Открытый урок с уч-ся 2-го класса фортепиано "Работа над музыкальной фразой, стилем и художественным образом в музыкальных произведениях малых форм"
учебно-методический материал по музыке на тему

Моисеева Виктория Викторовна

Тема урока:  «Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».

Цель урока: 

      1.    Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения Торопова Романс.

       2. Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения  полифонии (И. С. Бах Буре

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                  Республика  Крым

                                  МБОУ ДОД Октябрьская ДМШ

                                   Красногвардейский Отдел  Культуры

                                               

                  Открытый урок

 «Работа над

            музыкальной фразой,

                      стилем и  

                                художественным образом

                                         в произведениях

                                                      малых форм»

             

                                       

                                         

                                           

                                                   

                                                    Провела: В.В.Моисеева

                                                    – преп. класса фортепиано 1 категории

                                                    Иллюстратор: Катя Ройк – 2 класс фортепиано              

                                                                                                     

                                                         

                                           

Тема урока«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях разных эпох».

Цель урока

  1. Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения

Торопова Романс.

         2. Формирование исполнительских навыков, овладение особенностями исполнения

                  полифонии (И. С. Бах Буре)

Задачи урока:

Обучающая. 

           1.Научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах

                изучаемых на данном этапе произведений.

     2. Расширить знание учащегося о культуре эпохи барокко.

     3. Выявить отличительные черты произведений И.С.Баха.

4.Развить ощущение естественного движения голосов и пластики данного произведения.

5. Формировать пианистические умения и навыки с помощью интегрирования

    образных впечатлений.

          6. Работать над выразительностью музыкального языка, преодолением

             исполнительских трудностей.

        7. Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.

 Воспитывающая:

       1.Воспитание чувства прекрасного. Воспитывать у ученицы культуру исполнения изучаемых произведений, терпение и настойчивость для преодоления трудностей.

Тип урока: показательный.

Приемы, методы обучения: словесный, наглядный, метод показа, подражания, проблемно-поисковые.

Вид урокаурок обобщения и систематизации изученного.

Последовательность этапов урока:

      1.Организационный.

1.1  Введение

1.2  Упражнения для расслабления корпуса (5 минут)

1.3  Играем гамму до мажор в 4 октавы, аккорды (5 минут)

      2.Игра программы академконцерта (5 минут)

      3. Работа над произведениями:

              3.1 Бах Буре (15 минут):

                    а) Краткие сведения о композиторе и эпохе.

                    б) Стилевые особенности клавирных произведений И.С.Баха.

                    с) Исполненее произведения педагогом.

                    д) Анализ произведения, выявление формы.

                    е) Приемы и методы, особенности исполнения (голосоведение, взаимодействие

                        голосов, артикуляция, ритмика, динамика).

                  ж) Исполнение в готовом виде (учеником).

                3.2) Н.Торопова  Романс (10 минут)

                   а) Исполненее произведения педагогом;

                   б) Анализ произведения, выявление формы; 

                   в) Работа над фразировкой;                  

                   г) Работа над нюансами и звукоизвлечением.

                  д) Придумывание поэтичного текста.

                   4.Игра заключительная (5 минут)

                  5. Домашнее задание.                                   

                                         

                                         

 

           

                 

                                                          1.Введение

  Единица мышления в музыкальном языке – фраза. Поэтому беря любой музыкальный материал, для понимания  эмоционального строя и характера сочинения  важна работа

 над её особенностями.  Итак, фраза нас интересует , как  драматургическое зерно: мысль, эмоции, как комплекс исполнительских приёмов, служащих для    реализации этой мысли.

Творческий процесс работы над музыкальным произведением рассматривался в трудах многих выдающихся деятелей фортепианного искусства А.Вицинского, С.Е.Фейнберга, А.П.Щапова, Б.Милича и других. В основном этот процесс подразделялся на три этапа,  в современной методологии говорится о четырех этапах.

                                  Карл Черни называл эти этапы:

«разбором, техническим освоением, художественной отделкой»  

                             А.П. Щапов характеризовал их как:

начальный, «ранний серединный», «поздний серединный», заключительный .

  Г. Гинзбург – «зарождение образа, элементарная работа, приспособление»                                                                                   

  А. Вицинский:

 первоначальное формирование музыкального образа, техническое овладение произведением, исполнительская реализация музыкального образа                               

    Актуальность нашей работы в том, что в учебной практике зачастую детализируется содержание основного центрального этапа работы (несомненно, самого емкого), и не достаточно уделяется внимания первому и последнему этапу, в результате музыкальное произведение утрачивает свой стержень, единство мысли, вложенное в него автором. Одной из задач педагога является воспитание  умения охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.                          

          1.2  Упражнения для расслабления корпуса (5 минут)                                 

     Делаем несколько физических упражнений из Дыхательной гимнастики Н.Стрельниковой, подходящих для расслабления организма ученика и правильности

дыхания во время исполнения музыкальных фраз и всего произведения:

 1) «ладошки»: Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.

  2) «насос»: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.  

  3) «китайский болванчик»:  станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".

  4) «обними плечи»:  станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встерчного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

  6) «погончики»: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.

  7) «шаги»:  станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.

Напоминаю уч-ся, где находится центр тяжести организма

 1.3  Играем гамму: три вида си минора в 4 октавы, аккорды (5 минут)

   В гармоническом миноре 7 ступень повышается как вверх, так и вниз, в мелодическом миноре – вверх 6,7 повышаются, вниз – отменяются.

    Урок продолжаем с проигрывания нескольких подготовительных для гамм упражнений. Разогреваем мышцы рук.

1.3.1 Соединение двух нот разными пальцами на legato для равномерности и независимости пальцев;

1.3.2 Гамму играем в четыре октавы, для расширения диапазона мышления и зрительного восприятия ученицы.

 Показываю несколько способов достижения беглости пальцев и ровности звучания:

1) «Non legato»);

2) «Staccato»;

3) «Non legato»  пунктирным ритмом с акцентом на первую ноту;

4) «Non legato» пунктирным ритмом с акцентом на вторую ноту;

5) «Legato» пунктирным ритмом с акцентом на первую ноту;

6) «Legato» пунктирным ритмом с акцентом на вторую ноту;

7) Ровное «legato».

3. Так как наш урок происходит накануне Академического концерта, то забываем о том, что Катя знает наизусть свои произведения и по ноткам будем вспоминать и отрабатывать некоторые детали.

          3.1  И.С.Бах – Буре h-moll из Французской увертюры.

    Гомофонный склад (или просто гомофония) – это род многоголосия

          с наличием главной мелодии и сопровождения (аккомпанемента).

    Сопровождающие голоса оказываются такими, что музыкальный материал, исполняемый ими, значительно менее самостоятелен, чем материал главной мелодии. В подавляющем большинстве случаев аккомпанемент складывается из аккордов или звуков разложенных аккордов. При этом ни один из сопровождающих голосов не становится ясно выраженной мелодией.

Полифонией называется лишь такое многоголосие, в котором каждый голос мелодически самостоятелен и где сплетаются несколько (не менее двух) таких голосов. Сущность такого полифонического соединения можно определить как ансамбль мелодий.

 Существует три вида полифонического изложения – подголосочное, контрастное, имитационное.

Одновременное звучание нескольких вариантов мелодий образует подголосочную полифонию (иначе — вариантную).

Одновременное звучание различных мелодий образует контрастную (иногда говорят — разнотемную) полифонию.

Наконец, неодновременное, последовательное вступление голосов, проводящих одну мелодию (или ее близкие варианты), — это имитационная полифония:

Буре написано в гомофонном складе с элементами  различной полифонии: имитационная (19-20 такты), контрастной (т.25, 26, 27, 28)

с использованием контрапункта (26,27 такты,10-11 такты.

Прорабатываем, подкрепляем технически -ясное исполнения этих

моментов.

Когда-то на уроке в Музыкальном училище я услышала:

«Бах никогда не просил милостыню».

Стилю музыки эпохи Баха присуща неконтрастная динамика и длительные динамические линии. Короткие < >, т.е. «вилочки», искажают мужественную простоту Баховского письма. Ведь играть мужественно – это не значит играть быстро и громко. Мужественность в исполнительстве:

это свойство музыкального мышления, это умение охватить форму в целом,  при ясном понимании всех её мельчайших компонентов, это умение мыслить крупными построениями.

Ограниченность динамических возможностей клавирных инструментов времен Баха компенсировалась разнообразием артикуляционных приемов. 

Артикуляция - одно из важнейших условий выразительного исполнения старинной музыки, и ей следует уделять в работе большое внимание.

Артикуляция темы, противосложения, и других мелодических и ритмических элементов инвенций должна быть сохранена во всех проведениях от начала до конца пьесы.

Надо объяснить ученику, что правильному разделению мелодии на мотивы и их верному интонационному произношению во времена Баха придавалось большое значение.

Можно так же помнить, что в большинстве случаев мотивы начинаются со слабой ритмической доли.

 Короткие лиги, проставленные редактором, а изредка и самим Бахом, указывают границы мотивов, но не всегда означают снятие руки. 

Во времена Баха, Люлли, Рамо  было важно воспринимать мелодию как «женщину»,которую  надо наряжать, она не может придти на бал в простом одеянии

…Бах украсил мелодию…


Орнаментика Баха часто вызывает затруднения. Я процитирую несколько указаний профессора Враудо по поводу исполнения украшений: 
«Праллер – это неперечеркнутый мордент. Играется за счет времени главной ноты, акцентируется первый звук, так как именно он является основным тоном; остальное – его украшением. 
Мордент – так же исполняется за счет времени главной ноты. 

Ритмическая ровность нарушается главным образом из-за того, что мелизм для неопытного исполнителя затрудняет восприятие целостности мелодической линии. 

При этом длинный звук, заключающий праллер, должен быть дослушан да конца, а следующий за ним должен явиться его продолжением.

 
Применение педали в инвенциях И.С. Баха в детском исполнении нежелательно. Педаль может помешать выполнению основной задачи: сохранению чистоты голосования и воспитанию у ученика ясного слушания голоса. 
Существуют различные способы для развития пианистического мышления: 
1. Нижний голос обычно воспринимается хуже, чем верхний. Полезно поиграть нижний голос в октавном удвоении, а педагог – верхний голос. 
2. Ученик играет оба голоса: 
Первый – f, 
Второй – p, затем наоборот. 
3. Поиграть оба голоса и в то же время один из них петь. 
4. Один из голосов играть, другой из них – петь. 
5. Сложный способ: оба голоса играть «mp», но слушать внимательно один из них, вести его внутренним слухом. Педагог всегда услышит, какой голос ведет ученик.

В процессе работы над Буре пропевали мотивы. Обращали внимание

на диалог между партиями правой и левой рук. Работали над звонкостью

верхнего регистра, над совпадением параллельных шестнадцатых.

    Для итогового проигрывания все делали нужно объединить для придания целостности музыкального образа. Для понимания полифонического произведения и осмысленности работы нужно с самого начала представлять себе его форму, тонально-гармонический план. В музыкальной фразе  важно знание своеобразия динамики в полифонии, особенно баховской, состоящее в том, что самому духу музыки не свойственно излишне измельченное, волнообразное её применение. 

3.2  Н.Торопова «Романс»

     В начале сама (учитель)  проигрываю произведение.   Сегодня  будет поговорим о художественном образе произведения. Что же это за понятие «художественный образ»?

Ответ: Это композиторский замысел. Это то, что показано в музыке… это мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению.

    Работа над созданием художественного образа – сложный процесс. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей, его «лица». И раскрывается образ, как мы уже сказали, с помощью выразительных средств.

   Обращаем внимание на строение музыкальной формы.

  Романс написан в двухчастной  форме.

Подкрепляли  техническую сторону. Работали способами: нон легато, стаккато, пунктирами; полезен переход с последней доли на первую, учили переносы рук, нажимая беззвучно клавишу,  по два раза нажимали каждую ноту…Слушали фразы: начало и конец. Стремились к полётности звучания.

В конце прочитали стихи, которые были придуманы совместно с ученицей

на одном из уроков:

     1.Осень к  нам пришла, грусть всем  принесла.

        Расставаться с летом ну не хочется никак.

        Падает роса - дождика слеза,

        Опадает жёлтая листва.

                    Припев:

       Закружились в вихре вальса

       Листья, ветер, птицы…

       И дождинки брызгами покрыли

       Землю, крыши..

       Как же хочется вернуться в лето,

       И морскими каплями умыться.

       Осень наступила, ну и что же

       Будем ждать весну...      

  4. Итоговое прослушивании программы академического концерта.

    После активной работы над деталями произведений полезно мобилизовать все силы и сделать контрольное проигрывание от начала до конца двух произведений, лучше два раза. Это воспитывает  выносливость учащегося.

  5.Домашнее задание.  

Список используемой литературы:

А.Щапов «Некоторые вопросы фортепианной техники»  Москва "Музыка" 1968 г.

А.Вицинский «Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением» М.: Классика-XXI, 2004. — 98 с.

А.Д.Алексеев «Из истории фортепианной педагогики» Хрестоматия. — Киев: Музична Україна, 1974. — 163 с.

И.Браудо «Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе.

В.Милич  «Воспитание ученика - пианиста

Дыхательная гимнастика Н.Стрельниковой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

методические сообщения "Значение художественного образа в музыкальном произведении"

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕНА ТЕМУ:«Значение художественного  образа в музыкальном произведении»....

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы.

План-конспект открытого урока "Работа в классе струнного ансамбля над произведениями малой формы"...

«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...

«Работа над фразами, стилем и художественным образом в фортепианных произведениях»

Обучаясь по предпрофессиональной программе в «Детской музыкальной школе», обучающиеся уже с первого класса второго полугодия начинают изучать произведения крупной формы. Сначала ученики ос...