Формирование представлений о  «Лунной сонате» Л.В.Бетховена

Задачи:

 - прослушать  произведение  «Лунная соната», выяснить историю возникновения сонаты;

- расширить  знания о композиторе;

- проверить умение узнавать портрет композитора;

 - совершенствовать навык работы в группах, с текстом;

- воспитывать музыкальную культуру, эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки.

Оборудование:

- ноутбук, проектор, экран для демонстрации слайдов и видеофрагментов;

- раздаточный материал по теме урока для групповой работы;

- используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: «Лунная соната № 14» (карточка № 52212), «Людвиг Ван Бетховен» (карточка №50810);

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые ресурсы

1. Организация начала урока

Приветствует учеников. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Я надеюсь на вашу плодотворную работу.

Входят в класс.

Приветствуют  учителя

2.

Мотивационно-целевой этап

Музыка часто  раскрывает мир человеческих чувств. Предлагает прочитать эпиграф к уроку.

Какому чувству мы посвятим свой урок?

Любовь – одна из вечных тем в искусстве.

Что приносит человеку это удивительное чувство?

- Почему?

- Как вы думаете, страдать, переживать – это плохо для человека?

Сегодня на уроке мы познакомимся с историей любви известного нам композитора. Кто это?

Какое из этих произведений написано влюбленным композитором?

- Сформулируйте тему урока

- Почему композитор назвал сонату «Лунная»?

- Какие  еще вопросы у вас возникли?

- Запишите их в своей группе.

Кто знает ответы на эти вопросы?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

- Где и как мы можем найти ответы на вопросы?

Читают эпиграф.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы

Радость, наслаждение, восторг, грусть, боль разочарование, страдания.

Любовь может быть безответной, неразделенной, тогда она приносит разочарование, страдания.

Страдания делают человека сильнее.

Просматривают слайд, называют композитора.

Анализируют названия произведений, формулируют тему урока.

Л.В.Бетховен «Лунная соната»

Предлагают ответы

Записывают вопросы в своих группах, озвучивают классу

(Почему  соната называется лунная?

В кого был влюблен композитор?  Что такое соната? Кто такой Бетховен? и другие)

Предлагают план действий: послушать музыку, узнать, что такое соната, узнать историю создания сонаты, подробнее познакомиться с биографией композитора.

Презентация «Л.В.Бетховен»,  слайд № 1

Презентация «Л.В.Бетховен»,  слайд № 2

Презентация «Л.В.Бетховен, слайд № 3

Презентация «Л.В.Бетховен», слайд № 4

Презентация «Л.В.Бетховен»,слайд № 5

3. Поисково-исследователь-ский этап

Б) Физкультминутка

Раздает каждой группе карточки.

Предлагает объединиться в экспертные группы с одинаковыми карточками.

Предлагает изучить предложенный материал в экспертных  группах.

Предлагает вернуться в свои группы и рассказать информацию, добиваясь усвоения всеми членами группы изучаемого материала.

- На  все ли вопросы удалось найти ответы?

- Что еще нужно сделать, чтобы понять композитора?

- Перед прослушивание  музыки предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку.

Выбирают карточку.

Объединяются в экспертные группы

Изучают материал в экспертных группах

Возвращаются в «родные» группы,

делятся информацией, добиваясь усвоения всеми членами группы изучаемого материала.

Отвечают на вопрос, делают выводы.

Послушать произведение.

Выполняют физкультминутку

Приложение

 № 2

Приложение

№3

4. Практическая работа

А) Слушание музыки

Б) Работа над произведением

В) Просмотр видеофрагмента

Г) Исполнение песни, работа над исполнением

Предлагает послушать 1 часть сонаты, подобрать к музыке слова из словаря эстетических эмоций.

Задает вопросы:

- Что вы услышали в музыке?

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Справился ли Бетховен со своим горем?

-Произведение композитора необычайно популярно, его исполняют многие музыканты и на разных инструментах

- Сегодня мы посмотрим как исполняет  фрагмент сонаты  музыкант Казиник Михаил Семёнович.

Задает вопрос перед просмотром и после просмотра фрагмента:

- Какие чувства испытывает сам музыкант, исполняя эту музыку?

- О любви сложено много замечательных песен. Одну из них мы с вами разучили, это «Школьный романс». Предлагает исполнить песню.

Слушают произведение, подбирают слова для музыки, выбирают в группе наиболее удачные, озвучивают классу.

Отвечают на вопросы

Просматривают видеофрагмент

Отвечают на вопросы, делают выводы

Исполняют песню классом, по группам

Презентация «Л.В.Бетховен», слайд № 6, Приложение

№ 5 «Лунная соната»

Приложение

№ 4 «Словарь эстетических эмоций»

Приложение №6

видеофрагмент

Презентация «Л.В.Бетховен», слайд № 7,8,9

Приложение

№ 6 песня «Школьный романс» (слова)

Приложение

№ 7 песня Школьный романс» (музыка)

5. Рефлексивно-оценочный этап

- Кому посвятил Бетховен свою  сонату?

- Что побудило композитора сочинить такую музыку?

- Как сам Бетховен назвал свое произведение?

- Удалось ли нам решить задачи урока?

- Оцените свою работу на уроке. Закончите предложения:

- Я узнал(а) …

- Больше всего мне…

- Оказывается…

- Я могу свою работу на уроке оценить на...

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Анализируют и оценивают работу на уроке. Представляют оценку своей работы классу и учителю.

Презентация «Л.В.Бетховен», слайд № 10

6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Даёт инструкцию по выполнению задания.

- Найти произведение «Лунная соната» в современной обработке.

Слушают и записывают задание на дом.

Приложение № 2

Приложение  №3

История возникновения сонаты

История возникновения “Лунной сонаты” ярка и интересна. Как раз в то время, когда Бетховен ощутил приближение глухоты, он почувствовал, что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной Джульетте Гвиччарди, он стал думать, как о своей будущей жене.

Джульетта любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекала жизнерадостность, общительность, добродушие. Была ли она такой, какой представлял ее Бетховен? Вероятно, в Джульетте, он какое-то время не замечал легкомыслия, считая ее достойной любви, принимая красоту ее лица за красоту души. Восторженный, склонный преувеличивать достоинства людей, Бетховен полюбил Джульетту Гвиччарди.

«Теперь я чаще бываю в обществе, и потому жизнь моя стала веселее. Эту перемену произвела во мне милая, очаровательная девушка, которая меня любит, и которую я люблю. У меня снова бывают светлые минуты, и я прихожу к убеждению, что женитьба может осчастливить человека».

 Несбыточные мечты продолжались недолго.  Каждая встреча с Джульеттой приносила новые сомнения. Препятствием к женитьбе являлись  и всё развивающаяся глухота Бетховена, и его материальная неустроенность, и аристократическое происхождение Джульетты.

Бетховену и раньше приходилось расставаться с надеждами и мечтами. Но на этот раз трагедия была особенно глубокой: Бетховену было всего 30 лет. После измены Джульетты, которая предпочла Бетховену бездарного композитора Галленберга, но зато графа, Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал.

У Бетховена не было потребности в словах,  все было сказано музыкой.  
“Лунная соната” и была создана в эту трудную пору жизни композитора. Под настоящим ее названием Бетховен написал: “Посвящается графине Джульетте Гвиччарди”.

Приложение  №3

Что такое соната?

Соната – музыка, которую играют на музыкальных инструментах. Произведение камерной музыки, то есть предназначенной для исполнения в небольших концертных залах с небольшим количеством слушателей.

Соната – это большое, из несколько частей, инструментальное произведение. Отличается от симфонии тем, что симфония – произведение для целого оркестра, а соната – произведение для одного или нескольких инструментов.

Классическая соната состоит из 3-4 частей, иногда может состоять только из двух частей. Обычно за быстрой, энергичной частью следует, как правило, медленная, лирическая, завершается сонатный цикл быстрой частью. Иногда части могут меняться местами

Приложение  №3

Действительно ли она лунная?

        Музыку, посвященную Джульетте Гвиччарди, Людвиг Ван Бетховен назвал «Соната вроде фантазии». По счету это была соната № 14.

Назвав свое произведение фантазией, композитор будто говорит нам: заранее предупреждаю, что произведение не самых строгих музыкальных правил, в нем я даю себе волю пофантазировать. И вам, слушателям, желаю того же.

Название «Лунная» дал сонате поэт-романтик  Людвиг Рельштаб, уже после его смерти. При звуках сонаты он представлял себе тихую гладь озера и плывущую по ней одинокую лодку под неверным светом луны.

Приложение  №3

ЭОР (N 50810)

Немного о композиторе

Людвиг Ван Бетховен - немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен, композитор XIX века, пианист, органист.

Родился в городе Бонне, в семье музыканта. Музыкальные способности проявились рано, отец решил заниматься с ним музыкой против его желания. В раннем возрасте прекрасно играл на клавесине, скрипке, альте, флейте. С 8 лет начинаются концертные поездки. С 9 лет начинает серьезно заниматься музыкой. Судьба композитора была нелегкой. Бетховен вырос в нищете. Отец мало уделял внимания сыну, к тому же любил алкоголь, мать рано покинула его. Ближе к 30 годам Бетховен понимает, что теряет слух.

Никакие беды не смогли сломить его могучий дух, его жизнелюбие, и не лишили  чувства юмора, которое он сохранил до конца своей жизни. Жизненное кредо Л.В. Бетховена:

  1. «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
  2. «Музыка должна высекать огонь из души человеческой»

Умер Бетховен в одиночестве в своем доме в городе Вена.

Творчество Бетховена, с одной стороны, подводит итог тому, что создано великими композиторами XVIII века. С другой – оно открывает новый век, век романтизма.

Приложение № 4

Словарь эстетических эмоций, определяющих характер звучания

Радостно – весело, празднично, звонко, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, легко, задорно, ослепительно, ярко, лучисто, лучезарно.

Торжественно – величественно, победно, ликующе, призывно, пышно, грандиозно, эффектно, оптимистично.

Таинственно – вкрадчиво, странно, причудливо, фантастически, призрачно, скрыто, замысловато.

Грозно – драматично, трагично, зловеще, траурно, фатально, мертвенно.

Спокойно – мирно, безмятежно, добродушно, светло, блаженно, беззаботно, раскованно, покорно, прозрачно.

Нежно – ласково, мягко, любовно, радужно, приятно, чисто, приветливо, благородно, трогательно.

Шутливо – затейливо, насмешливо, легкомысленно, шаловливо, лукаво, ехидно, паясничая, забавно, издевательски, иронически, пародируя.

Элегантно – тонко, изящно, галантно, утончённо, пластично, хрупко.

Поэтично – возвышенно, мечтательно, душевно, лирично, заворожённо.

Раздражённо – резко, грубо, жёстко, сердито, люто, агрессивно, свирепо, дико.

Сумрачно – пасмурно, хмуро, угрюмо, скрыто, глухо, тоскливо, приглушённо, блёкло.

Энергично – мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твёрдо, уверенно, настойчиво, отважно, маршеобразно, напористо.

Сонливо – дремотно, вяло, обессиленно, лениво, расслабленно, размягчённо, безвольно, безжизненно.

Взволнованно – смятенно, тревожно, щемяще, трепеща, надломленно.

Приложение № 6

Школьный романс

1. Ресницы грустно опуская,
   Глядишь ты в школьную тетрадь,
   С косичкой девочка смешная
   Тебя заставила страдать.
   А ты сидишь на задней парте,
   Не понимая, что к чему...
   Смешались все моря на карте,
   И летом выпал снег в Крыму.


2. Молчишь, задумавшись о чём-то,
   А твой учитель не поймёт,
   Что с белым бантиком девчонка
   Тебя не любит и не ждёт.
   В окно стучатся ветки клёна,
   И барабанит звонкий дождь.
   Ты помнишь номер телефона,
   Но на свиданье не зовёшь.


3. Смеётся девочка, не зная,
   Кто ей в портфель цветы кладёт,
   Но эта преданность святая
   Тебе наскучит и пройдёт.
   Тебя найдёт любовь иная -
   Большая взрослая любовь.
   И все же, детство вспоминая,
   О той девчонке вспомнишь вновь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки "Любовь - вечная тема в искусстве" 8 класс

урок в 8 классе "любовь - вечная тема в искусстве". цели урока: обучать умению ориентироваться в различных областях музыки, раскрыть на примерах различной музыки тему любви....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 8 КЛАССЕ "ЛЮБОВЬ - ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ"

НА УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ОБЩИМ ТВОРЕНИЕМ ДВУХ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ: М.И.ГЛИНКИ И А.С. ПУШКИНА -ИХ РОМАНС "Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНИЕ"; УЗНАЮТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ РОМАНСА: РАССУЖДАЮТ О С...

Урок мировой художественной культуры. Тема: "Вечные темы в искусстве. Любовь"

Вид урока: интегрированный урок; урок МХК.Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровожде...

Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."

Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти....

Презентация к уроку музыки "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве"

В презентации использованы материалы для иллюстрации урока музыки по теме "Мюзикл. Любовь- вечная тема в искусстве" на примере французского мюзикла "Нотр-Дам де Пари" Ричарда Коччанте и Люка Пламмонда...

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»...