Урок музыки в 6 классе. Тема четверти: «В чём сила музыки?» Тема урока: Стилевые особенности музыки В. Моцарта 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Якова Светлана Викторовна
Конспект урока на основе применения проблемно-исследовательского метода, который является неотъемлемой составляющей технологии творческого междисциплинарного обучения. Технология творческого междисциплинарного обучения позволяет создать условия для развития детей с высоким уровнем развития познавательных потребностей и возможностей, построить обучение в соответствии с высоким уровнем развития интеллектуальных и творческих способностей таких школьников. Урок предназначен для учащихся 6 классов. Изучение музыкального стиля композиторов входит в программу обучения по музыке. Эта тема рассматривается в разные годы обучения. Данный урок разработан с целью более глубокого изучения творческого стиля австрийского композитора В. Моцарта. Предлагаемый урок рассчитан на 2 академических часа, что является важным для урока-исследования. Так как программа по музыке рассчитана на 1час в неделю, учащимся было предложено предварительно познакомиться с текстами и музыкальными произведениями в рамках выполнения домашнего задания. Тексты должны содержать не только сведения о биографии и творческом пути композитора, но и информацию о культурной, политической и исторической эпохе, в которую жил композитор, о наиболее значимых событиях, происходящих во время его жизни. Важно, чтобы учащиеся понимали, что все эти факторы оказывают значимое влияние на формирование художественного стиля того или иного композитора. Учащиеся учатся определять стиль композитора на основе изучения его жизненного и творческого пути, определения исторической эпохи в период жизни композитора и его музыкальных произведений. Кроме того, дети учатся определять на слух средства музыкальной выразительности, характерные для музыкального стиля композитора, а также связывать разрозненные сведения, полученные из разных источников информации (тексты, прослушивание музыкальных произведений) в целостную картину творчества композитора. Тексты могут быть составлены на основе материалов учебника по музыкальной литературе для учащихся музыкальных школ, учебников по истории для общеобразовательных школ, музыкальных энциклопедических словарей и других источников информации. Для лучшей организации урока перед занятием рекомендуется распределить учащихся по группам в зависимости от содержания изучаемых текстов и материалов (по 5-6 человек).

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема четверти: «В чём сила музыки?»

Тема урока: Стилевые особенности  музыки В. Моцарта  6 класс

Пояснительная записка

Урок предназначен для учащихся 6 классов. Изучение музыкального стиля композиторов входит в программу обучения по музыке, составленную Д. Б. Кабалевским для общеобразовательных учебных заведений. Эта тема рассматривается в разные годы обучения. Данный урок разработан с целью более глубокого изучения творческого стиля австрийского композитора В. Моцарта.

Предлагаемый урок рассчитан на 2 академических часа, что является важным для урока-исследования. Так как программа по музыке рассчитана на 1час в неделю, учащимся было предложено предварительно познакомиться с текстами и музыкальными произведениями в рамках выполнения домашнего задания. Тексты должны содержать не только сведения о биографии и творческом пути композитора, но и информацию о культурной, политической и исторической эпохе, в которую жил композитор, о наиболее значимых событиях, происходящих во время его жизни. Важно, чтобы учащиеся понимали, что все эти факторы оказывают значимое влияние на формирование художественного стиля того или иного композитора.

Учащиеся учатся определять стиль композитора на основе изучения его жизненного и творческого пути, определения исторической эпохи в период жизни композитора и его музыкальных произведений. Кроме того, дети учатся определять на слух средства музыкальной выразительности, характерные для музыкального стиля композитора, а также связывать разрозненные сведения, полученные из разных источников информации (тексты, прослушивание музыкальных произведений) в целостную картину творчества композитора. Тексты могут быть составлены на основе материалов учебника по музыкальной литературе для учащихся музыкальных школ, учебников по истории для общеобразовательных школ, музыкальных энциклопедических словарей и других источников информации.

Для лучшей организации урока перед занятием рекомендуется распределить учащихся по группам в зависимости от содержания изучаемых текстов и материалов (по 5-6 человек). Таблица для фиксации средств музыкальной выразительности, которую заполняют ребята по окончании исследования, раздаётся учащимся перед уроком.

Обобщение: Моцарт жил в 18 веке, сочинял музыку в стиле классицизм. Строгость, ясность форм, многообразие жанров и образов, оптимизм, эмоциональность, танцевальность - характерные черты музыки В. Моцарта.

Цель: 1. Дать представление о музыкальном стиле В.Моцарта. 2. Научить определять стиль музыки на слух. 3. Развивать способности к определению средств музыкальной выразительности, характерные для стиля того или иного композитора.

Материалы: 1) тексты: «Жизненный и творческий путь В. Моцарта»; «Искусство 18 века»; «Духовная музыка Моцарта»; «Оперное творчество Моцарта»; «Инструментальная музыка Моцарта»; « Симфоническое творчество Моцарта».

       2) музыкальные произведения: «Дивертисменты ре мажор и фа мажор»,  симфонии —  № 40 и № 41 («Юпитер»), музыкальные фрагменты из опер «Свадьба Фигаро» и «Волшебная  флейта», «Фантазия ре минор», «Концерт для валторны №1 ре мажор», «Лакримоза» из «Реквиема».

3) иллюстративный материал.

План урока-исследования

  1. Актуализация знаний, мотивация.

На предыдущих уроках мы не раз отмечали, что композиторы в своих произведениях отражали и свою жизнь, и события эпохи, всё то, что их окружало. Поэтому, слушая музыку, мы можем определить, в какое время она была написана, можем даже догадаться, кто из композиторов её написал, какую жизнь прожил.

Вспомнить, что такое музыкальный стиль. (Это совокупность определённых средств   музыкальной выразительности, характерных для композитора, жившего в определённую историческую эпоху).

 Для создания проблемной ситуации можно предложить детям прослушать два музыкальных фрагмента, принадлежащих творчеству композиторов разных стилей (Хоральная прелюдия Баха и «Маленькая ночная музыка» Моцарта).

Учитель: Прослушайте музыкальные фрагменты и ответьте на вопросы:

- Знакома ли музыка?

- Когда она могла быть написана, в каком веке?

- Оба музыкальных фрагмента  принадлежат одному композитору или нет?

- Кто из известных вам   композиторов мог являться автором?

- Какая музыка по характеру и настроению?

Выслушать предположения детей. Сообщить ребятам, что речь на уроке пойдёт о творчестве и стиле музыки В. Моцарта.

Учитель: Какой из этих музыкальных фрагментов принадлежит В. Моцарту?

Выслушать детей, подчеркнуть возникшие сомнения и спросить:

-Как можно доказать, что одно из произведений принадлежит именно В. Моцарту?

Выслушать детей и записать вопросы, на которые необходимо ответить для решения проблемы: «Что характерно для музыки Моцарта? Какие средства музыкальной выразительности характерны для музыки В.Моцарта? К какому музыкальному стилю принадлежит творчество этого композитора? В чём сила музыки В. Моцарта»

Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести исследование, изучив материалы о жизни и творчестве Моцарта и прослушав его музыкальные произведения.

  1. Исследование в малых группах.

Ребятам предлагаются рабочие листы, которые необходимо заполнить. При проведении   исследования учащиеся работают в группе и анализируют изученные дома материалы, слушают фрагменты   музыкальных произведений. Необходимые сведения заносят в рабочий лист.

  1. Обмен информацией.

По окончании исследования учащиеся вывешивают свои рабочие листы на доску и рассказывают  классу о проведённом исследовании, дают возможность другим группам прослушать изученные ими фрагменты  музыкальных произведений.

  1. Организация информации.

Предложить детям систематизировать сведения, полученные разными группами.

Учитель: В какие группы можно собрать разные сведения, собранные вами, чтобы они наглядно продемонстрировали нам особенности музыки В. Моцарта?

Выслушать детей и выписать в пустые клетки таблицы основные рубрики, например:

1.

Музыкальные инструменты

2.

Склад музыки

3.

Жанры

4.

Характеристика исторического периода, в котором жил композитор.

5.

Музыкальные произведения

6.

Факты биографии, повлиявшие на стиль композитора

7.

Вывод

  1. Связывание информации.

Учитель: А сейчас, ребята, давайте посмотрим на нашу таблицу и определим, какие характерные особенности мы увидели в музыке В. Моцарта? Как это связано с эпохой, в которую жил композитор? Какой художественный стиль тогда преобладал? (Так как в эпоху жизни композитора в Западной Европе в 18 в. господствовал стиль классицизм, то и в творчестве Моцарта мы увидели черты классицизма (оптимистичность, жизнеутверждающий характер музыки, ее гуманистическая направленность, народность, демократизм, реализм; стройность, ясность и совершенство формы;  развитие новых жанров). Обобщая, можно сказать, что В. Моцарт сочинял музыку в стиле классицизм).

Выслушать детей и записать сформулированное ими обобщение:

«Для творчества В. Моцарта характерна музыка, наполненная светом, оптимизмом,  отличающаяся многообразием жанров и образов. Отличительной чертой творчества Моцарта является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Правдивость и красота. Моцарт сочинял музыку в стиле классицизм».

  1. Применение.

Вернуться к проблеме, возникшей на этапе мотивации при прослушивании фрагментов  музыкальных произведений.

Учитель: Предлагаю снова послушать несколько музыкальных  фрагментов, сможете ли вы теперь без всяких сомнений определить, какие из произведений написаны  В. Моцартом.

Музыкальная викторина.

  1. Подведение итогов.

В.Моцарт - великий композитор, представитель венской классической школы, его творчество - музыкальная вершина 18 в.  Имя М. стало символом высшей музыкальной одаренности, творческой гениальности, единства красоты и жизненной правды.


Рабочий лист №1

Жизнь и творчество В. Моцарта (детство)

  1. Расскажите о детстве и годах учения Моцарта (кратко).
  2. В чём проявился разносторонний талант Моцарта? Почему его называли чудо-ребёнком?
  3. Первое путешествие за границу.
  4. Первые произведения Моцарта
  5. Сделайте вывод о том, какие факторы повлияли на творчество В. Моцарта.

              6.Материал для слушания: Маленькая ночная серенада, рондо в турецком стиле.

Детство Моцарта

Проявление его таланта

Первое путешествие            за границу

Первые

произведения

Моцарта

Вывод (какие факторы повлияли на творчество Моцарта?)

Рабочий лист №2

Венский период творчества В.Моцарта

  1. Расскажите о жизни Моцарта в Вене.
  2. Назовите произведения, созданные Моцартом в венский период.
  3. Педагогическая деятельность Моцарта.
  4. Что представляет собою клавесин? Что такое дивертисмент?
  5. Как сложилась судьба Моцарта-композитора в этот период жизни?
  6. Сделайте вывод о том, какие факторы повлияли на создание его собственного стиля         музыки
  7. Материал для слушания: «Дивертисменты ре мажор и фа мажор»

Рабочий лист №3

Симфоническое творчество В. Моцарта

  1. Что такое симфония? Что такое рондо?
  2. Назовите основные этапы построения рондо.
  3. Моцарт- мастер симфонии.
  4. Сделайте вывод о том, что нового внёс Моцарт в развитие симфонической музыки?

6.Материал для слушания: симфонии —  № 40 и № 41 («Юпитер»).

Рабочий лист №4

Оперное творчество В. Моцарта

  1. Что такое опера? Что такое ария?
  2. Назовите характерные черты оперы.
  3. Моцарт – реформатор. В чём проявилось новаторство Моцарта.
  4. Сделайте вывод о том, что нового внёс Моцарт в развитие оперного жанра?

5.Материал для слушания: музыкальные фрагменты из опер «Свадьба Фигаро» и «Волшебная  флейта».

Рабочий лист №5

Инструментальное творчество В. Моцарта

1.Моцарт – создатель классического концерта. Что такое концерт.

2. Камерно-инструментальное творчество Моцарта.

3.Фортепианное творчество Моцарта (сонаты, вариации, фантазии).

4.Сделайте вывод о том, что нового внёс Моцарт в развитие инструментального жанра?

5.Материал для слушания: «Фантазия ре минор», «Концерт для валторны №1 ре мажор».

Рабочий лист №6

Духовная музыка  В. Моцарта

1.Духовная музыка в творчестве В. Моцарта.

2. Назовите жанры духовной музыки.

3.Последний период творчества В. Моцарта. Создание «Реквиема».

4.Материал для слушания: «Лакримоза» из «Реквиема».

Рабочий лист №7

Что такое музыкальный стиль?

Как проявился стиль классицизм  в творчестве Моцарта?

Что такое классицизм? В каких областях искусства нашел своё отражение?

Где и почему возник  стиль классицизм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Урок в пятом классе, тема четверти "Можем ли мы увидеть музыку", "Портрет в музыке и изобразительном искусстве"

"Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию" А. Сууман.Знакомство с музыкой. которая изображает портрет человека и раскрывает его характер......

Учебно-методический материал к уроку музыки.1 класс. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта урока музыки в 1 классе. 2 четверть. Тема "Оркестр русских народных инструментов". Данный материал ориентирован на работу с учебником "1 класс. ...

Учебно-методический материал к уроку музыки. 3 класс. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Программа В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Здесь представлена технологическая карта, презентация и аудио-файлы к  уроку  музыки в 3 классе. 4 четверть. Тема "Легко ли быть музыкальным исполнителем?" Данный материал ориентир...